Прошлое и настоящее "разведчиков будущего"
Автор: Михайлова С.Ю.
Журнал: Регионология @regionsar
Рубрика: Региональная история и историография
Статья в выпуске: 4 (57), 2006 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблемам трудовой активности молодежи в индустриальном обществе эпохи научно-технического прогресса. Описывается зарождение движения к коммунистическому отношению к труду среди рабочей молодежи. Охарактеризована деятельность молодежных коллективов промышленных предприятий, направленная на расширение движения. Анализируются причины кризиса движения и ударников коммунистического труда; дана историческая оценка движения.
Короткий адрес: https://sciup.org/147222969
IDR: 147222969
Текст краткого сообщения Прошлое и настоящее "разведчиков будущего"
Молодежь — социальная группа, которая проходит период усвоения социального опыта в связи с началом самостоятельной познавательной, материально-предметной, общественной и другой деятельности. Она характеризуется вы сокой активностью во всех сферах жизнедеятельности. Известно, что оптимум развития интеллектуальных функций фиксируется в диапазоне от 18—19 до 30 лет. Наивысшими показателями молодежь обладает и в сфере чувств и эмоций.
Понятно, что универсальные черты молодежи могут проявляться по-разному в различных исторических условиях. В Советском Союзе во времена «развернутого строительства коммунизма» молодежь охватило стремление стать «разведчиками будущего» — ударниками коммунистического труда.
Эта инициатива родилась в 1958 г. в комсомольско-молодежной бригаде цеха ремонта тепловозов депо Москва—Сортировочная Московской железной дороги, где в 1919 г. был проведен первый коммунистический субботник. 11 октября 1958 г. на собрании коммунистов и комсомольцев цеха, а 18 октября 1958 г. на общем собрании коллектива цеха было решено принять социалистические обязательства нового характера. Они включали, помимо перевыполнения плана, всеобщую учебу и воспитание коммунистической сознательности. Участники соревнования провозгласили своим девизом: «Учиться работать и жить по-коммунистически». Этот почин был подхвачен по всей стране. По
МИХАЙЛОВА Светлана Юрьевна, докторант кафедры документирования и документообеспечения управления Чувашского государственного университета.
инициативе молодежи Ленинграда, Москвы и Донбасса началось соревнование рабочих, не входящих в состав производственных бригад, за звание «Ударник коммунистического труда».
21 ноября 1958 г. в постановлении Бюро ЦК ВЛКСМ «О новом патриотическом движении комсомольцев и молодежи по созданию и развертыванию бригад коммунистического труда» было отмечено, что «в основу соревнования молодых рабочих депо Москва—Сортировочная за право называться бригадами коммунистического труда была положена задача всемерного повышения производительности труда на базе освоения техники и механизации производства. Молодые рабочие обязались в полной мере использовать все новое, связанное со своей специальностью, оказывать помощь товарищам в работе. В коммунистических обязательствах бригад разработаны вопросы рационализации производства, автоматизации и механизации производственных процессов. В обязательствах содержатся требования к каждому члену коллектива активно участвовать в общественно полезной деятельности»1. В документе также содержалось решение, согласно которому «комсомольские организации при создании и развертывании соревнования бригад коммунистического труда должны направлять усилия каждого молодого рабочего на то, чтобы он:
— добивался наивысшей производительности труда за счет непрерывного совершенствования техники, автоматизации и механизации производственных процессов, успешного освоения расчетно-технических норм выработки;
— стремился работать лучше, с наименьшими затратами, экономил в большом и малом, добивался повышения качества и снижения себестоимости выпускаемой продукции;
-
— использовал все новое, связанное со специальностью, помогал товарищам в работе;
-
— постоянно учился, стремился овладеть современными знаниями, достижениями социалистической культуры, был примером поведения на производстве и в быту;
— во всем проявлял коммунистическую сознательность, умел сочетать производительный труд с общественно полезной деятельностью, подчинять свои интересы интересам общего дела»2.
В целом по стране в начале 1959 г. в движение за коммунистическое отношение к труду включилось 35 тыс. молодежных коллективов, в июле — 130 тыс., в октябре — 188 тыс. В мае 1960 г. среди 4,8 млн участников соревнования 73,5 % составляла молодежь3
В Чувашии у истоков движения за коммунистическое отношение к труду стояли молодежная бригада Золотовой (Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат) и молодежная бригада Матвеевой (Чебоксарский электроаппаратный завод). В своем выступлении на XXIV Чувашской областной конференции ВЛКСМ (24—25 декабря 1959 г.) Золотова подробно рассказала о работе своего коллектива4. В марте 1959 г. на собрании Чувашского областного и Чебоксарского городского комсомольского актива прозвучал рассказ руководителя бригады коммунистического труда Матвеевой5
За успехи в труде значительная часть молодых рабочих была отмечена общественностью. Вокруг них создавалась атмосфера одобрения и уважения.
На основе анализа производственной активности промышленных работников автономных республик Поволжья в послевоенные доперестроечные годы Ю. П. Смирнов приходит к выводу о том, что к середине 60-х гг. XX в. движение за коммунистическое отношение к труду потеряло свою значимость и приобрело формальное звучание: «В исследуемые годы возобладала ритуальная сторона движения: принятие обязательств, торжественное подведение итогов, парадные отчеты и чествования. Если для инициаторов новых форм характерны энтузиазм, экономическое обоснование метода, постоянное его совершенствование, поиск оптимальных путей реализации, то пропущенное через парадные инстанции, рекомендованные вышестоящими органами к внедрению инициативы зачастую девальвировались»6. Развивая это положение, И. И. Бойко пишет о том, что «в первые годы существования движения оно соответствовало теории строительства материально-технической базы коммунизма, довольно близкого вхождения нашего государства в высшую стадию развития общества. Позднее, в пору расцвета учений о развитом социализме, эта сторона отошла на второй план, но продолжала существовать в условиях системы, окончательно потерявшей всю динамичность не только экономического, но и идеологического развития»7.
Изучив деятельность государственных органов и общественных организаций по развитию трудовой активности молодежи, Р. Н. Байгузин обобщает присущие соревнованию среди молодых рабочих недостатки следующим образом: «Даже в поддержке и распространении инициатив передовиков и новаторов не находила отражение специфика тех или иных отраслей. Вместе с тем опыт соревнования говорит о том, что наибольших результатов можно достичь при его организации внутри отраслей, между коллективами, в которых много общих условий труда и путей достижения наибольших результатов. Успешному выполнению обязательств в отдельных организациях мешали формализм, отсутствие широкой гласности, сравнимости результатов. Были случаи, когда комитеты комсомола, профсоюзные органы не устанавливали должного контроля за выполнением обязательств, не анализировали их, ограничиваясь регистрацией достигнутых результатов. Итоги соревнования, причины срывов, невыполнение обязательств порой обсуждались в узком кругу, без привлечения актива молодых рабочих и специалистов, не выносились на собрания. Одним из характерных недостатков в организации соревнования было увлечение сбором всевозможных справок и сведений, составление которых отвлекало комсомольский актив от организаторской работы на местах. Другая вредная тенденция — объявлять безмерное число соревнований. Эти обязательства вырабатывались в кабинетах, а не являлись отражением инициативы молодых рабочих, производственники порой даже не знали о них»8.
Уже в 1959 г. (в первый год существования движения) на XII конференции комсомольцев Алатыря (одного из промышленных центров Чувашии) горком ВЛКСМ подвергся резкой критике за то, что «этим замечательным движением должным образом не руководит. По существу соревнование пущено на самотек. Итоги соревнования многие комитеты комсомола своевременно не подводят, отсутствует гласность соревнования. Горком ВЛКСМ, комитеты первичных комсомольских организаций слабо помогают коллективам, соревнующимся за высокое звание коллектива коммунистического труда, в выполнении принятых обязательств, особенно в повышении общеобразовательных и технических знаний»9 Из архивных документов можно узнать следующее: «Недостаточно организован обмен опытом работы бригад коммунистического труда. В коллективе не знают, что делается в этих бригадах. Их никто не собирает, вспоминают о них, когда нужно послать сведения. Кончилась шумиха и все пустили на самотек»10; «Принимаем решения, а дело не доводим до конца, хватаемся за другое, а секретари первичных организаций озираются на кипы бумаг с решениями и не знают, за что браться»11; «Если некоторое внимание уделялось соревнованию бригад за звание бригад коммунистического труда, то из поля зрения зачастую выпадали отдельные товарищи, наши юноши и девушки, которые взяли повышенное обязательство»12 и т. д.
Формальное отношение к привлечению к соревнованию новых участников приводило к тому, что отдельные молодые рабочие, имея на руках обязательства или договоры, не считали себя участниками соревнования. Формальный подход присутствовал и на заключительном этапе соревнования. Часто на предприятиях действовало до 30—35 положений о стимулировании производительности труда и повышения качества продукции, но размеры вознаграждений были мизерными13 Поэтому они не работали. Участились приписки, а многие процессы в организации производства и оплате труда приняли теневой характер.
Следует признать, что при зарождении движения «разведчиков будущего» было крайне неосмотрительно определять его коммунистические рубежи, с забеганием вперед говорить о коммунистическом быте и формировании человека коммунистического общества. Для этого объективно не созрели условия. Поэтому движение за коммунистическое отношение к труду испытывало значительные трудности. В то же время бессмысленно будет отрицать искренность молодых рабочих, пусть даже заблуждавшихся, поверивших в коммунистическую перспективу и считавших, что они могут приблизить ее своим самоотверженным трудом и самосовершенствованием. В начале 60-х гг. XX в. таких участников движения было много, впоследствии число их уменьшилось, но «не сошло на нет».
В начале XXI в. «разведчики будущего» переживают сильнейший «шок будущего». В частности, об этом свидетельствуют результаты массового опроса ВЦИОМ в августе 2001 г., в ходе которого 1 600 респондентов ответили на вопрос «Как коротко Вы могли бы охарактеризовать людей своего поколения?»14. «Ответы на него рассматривались как большой неструктурированный метатекст, описывающий словесные презентации образа определенного поколения в словесных конструкциях самих представителей данного поколения»15.
Результаты анализа ответов позволили исследователям выделить поколения: околовоенное, доперестроечное, переходного периода и послеперестроечное. Участников движения за коммунистическое отношение к труду конца 50-х — начала 60-х гг. XX в. можно отнести к околово-енному поколению. Его представители (время рождения 1920-е — первая половина 1940-х гг.; основное время реализации поколения — 1950—1960-е гг.) дислоцируют себя во времени как «стойкие приверженцы эпохи коммунистического строительства». Социологи фиксируют у этого поколения активную индивидуальную включенность в строительство коммунизма, гордость за причастность к нему. «Гордое употребление терминов „строители коммунизма", „советские люди", „коммунисты" тем более значимо звучит сейчас вследствие того, что изменился исторический контекст ассоциаций, связанных с использованием коммунистической терминологии, и отношение к ней большинства населения»16. В описании «людьми старой закалки» своего времени основным содержательным стержнем является трудовая культура. В нем выделяются несколько смысловых компонентов, в том числе жизнь ради труда («мы трудились всю свою жизнь»); труд как долг перед обществом («честно трудились»). Сегодня представители околовоенного поколения ощущают себя поколением «уходящих», «доживающих», «ветеранов». Вместе с тем они выражают гордость за прежние достижения: «честно прожитая и достойная жизнь», «мы жили лучше и веселее, чем теперешние». Таким образом, те, кто вчера строил светлое будущее, сегодня испытывают глубокую ностальгию по прошлому.
Список литературы Прошлое и настоящее "разведчиков будущего"
- РГАСПИ. Справочные материалы «Перечни постановлений ЦК ВЛКСМ по вопросам социалистического соревнования (1918-1981 гг.), подборка материалов о социалистическом соревновании, хроника участия в комсомольском ударном строительстве (1929-1966)».
- Там же.
- Славный путь Ленинского комсомола: В 2 т. М., 1974. Т. 2. С. 379.
- ГАСИ ЧР, ф. 6, оп. 9, д. 260, л. 55-57
- Там же, д. 266, л. 23-24.