Промышленность Алтайского края в годы Великой Отечественной войны

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14736925

IDR: 14736925

Текст краткого сообщения Промышленность Алтайского края в годы Великой Отечественной войны

В отраслевой структуре индустриального сектора Алтайского края в довоенный период преобладающее место занимали предприятия легкой промышленности (87,5 % валового продукта Алтайского края производилось на них): пищевая (51 % валового продукта Алтая), текстильная (20 %), деревообрабатывающая (13,5 %) 1. Такая ситуация объясняется тем, что центральной задачей промышленного развития Сибири в годы первой пятилетки было создание сибирской части Урало-Кузнецкого комбината с крупнейшим в стране металлургическим заводом. Другие же районы Сибири в этот период обеспечивались по остаточному принципу.

Машиностроение и металлообработка составляли 12,9 % от всего валового продукта Алтайского края [1. С. 174]. В свою очередь, недостаточный уровень развития упомянутых отраслей породил дефицит промышленных товаров и, в частности, товаров широкого потребления (в вывозе до 77 % занимали продукты сельскохозяйственного производства, во ввозе до 99 % – промышленные товары). Это количество могло обеспечить потребности незначительной части населения (13 %) 2. Ввиду этого, а также низкой покупательской способности жителей края, широкое распространение получили Алтайская кооперация и кустарное производство. Их продукция не могла конкурировать с товарами, выпускавшимися на крупных промышленных предприятиях ни по разнообра- зию ассортимента, ни по его качеству, хотя по цене она была гораздо ниже и доступнее для населения.

Перепись промышленных предприятий, проведенная в период второй пятилетки, зарегистрировала на Алтае около 7 000 предприятий, на которых трудилось свыше 21 000 чел. 3 Более 60 % этих предприятий относились к категории мелких (численность занятых от 16 до 100 чел.); 25 % предприятий не подходили ни под одну категорию, это были мелкие кустарные мастерские, основанные на ручном труде с численностью обслуживающего персонала не более 10 чел. Остальные 15 % представляли среднюю промышленность с численностью занятых от 101 до 1 000 чел. 4 Наиболее крупными из них были предприятия легкой промышленности, например Бийская льнопрядильноткацкая фабрика им. Буденного и Барнаульский меланжевый комбинат. На этих заводах трудилось свыше 1 000 чел. (на Бийской льнопрядильно-ткацкой фабрике – 1 106 чел., на Барнаульском меланжевом комбинате – 2 253 чел.). Эти предприятия не были оснащены современным оборудованием, которое в случае войны можно было использовать для производства военной продукции. Напротив, на многих предприятиях были установлены станки, возраст которых превышал 40 лет. Так, на вышеупомянутой Бийской льнопрядильно-ткацкой фабрике использовались кардмашины 1896 г. выпуска, ленточные ма-

ISSN 1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2008. Том 7, выпуск 1: История © Д. А. Перфильев, 2008

шины Лаусона, выпущенные в 1910 г., которые не модернизировались до 1943 г. 5 Таким образом, до войны Алтай не располагал широкой индустриальной базой, способной оказать необходимую помощь развернувшейся в крае с началом Великой Отечественной войны эвакуации.

Агрессия фашистской Германии поставила народное хозяйство страны в исключительно сложные условия, приведшие к сокращению выпуска промышленной продукции, с июня по ноябрь 1941 г. – в 2,1 раза, а производство проката черного металла снизилось в 3,1 раза [2. С. 173–179]. Прежние межрегиональные экономические связи и сложившаяся система кооперирования между отдельными отраслями промышленности оказались нарушены. К тому же только в первые восемь дней войны в Красную Армию было призвано 5,3 млн чел. [3. С. 452].

Эвакуация началась с первых дней войны и продолжалась более полутора лет. За эти годы на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию было вывезено около 2 593 предприятий и 11 млн чел. Так, уже во второй половине 1941 г. из прифронтовой зоны было отправлено полностью или частично 1 523 промышленных предприятий, в том числе 1 360 крупных заводов и фабрик, из них 226 разместились в Поволжье, 667 – на Урале, 78 – в Восточной Сибири, 244 – в Западной Сибири, 308 – в Казахстане и Средней Азии [3. С. 801–803]. Это были предприятия танковой, авиационной, моторостроительной промышленности, промышленности боеприпасов, вооружения, 94 металлургических, 150 машиностроительных заводов, 40 заводов электротехнической промышленности.

Правительство Советского Союза избрало Алтайский край местом базирования эвакуируемых предприятий неслучайно. Регион был на тысячи километров удален от линии фронта, имел богатую строительную базу (большие запасы строительных материалов – дерево, песок, глина, щебень и т. д.). Выгодным было и географическое положение, так как Алтай расположен на стыке транспортных путей Урало-кузнецкого комплекса, рядом с угольно-металлургической базой, металл с которой стал поступать на Алтайские предприятия уже с начала 1942 г. Наличие людских ресурсов также являлось немаловажным фактором при выборе места для эвакуации предприятий. С одной стороны, к началу Великой Отечественной войны в крае насчитывалось всего лишь 25 000 чел. промышленного персонала, с другой – Алтай располагал значительными людским потенциалом: по переписи населения 1939 г. на территории региона проживало 2 387 744 чел., из них в трудоспособном возрасте было 1 501 592 чел., в том числе 411 394 горожанина [4. С. 159–175].

Поэтому с началом Великой Отечественной войны Алтай смог принять более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения, что составляло 31 % от общего числа предприятий, эвакуированных в Сибирь (см. таблицу ниже) 6.

В их числе были заводы сельскохозяйственного машиностроения, тракторный, тракторного оборудования, два котельных, механических прессов, вагоностроительный и др. Предприятия прибыли из Ленинграда, Москвы, Киева, Одессы, Днепродзержинска и других городов европейской части СССР. Они

Количество предприятий, эвакуированных в Сибирь в 1941–1943 гг.

Территория

Количество эвакуированных предприятий

% к общему числу

Сибирь

322

100

Западная Сибирь, в том числе Алтайский край

244

76

Восточная Сибирь

78

24

Алтайский край

100

31

размещались в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, Чесноковке (с 1942 г. город районного подчинения Новоалтайск) [5. С. 183].

В сентябре 1941 г. на совместном заседании Алтайского крайкома ВКП (б) и краевого исполкома были рассмотрены вопросы, касающиеся перевода экономики Алтая на военные рельсы. Помимо этого здесь были поставлены задачи: в кратчайшие сроки подготовить план приема эвакуированных предприятий, изыскать стройплощадки для их размещения, обеспечить объекты рабочей силой и строительными материалами. Решение поставленных задач было возложено на Алтайскую комиссию по эвакуации под председательством Н. А. Смердова. В ее компетенцию входили вопросы поиска подходящих площадей для пребывающего оборудования и промышленного персонала. Комиссия взяла под свой контроль и учет все строения, которые могли быть использованы для производственных нужд – в том числе клубы, школы, помещения учреждений, склады, церкви и т. д. 7

Тем не менее этого было недостаточно. Из-за того, что процесс эвакуации протекал в экстренном режиме и в короткие сроки, по пути следования эвакуируемых предприятий и на местах их базирования при организации их размещения руководящими органами были допущены ошибки, которые впоследствии негативно повлияли на объем и качество продукции, выпускаемой эвакуированными предприятиями Алтайского края. Отсутствие четкого плана эвакуации привело к неразберихе на местах. Так, некоторые эвакуируемые заводы, направляясь на места своего размещения (заранее спланированные с учетом особенностей региона и специфики эвакуируемого предприятия), по пути следования разукомплектовывались и перераспределялись в другие точки, не предусмотренные планом. Это приводило к тому, что города, принимавшие перераспределенное, внеплановое оборудование таких предприятий, не могли обеспечить их всем необходимым. Из-за этого к 1 января 1942 г. выполнение плана капитальных работ составило всего 48 %, а по промышленному производству – 58,8 % 8.

На местах хозяйственными органами не было обеспечено должное хранение, транспортировка, охрана прибывших материальных ценностей. В большинстве случаях, эвакуированное оборудование перемещалось волоком (из-за отсутствия специальных разгрузочных механизмов разгрузка велась вручную, «в кучу») и хранилось под открытым небом.

Процесс эвакуации также затормаживался отсутствием развитой системы путей сообщения и энергетической базы. Из-за загруженности Томской железной дороги, которая имела слабую пропускную способность, постоянных бомбежек, которым подвергались эшелоны с оборудованием эвакуируемых предприятий, станки, агрегаты и материалы поступали на строительные площадки неравномерно и в разрозненном виде. Это увеличило сроки проведения процесса эвакуации более чем на 30 % 9.

Кроме того, на Алтае не было таких энергоресурсов, которые смогли бы в полной мере обеспечить эвакуированные промышленные предприятия электроэнергией. Единственной ТЭЦ промышленного назначения в Алтайском крае была ТЭЦ Меланжевого комбината мощностью 12 000 кВт/ч. Остальные ТЭЦ были коммунального предназначения и не могли служить для промышленного использования. Всего все ТЭЦ края могли обеспечить электроэнергией прибывшие предприятия на 25 % 10.

Первоначально для улучшения сложившейся ситуации при Совете по эвакуации и наркоматах были созданы специальные контрольно-ревизионные комиссии, целью которых было выявление нарушений, связанных с неправильным и нерациональным использованием и хранением государственных материальных ресурсов. Однако эта мера была недостаточно эффективна, так как созданные комиссии только выявляли нарушения, а не устраняли их. Поэтому 25 декабря 1941 г. вместо расформированного Совета по эвакуации был создан Комитет по разгрузке транзитных грузов (под председательством А. И. Микояна). Главная задача комитета состояла в принятии мер для ускорения продвижения эшелонов с эвакуируемыми гру- зами по железной дороге. На транспортных магистралях комитет имел уполномоченных, которые совместно с начальниками железной дороги, представителями наркоматов и местных органов власти контролировали ход продвижения эшелонов и их разгрузки. Комитет также занимался розыском и доставкой промышленного оборудования, сырья и продовольствия, отправленного речным транспортом.

Для обеспечения промышленности края необходимым количеством энергоресурсов заново были отстроены тепловые электростанции в Рубцовске (30 000 кВт/ч) и Ново-алтайске (4 600 кВт/ч), реконструирована Че-мальская ГЭС мощностью 400 кВт/ч, введен в строй ряд ведомственных электростанций (Меланжевого комбината, Бийского сахарного завода). Все это позволило увеличить мощность Алтайских ТЭЦ с 120 до 180 млн кВт/ч. Решением от 4 ноября 1941 г. СНК СССР включил в военно-хозяйственный план 1941–1942 гг. строительство гидроэлектростанций малой мощности на реках Алей, Большая Речка, Чумыш, Локтевка. Данным постановлением была решена проблема электрификации районов Алтайского края. К 1945 г. в крае производилось 262,2 млн кВт/ч электроэнергии, что составило более 200 % довоенного уровня (126,4 млн кВт/ч) 11.

Размещение прибывших предприятий велось по трем направлениям: установка оборудования на открытых стройплощадках и возведение заводов с «нуля» (это 12 % всех предприятий, эвакуированных в край); перепрофилирование или приспособление уже имевшихся объектов для размещения прибывших предприятий (46 %); модернизация уже функционировавших местных предприятий с помощью прибывшего оборудования (44 %). К маю 1942 г. эвакуация промышленности в Алтайский край была завершена 12.

Развитие промышленности Алтайского края в послеэвакуационный период прошло ряд этапов, первый из которых охватил 1942 г. Он характеризуется реконструкцией местной промышленности, строительством новых объектов, выпуском продукции с использованием сырьевых запасов, эвакуированных вместе с оборудованием, затем переходом на местное сырье, внедрением простейшей механизации.

За 1941–1942 гг. полностью изменилась отраслевая структура Алтайской промышленности: появились крупное машиностроение, химическая, станкостроительная и другие отрасли промышленности, и, наконец, самое главное – была создана оборонная промышленность. На предприятиях Алтайского края стали выпускаться гильзы, снаряды, мины, гранаты, патроны разных калибров, танковые радиостанции, котлы, предназначенные для оборонной промышленности и т. д.

На втором этапе (1943–1944 гг.) шло наращивание производства на основе ранее созданной базы и одновременно расширялась производственная база бывших эвакуированных предприятий.

И наконец, первую половину 1945 г. можно рассмотреть как третий этап, включающий в себя конверсию предприятий Алтайского края. В связи с сокращением централизованного снабжения края товарами широкого потребления, в этот период происходит переход предприятий на выпуск гражданской продукции. Усиливается роль кооперации и ее взаимодействие с крупной промышленностью (например, поставка артелям отработанного сырья, списанных механизмов крупными краевыми предприятиями). За первую половину 1945 г. к 537 уже существующим кооперативным артелям прибавилось еще 510 различных артелей, цехов, мастерских, специализировавшихся на выпуске товаров широкого потребления. Сами же предприятия переходили на выпуск мирной продукции: половников, кружек, ножей и вилок, школьных звонков, ножниц, коек, колес и т. д. 13

В целом за годы войны доля тяжелой промышленности в валовой продукции края возросла с 12–15 до 74 % 14.

За этот период на Алтай было эвакуировано 151 200 чел. Основная часть эвакуированных прибыла в течение четвертой четверти 1941 г. и первой половины 1942 г.: всего 78 273 чел. [6. С. 289–290]. Остальная часть (72 927 чел.) прибыла к началу 1943 г. С середины 1943 г. в Алтайском крае начинается процесс реэвакуации. В течение второй половины 1943 и первой половины 1944 г. край покинуло 128 200 чел. 15 К концу войны на Алтае из числа эвакуированного населения осталось 19 318 чел. 16

Согласно плану принятия промышленного персонала, эвакуируемого вместе с промышленными предприятиями, утвержденного 01.09.1941 на совместном заседании Алтайского крайкома ВКП (б) и крайисполкома, край мог принять 125 800 чел. 17 Однако вместе с эвакуированными предприятиями прибыло всего лишь 60 % (73 000 чел.) от предусмотренного количества 18. Остальные 40 % (52 800 чел.) по расчетам руководства страны необходимо было добрать из чис- ла местного населения 19

.

Но на начало Отечественной войны в Алтайском крае насчитывалось 17 500 чел. (33 % от необходимого количества) промышленного персонала [6. С. 159–175]. Это были в основном работники предприятий легкой промышленности и кооперативных артелей, которые не были знакомы со сложным оборудованием прибывших из западных районов предприятий тяжелой промышленности. Таким образом, возникла необходимость не только изыскать из числа сельского населения недостающее число людей, но и обучить его сложным профессиям токаря, слесаря, кузнеца, литейщика, сварщика.

На основании указа Президиума ВС СССР «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» от 13.02.1942 г., в целях обеспечения рабочей силой предприятий и строек Алтая, из числа городского и сельского населения районов края в промышленность было мобилизовано более 30 000 чел. 20 Кроме того 5 000 заключенных было направлено на строительство промышленных объектов из колонии, созданной при строительном тресте «Сибтекстильстрой» 21.

Подготовка и обучение мобилизованного населения Алтайского края происходило через систему трудовых резервов, которая включала в себя железнодорожные училища (ЖУ), ремесленные училища (РУ) и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО); а также через стахановские школы, целевые курсы, кружки техминимума и индивидуальное обучение.

Система трудовых резервов Алтайского края включала в себя 3 ЖУ, 7 РУ и более 15 школ ФЗО 22. Всего за годы войны трудовые резервы края подготовили 27 800 квалифицированных рабочих, в том числе РУ и ЖУ – 9 000 чел. и школы ФЗО – 18 800 чел. 23 Через стахановские школы, целевые курсы, кружки техминимума, индивидуальное обучение в Алтайском крае было подготовлено еще 52 900 чел. 24

Таким образом, к концу войны численность коренных жителей, занятых в промышленном производстве, возросла с 17 500 до 98 200 чел., т. е. 561 % к уровню 1941 г. 25 Численность же эвакуированных рабочих сократилась с 73 000 до 7 000 чел. 26

Половозрастная структура рабочего класса Алтайского края на начало Великой Отечественной войны состояла из 56 % женщин и 44 % мужчин 27. К концу первой половины 1945 г. доля женщин, занятых на производстве, возросла до 58 % от общего числа рабочих и служащих промышленного сектора Алтайского края. Возрастная структура рабочего класса Алтая представлена следующими цифрами: трудящиеся в возрасте до 14 лет – 0,3 %, в возрасте 14–15 лет – 3,5, 16–17 лет – 11, от 18 до 25 лет – 26, от 26 до 35 лет – 25, от 36 до 49 лет – 22, от 50 до 54 лет – 7, старше 55 лет – 5,2 % от общего числа трудящихся Алтайского края 28. Средний возраст алтайского рабочего составлял 31 год, что на 13 лет меньше, чем в довоенный период.

Таким образом, в годы войны в промышленности Алтайского края произошли значительные изменения. Край стал крупнейшим поставщиком как военной, так и гражданской продукции. В то же время не удалось использовать весь промышленный потенци- ал края ввиду того, что при эвакуации предприятий и людских ресурсов руководством страны и края был сделан ряд ошибок, которые пришлось исправлять позднее. При этом темпы промышленного производства с каждым годом все увеличивались. К 1945 г. на алтайских промышленных предприятиях производилось 2 % валового продукта СССР. Тем самым создавались определенные предпосылки для индустриального развития Алтайского края в послевоенный период.

Материал поступил в редколлегию 16.09.2007

Краткое сообщение