Пролегомены святителя Иоанна Златоуста к вопросу о заглавии деяний апостолов в древнеармянском исагогическом сборнике "Книга причин"
Автор: Ширинян М.Э.С.
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Публикации
Статья в выпуске: 1 т.18, 2024 года.
Бесплатный доступ
Представленная статья посвящена вопросу о заглавии Деяний Апостолов, которое было предметом обсуждения, начиная с эпохи раннего христианства. Святитель Иоанн Златоуст даже посвятил ему специальные четыре Беседы о надписании книги Деяний, предваряющие собой состоящие из 55 Слов или Бесед толкования на эту же книгу. Цель данной статьи показать, что эти четыре беседы следует расценивать как исагогические главы или пролегомены. Многие авторы, особенно учителя церкви, писали подобные вводные главы, в основном, необходимые для обучения, прежде чем приступить к составлению толкований на то или иное произведение. В указанных четырех Беседах Иоанна Златоуста обсуждается вопрос, почему новозаветная книга была названа именно Деяния, а не, скажем, Знамения или Чудеса Апостолов, и в чем различие между деянием, знамением и чудом. В армянской традиции существуют древнеармянские классические дословные переводы как этого сочинения, так и толкования. Последнее представлено и в более поздних сводных катенах Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина на Деяния. Более того, в пока еще неопубликованном средневековом древнеармянском сборнике по исагогике конца 12 - начала 13 вв., составленном Григором сыном Абаса и известном под условным заглавием Книга причин, сохранились пролегомены к Беседам о надписании. По сути, эта исагогическая глава является сокращенной версией четырех Бесед, но в то же время содержит отрывки, отличающиеся от названного труда. Анализ привлеченных текстов позволяет заключить, что интерес к заглавию Деяний Апостолов обусловлен тем, что разъяснение, или причина названия - αἰτία τῆς ἐπιγραφῆς (или attitulatio) - выступает как один из главных исагогических вопросов, включенных в так называемую исагогическую схему. Об использовании этой схемы свидетельствуют и другие исагогические вопросы, имеющиеся в Беседах, такие как авторство, польза чтения Св. Писания, когда и почему читается книга Деяний Апостолов. Это подтверждает, что Иоанн Златоуст тоже пользовался исагогической схемой, применение которой до сих пор было принято приписывать лишь неоплатоническими комментаторам и двум - трем христианским авторам, как например Оригену и Проклу. Выявление этих вопросов, равно как и текстологический анализ привлеченных текстов, также являлся одной из главных задач статьи.
Деяния апостолов, иоанн златоуст, средневековая армянская экзегеза, введение в священное писание, исагогическая схема, книга причин, пролегомены
Короткий адрес: https://sciup.org/147244490
IDR: 147244490 | DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-410-426
Список литературы Пролегомены святителя Иоанна Златоуста к вопросу о заглавии деяний апостолов в древнеармянском исагогическом сборнике "Книга причин"
- Chetanian, R. V., ed. (2004) “La version arménienne ancienne des Homélies sur les Actes des Apôtres: Homélies de Jean Chrysostome”, I, II, VII, VIII”. Louvain. (CSCO; 607. Arm.; 27).
- Commentary on the Acts of Apostles by our ancestors Iohannes Chrysostomus and Ephrem Syrus [a catena] (1839). Venice (in Armenian).
- Cornely, K.J.R. (1897) Introductio specialis in singulos Novum Testamentum libros. Paris. Iohannes Chrysostomus (1861) Homilies. Venice (in Armenian).
- Stone, M., Shirinian, M. E. (2000) Pseudo-Zeno. Anonymous Philosophical Treatise. Leiden: Brill.
- Mansfeld, J. (1994) Prolegomena: questions to be settled before the study of an author, or a text (Philosophia antiqua, 61). Leiden: Brill.
- Motta, A. (2018) “Introducing Plato's System through σχήματα: Isagogical Aspects of Platonism in Late Antiquity”, Incontri di filologia classica 2016-2017 (16), 113–127.
- Shirinian, M.E. (2001) “Translations from Greek in Armenian Literature,” Eikasmos 12, 229–240.
- Shirinian, M.E. (2011) “Philo and the Book of Causes by Grigor Abasean,” Studies on the Ancient Armenian Versions of Philo’s Works, ed. by S. Mancini Lombardi & P. Pontani, Leiden: Brill, 155–189.
- Shirinian, M.E. (2017) “The Liber Causarum: A Mediaeval Armenian Isagogical Collection,” Le Muséon 130 (1–2), 139–176.
- Shirinian, M.E. (2019) “Schema isagogicum apud Patres Ecclesiae,” Studia Patristica. Vol. CXIII. Papers presented at the Eighteenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford, ed. by M. Vinzent. Peeters, 215–226.
- Thomson, R.W. (2001) The Armenian Adaptation of the Ecclesiastical History of Socrates Scholasticus Translation of the Armenian Text and Commentary (Hebrew University Armenian Studies). Peeters.
- Погарян Н. (1971) Армянские писатели. Иерусалим (на арм. яз.)
- Ширинян, М. Э. (2006a) «Армянская Книга причин, составленная Григором, сыном Абаса», Армянский гуманитарный вестник-2006. Москва / Ереван, 103–109.
- Ширинян, М. Э. (2006b) «Григор II Вкаясер», Православная Энциклопедия. Москва, т. XII, 449.
- Ширинян, М. Э. (2006c) «Григор, сын Абаса», Православная Энциклопедия. Москва, т. XIII, 108–109.
- Ширинян, М. Э. (2022) «Порядок книг Соломоновой трипартиты согласно раннехристианским, ранневизантийским и средневековым армянским толкователям», Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения, 27.6, 237–254.
- Pogarian N. (1971) Armenian authors. Jerusalem (in Armenian).
- Shirinian, E.M. (2006) “Armenian Book of Causes, compiled by Grigor, son of Abas”. In: Armianskii Gumanitarnyi Vestnik, Moskva/Yerevan, P. 103-109 (in Russian).
- Shirinian, E.M. (2006) “Grigor II the Martyrophile”, Orthodox Encyclopedia, vol. XII, P. 449, Moscow (in Russian).
- Shirinian, E.M. (2006) “Grigor, the son of Abas”, Orthodox Emcyclopedia, vol. XIII, P. 108-109, Moscow (in Russian).
- Shirinian, E.M. (2022) “The order of the books in Solomon's tripartite according to early Christian, early Byzantine and medieval Armenian interpreters”. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [A special issue “Byzantine society: history, law, and culture” of Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 27.6, 237-254 (in Russian).