Промышленность в сентябре 2019 года: стабильность спроса как препятствие к росту
Автор: С. Цухло
Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr
Статья в выпуске: 15 (98), 2019 года.
Бесплатный доступ
Стабильная динамика спроса позволяет промышленности уверенно контролировать запасы готовой продукции и сырья. При этом сохраняется околонулевой темп роста производства и не видно предпосылок для существенного увеличения выпуска в обозримом будущем. Нежелание предприятий создавать новые рабочие места достигло исторического максимума с начала мониторинга этого показателя в 1993 г. Оптимизм инвестиционных планов продолжает снижаться после подъема в 2017 г.
Короткий адрес: https://sciup.org/170177113
IDR: 170177113
Текст научной статьи Промышленность в сентябре 2019 года: стабильность спроса как препятствие к росту
Прогнозы изменения спроса в 2019 г. тоже стабильны. После очищения от сезонных и случайных колебаний они находятся в интервале +3…+4 пункта с начала текущего года.
В существующих условиях предприятиям относительно легко управлять своими запасами готовой продукции. Результатом становится рекордно высокий уровень нормальных оценок запасов. В сентябре 2019 г. таких оценок получено 78% – исторический максимум всех 328 опросов. При этом средний результат первых 9 месяцев текущего года составил 73% – тоже абсолютный рекорд всех 28 лет опросов по 9-месячным данным.
Баланс (разность) остальных оценок пребывает в окрестности нуля, не выходя с начала 2019 г. за пределы диапазона -2...+3 пункта. Промышленные предприятия не видят оснований для формирования управляемой избыточности запасов, которая характерна для периодов уверенности в росте спроса.
Аналогичная ситуация складывается и с запасами сырья и материалов. В 2019 г. доля нормальных оценок этих запасов достигла рекордных 83% (II квартал), а в III квартале составляет 77% при околонулевом балансе остальных ответов (выше нормы – ниже нормы).
Темп роста выпуска (после очистки от сезонных и случайных колебаний) остается чуть выше нуля второй квартал подряд – с апреля этот показатель устойчиво демонстрирует значения в интервале 0…+1. В I квартале 2019 г. баланс (темп) фактических изменений выпуска пребывал, по данным опросов, в интервале +2…+3 пункта.
15(98) 2019
Несмотря на такую все более застойную динамику выпуска, производственные планы промышленности в текущем году обнаруживают высокий уровень оптимизма. В III квартале баланс ожидаемых изменений выпуска составлял +13 пунктов. Заметим, что в 2018 г. оптимизма в планах выпуска было меньше: все квартальные балансы находились в переделах +11…+12 пунктов.
Спрос, по версии предприятий, остается основным ограничителем промышленного роста. Этот фактор сохраняет 1-е место в рейтинге ограничений выпуска для российской промышленности, начиная с пикового взлета в I квартале 2009 г. (до 67% упоминаний после 30% во II квартале 2008 г.). Сейчас спрос мешает росту выпуска 52% предприятий.
На 2-е место в рейтинге ограничений роста производства российская промышленность с 2015 г. ставит «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив». Этот фактор достиг локального максимума (49% упоминаний) в начале 2016 г., когда предприятия так и не увидели «отскока» от дна кризиса. В 2017 г. (с началом реального выхода из стагнации) на него стали указывать только 24% предприятий. Но торможение выхода из стагнации в 2018 г. увеличило долю упоминаний до 35%. Сейчас неясность текущей ситуации и туманность перспектив вновь мешают увеличивать выпуск трети российской промышленности.
Недостаточный экспортный спрос упоминают в III квартале 2019 г. 28% предприятий. Этот фактор занимает 3-е место в рейтинге. До девальвации декабря 2014 г. на недостаточный экспортный спрос также указывали в среднем 28% предприятий. Вероятно, девальвация рубля не оправдала надежд предприятий на расширение экспортного спроса.
Конкуренция с импортом занимает в 2019 г. 4-е место и является ограничителем выпуска для 22% предприятий. Это – максимум упоминаний данного фактора после декабря 2014 г. Угнетающее влияние конкурирующего импорта на российскую промышленность пока не достигло пред-девальвационных уровней.
В сентябре промышленность пыталась увеличить отпускные цены – баланс их фактических изменений вырос до +5 пунктов после 0 пунктов в августе. Однако этот шаг, похоже, признан предприятиями неудачным. Ценовые прогнозы, наоборот, снизились на 5 пунктов – промышленность вновь готова отказаться от увеличения цен. О намерении снизить цены в сентябре сообщили 10% предприятий. Больше сообщений о снижении цен за последние 7 лет (13%) было получено только в мае 2019 г.
В сентябре промышленность в целом сохранила нулевой баланс изменения численности персонала. Таким образом, негативный тренд снижения персонала при необходимости пополнения, сформировавшийся в мае-июле, все более определенно преодолевается. Однако в своих кадровых прогнозах промышленные предприятия утратили оптимизм начала года. Баланс этого показателя второй месяц подряд остается нулевым, т.е. предприятия (в целом по стране) уже не планируют роста численности работников.
Абсолютное большинство предприятий (83%) в III квартале 2019 г. сообщало о намерении сохранить имеющуюся численность занятых. Такого массового желания не менять количество работников среди российских промышленных предприятий не регистрировалось ни в одном из кварталов с начала мониторинга этого показателя в 1993 г. Предыдущий «рекорд» российской промышленности по желанию заморозить создание новых рабочих мест был зарегистрирован в 2018 г. и составлял 78%.
15(98) 2019
В 2019 г. оптимизм инвестиционных планов первых 9 месяцев оказался несколько ниже аналогичного результата 2018 г. : +5 балансовых пунктов после +7. Желающих не менять объемы инвестиций стало больше: 51% в первые три квартала 2019 г. после 47% в аналогичный период 2018 г. Торможение выхода российской промышленности из инвестиционной стагнации 2012–2016 гг. продолжается. При этом нехватка машин и оборудования сдерживала рост выпуска в первых трех кварталах 2019 г. только у 10% промышленных предприятий. Это минимальное упоминание указанного фактора с 2000 г., т.е. его 20-летний минимум.