Пролог раннего багацохуровского цикла как "осколок" архаического сказания ойратов: реконструкция сюжетно-мотивной схемы

Автор: Убушиева Данара Владимировна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии

Статья в выпуске: 3 (62), 2022 года.

Бесплатный доступ

Проблемы эволюции эпических форм являются дискуссионными и в настоящее время. Эпическая традиция калмыков требует обособленного взгляда на ранние и поздние ее образцы, как и на их локальность. Цель и задачи исследования заключаются в выявлении закономерностей стадиального развития внутри локального цикла, в связи с чем выделены композиционные структуры песен цикла, изучен сюжетно-мотивный фонд. Материалом исследования являются три песни раннего Багацохуровского цикла калмыцкого эпоса «Джангар» (1853-1862 гг.). В работе применялись сравнительно-сопоставительный, сравнительно-типологический методы исследования. Рассмотрение внутренней сюжетно-композиционной структуры и изучение сюжетно-мотивного фонда локального Багацохуровского цикла позволило проследить его возможную стадиальную эволюцию. Анализ показал, что единый пролог цикла может являться «осколком» архаического сказания, которое преобразовалось из одноходового сказания о сватовстве героя в эпическую двухходовую песнь с матримониальными и воинскими коллизиями. Как пишет Е.М. Мелетинский, «комплекс “испытание плюс добывание” может стать основой и для дальнейшего развития мифа в сказку или эпос». Наличие в едином прологе Багацохуровского цикла матримониальной темы и темы завоевания иноплеменника Савара с комплексами ядерных мотивов является основным доказательством состоятельности возможного развития цикла. Более того, развитие цикла соответствует закономерностям стадиальной эволюции эпоса - это мифологическое время, брачные коллизии главного героя, черты мифологического персонажа, противник эпического богатыря, объемы пролога, увеличение объема произведения; исключением стала лишь традиция исполнения.

Еще

Закономерности стадиальной эволюции эпоса, архаическое сказание, локальный цикл, пролог, сюжетно-мотивный фонд

Короткий адрес: https://sciup.org/149141343

IDR: 149141343   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-3-407

Список литературы Пролог раннего багацохуровского цикла как "осколок" архаического сказания ойратов: реконструкция сюжетно-мотивной схемы

  • Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. 327 с.
  • Биткеев Н.Ц. Эпос «Джангар». Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар»; КалмГУ, 2006. 352 с.
  • Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. СПб.; М.: Тип. «Светоч», 1923. 253 с.
  • Веселовский А.Н. От певца к поэту. Выделение понятия поэзии // Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика / сост., вступ. ст. и коммент. И.О. Шайтанова. М.: РОССПЭН, 2006. С. 343-374.
  • Говенько Т.В. Концепции мифа, сказки, эпоса в исторической поэтике А.Н. Веселовского: дис. ... д. филол. н.: 10.01.09. Москва, 2022. 375 с.
  • Говенько Т.В. Стратификация эпоса в трудах академика А.Н. Веселовского // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосо-ва: Серия «Эпосоведение». 2021. № 3. С. 5-18.
  • Кичиков А.Ш. Важное открытие в джангароведении // Советская Калмыкия. 1979. 8 мая. С. 3.
  • Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Восточная литература, 1997. 320 с.
  • Козин С.А. «Джангариада». Героическая поэма калмыков (введение в изучение памятника и перевод торгутской его версии). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 252 с.
  • Котвич В.Л. Джангариада и джангарчи // Ученые записки. Вып. 6. Серия филологии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1967. С. 188-192.
  • Манджиева Б.Б. Малодербетовский цикл «Джангара»: текстология и поэтика в контексте эпической традиции калмыков: дис. ... д. филол. н.: 10.01.09. Майкоп, 2021. 439 с.
  • Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 2006. 407 с.
  • Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: ранние формы и архаические памятники. М.: Восточная литература, 2004. 462 с.
  • Михайлов Г.И. Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1971. 235 с.
  • Неклюдов С.Ю. Анатолий Шалхакович Кичиков (1921-1998) // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2021. Т. 4. № 3. С. 156-159.
  • Неклюдов С.Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов // Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература: к 75-летию акад. Б.Л. Рифтина. М.: Наука, 2010. С. 185-198.
  • Неклюдов С.Ю. Типология и история в памятниках героического эпоса // The Armenian Epic «Daredevils of Sassoun» and the World Epic Heritage (Tsakhkadzor, 4-6 November, 2003). Yerevan: National Academy of Sciences of Armenia, 2003. P. 17-24.
  • Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 592 с.
  • Неклюдов С.Ю. «Героическое детство» в эпосах Востока и Запада // Историко-филологические исследования. Сборник статей, посвященных памяти академика Н.И. Конрада. М.: Наука, 1974. С. 129-140.
  • Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. М.: Наука, 1984. 308 с.
  • Неклюдов С.Ю. Закономерности стадиальной эволюции эпоса Центральной Азии и Южной Сибири // Mongolica. Памяти академика Б.Я. Владимирцова. М.: Наука, 1986. С. 66-79.
  • Неклюдов С.Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977. С. 193-228.
  • Овалов Э.Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов. Элиста: АПП «Джангар», 2004. 184 с.
  • Пухов И.В. Якутские олонхо и калмыцкий «Джангар» // Проблемы ал-таистики и монголоведения. Материалы Всесоюзной конференции (г. Элиста, 17-19 мая 1972 г.). Вып. 1. Элиста: КНИИЯЛИ, 1974. С. 61-68.
  • Пюрвеева Н.Б. Поэтика героического эпоса «Джангар». Элиста: АПП «Джангар», 2003. 240 с.
  • Санжеев Г.Д. Илиада калмыцкого народа // Записки Бурят-монгольского ИЯЛИ. 1941. Вып. 3-4. С. 154-163.
  • Селеева Ц.Б. Проблемы эволюции поэтических форм эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия «Эпосоведение». 2018. № 3(11). С. 121-127.
  • Убушиева Д.В. Космогонические мотивы в прологе эпоса «Джангар» // Новый филологический вестник. 2018. № 3(46). С. 35-45.
  • (а) Убушиева Д.В. Мотивы «тууль-улигера» (архаического эпоса) в героическом эпосе «Джангар» // Новый филологический вестник. 2019. № 1 (48). С. 57-69.
  • (b) Убушиева Д.В. Элементы архаики в эпосе «Джангар» // Новый филологический вестник. 2019. № 4(51). С. 53-64.
  • Убушиева Д.В., Дамринжав Б. Матримониальные коллизии в калмыцком эпосе «Джангар» и сказаниях тюрко-монгольских народов Сибири // Oriental Studies. 2019. Т. 44(4). С. 707-715.
  • (а) Убушиева Д.В. Мотив одиночества в ранних циклах эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия «Эпосоведение». 2020. № 3 (19). С. 55-62.
  • (b) Убушиева Д.В. Архетипический концепт «вода» в ранних образцах калмыцкого эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2020. № 6(80). С. 95-106.
  • Убушиева Д.В. Мотивы космогонического мифа о небесном охотнике и трех маралах в фольклоре калмыков // Монголоведение. 2021. Т. 13. № 3. С. 567576.
  • Хабунова Е.Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. 256 с.
  • Церенов В.З. Найдена рукопись «Джангара» // Советская Калмыкия. 1979. 8 мая. С. 3.
  • Ясон Х. Модели и категории эпического нарратива / пер. с англ. И.Л. Тумаркиной, А.В. Козьмина // Живая старина. 2002. № 2. С. 6-8.
Еще
Статья научная