Пространство и время в философии иконы священника Павла Флоренского

Автор: Колесников Сергей Александрович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 1 (84), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается проблема соотношения пространства и исторического времени в философии иконы священника Павла Флоренского. Особую роль выполняет иконное пространство, как организованное внутри иконы, так и вовне иконы. По мнению о. Павла Флоренского, иконное пространство максимально открыто, духовно проницаемо и способно к организации пространственных областей вокруг иконы. Через открытость пространства иконы осуществляется призыв к спасению, формируется глубина молитвенного диалога человека и Бога. О. Павел Флоренский отмечал, что в тесной связи с преображенным пространством находится и преображенное время. Иконопись являет особый тип преображенного времени, изменяемого духовностью, глубоко религиозным ощущением мира. Время, соединяясь с молитвенным образом, преображается, становится временем истинным, духовно трансформируется и тем самым раскрывает человеку подлинный характер религиозных взаимоотношений человека и времени. В философии иконы о. Павла Флоренского формируется специфическое понимание историзма иконы, отвечающего на реально-исторические изменения эпохи. Таким образом, пространственные и временные характеристики иконы определяют основные контуры теолого-искусствоведческих концептуальных построений священника Павла Флоренского

Еще

Философия иконы о. павла флоренского, иконное пространство, историзм иконы, духовность иконы, теологическое искусствоведение о. павла флоренского

Короткий адрес: https://sciup.org/140246675

IDR: 140246675   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10002

Список литературы Пространство и время в философии иконы священника Павла Флоренского

  • Рафаил (Карелин), архим. Язык православной иконы. М.: Сатисъ, 1997. 67 с.
  • Кудрявцев М. П. Пространственная композиция центра Москвы XVII в. // Архитектурное наследство. Сборник. № 25. М., 1976. С. 60-72.
  • Лепахин В. Икона и иконичность. М.: JATERPress, 2000. 264 с.
  • Попова О. С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М.: Северный паломник, 2006. 1087 с.
  • Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М.: Прогресс-культура, 1995. 496 с.
  • Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. 467 с.
  • Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 321 с.
  • Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство, 1995. 254 с.
  • Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1996. 365 с.
  • Флоренский П., свящ. Сочинения: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996.
  • Флоренский П. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Академический Проект, 2012. 862 с.
  • Языкова И. К. Богословие иконы. М.: Изд-во Общедоступного Православного университета, 1995. 118 с.
Статья научная