Пространственная дифференциация миграционных процессов на юге России
Автор: Сухинин С.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 4-4 (13), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140109890
IDR: 140109890
Текст статьи Пространственная дифференциация миграционных процессов на юге России
С большинством стран СНГ у России сохраняется безвизовый режим, что значительно влияет на изменение демографической ситуации в результате миграции. Юг России, рассматриваемый нами в составе Южного и Северо-Кавкзского федеральных округов, на протяжении последних десятилетий был миграционно привлекательным регионом, однако миграционная ситуация здесь существенно дифференцирована. На основе анализа динамики количественных показателей можно выделить определенные тренды развития миграционной ситуации и оценить степень их влияния на всю демографическую обстановку в регионе.
Миграции населения Юга России в значительной степени обусловлены социально-экономической ситуацией в отдельных субъектах региона и в стране в целом. Хотя миграции весьма динамичны, но пространственный анализ демонстрирует четкие различия миграционной ситуации на Юге России: в областях и краях наблюдается преимущественно миграционный прирост, а для республик (включая Калмыкию) характерна устойчивая миграционная убыль. Однако, значительный естественный прирост в силу высокой рождаемости, перекрывает миграционную убыль населения (за исключением Калмыкии), что и обусловливает существенный прирост численности населения как в республиках Северного Кавказа, так и в регионе в целом [2]. Данная закономерность имеет место начиная с середины 1990-х гг., однако, в последние годы она несколько корректируется за счет роста миграционной активности в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, в которых, вследствие роста эмиграции, появилась миграционная убыль и депопуляция.
Депопуляция является реалиями для большинства субъектов федерации России, однако южнороссийскому региону в целом удалось избежать данной неблагополучной демографической тенденцией, сохраняя небольшой прирост численности населения (в пределах 1% в год) [2]. В то же время отметим, что в областях и краях Юга России прирост населения сохраняется благодаря именно миграционному притоку, в то время как в республиках Северного Кавказа, миграционный отток заметно снижает общий прирост населения, обусловленный более значительным естественным приростом населения. В связи с этим, регионы Юга России, по особенностям миграционной ситуации и воспроизводства населения можно классифицировать на следующие группы:
-
- регионы с незначительным миграционным приростом и естественным приростом населения, обеспечивающим рост численности жителей – Карачаево-Черкесия, Дагестан;
-
- регионы миграционным приростом населения, который перекрывает естественную убыль населения, но не обеспечивает прирост численности населения – Ростовская область, Волгоградская область, Астраханская область;
-
- регионы, в которых рост численности населения обусловлен высоким миграционным приростом, перекрывающим естественную убыль населения – Краснодарский край, Республика Адыгея, Ставропольский край;
-
- cсущественная миграционная убыль не перекрывается высоким уровнем естественного прироста, что приводит к значительному сокращению численности населения – Республика Калмыкия;
-
- регионы с миграционной убылью населения, которая перекрывается значительным естественным приростом, способствующим общему росту численности жителей – Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская республика
В сравнении с другими федеративными округами, Южный федеральный округ демонстрирует устойчивый миграционный прирост уже на протяжении двух десятилетий, уступая по его уровню только Центральному (прежде всего за счет Москвы и Московской области как ведущих миграционных аттракторов страны) и Северо-Западному (где особо выделяются (Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области) [3]. Северо-Кавказский федеральный округ до 2010 г. отличался незначительным миграционным приростом, однако в 2011-2012 гг. произошел резкий и значительный переход к миграционной убыли за счет превышения эмиграции из кавказских республик (прежде всего Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии). В итоге, данный округ демонстрирует наибольшую величину миграционной убыли, опережая Дальневосточный, Сибирский и Приволжский федеральные округа.
Субъекты Юга России отличаются не только уровнем миграционной активности, но и географией миграций. В структуре иммиграция субъектах Северо-Кавказского федерального округа представлена преимущественно переселенцами в пределах данного округа – на их долю в 2012 г. приходилось 53% иммигрантов [3]. Причем наиболее высока доля таких переселенцев в Дагестане (66%), Карачаево-Черкессии (62%), Чеченской
Республике (55%). В Южном федеральном округе, наоборот, на долю иммигрантов, переселившихся в пределах своего округа, приходится 41% (но в Калмыкии, Ростовской и Волгоградской областях этот уровень заметно выше), а ведущую роль в иммиграции играет перемещение из других регионов – на нее приходится половина всех прибывших в округ в целом (причем, в Адыгее – 63%, а в Краснодарском крае – 57%) [3]. В структуре прибывших на Юг России, как в Южном, так и в Северо-Кавказском федеральных округах в 2012 г. преобладают выезд в другие федеральные округа, причем в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Адыгее на долю таких миграций приходится более 2/3 выехавших.
Международные миграции в меньше степени представлены в регионе – на их долю приходится 9% прибывших в Южный округ и 5,4% – в СевероКавказский округ, а также 3,4% выбывших из субъектов Южного округа и менее 1% – из Северо-Кавказского [3]. Наибольший приток международных мигрантов по официальным данным отмечается в Астраханскую область в силу близости к Казахстану и республикам Центральной Азии (здесь в 2012 г. международные иммигранты составили более 1/5 всех прибывших в область), а также в Северную Осетию-Аланию в форме интенсивных потоков населения из соседней Южной Осетии (доля международных мигрантов здесь составила в 2012 г. около 14%) [3]. Эти же два субъекта преобладают и по доле эмигрантов за пределы России.
Открытые границы способствовали активному притоку не только обычных мигрантов, но и беженцев и вынужденных переселенцев из очагов межэтнических конфликтов в постсоветских государствах и странах дальнего зарубежья. Большая часть таких потоков была и остается направлена на территорию Южнороссийского региона. По состоянию на начало 2013 г. именно здесь проживает более половины всех вынужденных мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию, и эта пропорция сохраняется на протяжении всех 2000-х годов. Возникла сложная проблема их размещения и трудоустройства, социальной адаптации. Большая часть беженцев и вынужденных переселенцев зарегистрировано в Ингушетии и республика испытывает значительную нагрузку в связи с их пребыванием. Осложняет складывающуюся ситуацию и то обстоятельство, что из прибывающих в Южно-Российский регион вынужденных мигрантов 20% и более составляют лица нерусских национальностей. Это весьма отрицательно воспринимается местным населением и приводит порой к довольно серьезным осложнениям в межнациональных отношениях.
Еще более осложняется социально-экономическая и демографическая ситуация начиная с весны 2014 г. в связи с массовым притоком в регион беженцев и вынужденных переселенцев с Украины, в юго-восточных областях которой ведутся боевые действия. По состоянию на середину августа 2014 г. на территории Российской Федерации около 750 тыс. граждан Украины, прибывших в Российскую Федерацию в связи с ситуацией на Украине. С ходатайством о признании беженцем и за получением временного убежища обратились 78 тыс. человек [1]. Значительная часть беженцев летом 2014 г. приходилась на Ростовскую область – главный регион их выхода с соседних Донецкой и Луганской областей. Одномоментно в Ростовской области по данным регистрационного учета находилось до 70 тыс. жителей Украины, откуда они перемещались и расселялись в другие субъекты РФ.
Список литературы Пространственная дифференциация миграционных процессов на юге России
- Дружинин А.Г. Демографо-экономическая динамика регионов Юга России: долговременные тренды и новые тенденции в российском и глобальном контексте//Южно-российский форум: экономика, социология, политология, социально-экономическая география. -2012. -№ 1. -С. 3-28.
- Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2012: Стат. сб./Росстат. -М., 2012. -662 с.
- Гражданское участие в судьбе беженцев из Украины //Официальный сайт -Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=99838, свободный.