Протестантский и католический неоаристотелизм в немецкой философии XIX в. Франц Брентано о многозначности сущего у Аристотеля

Автор: Громов Роман Анатольевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.8, 2014 года.

Бесплатный доступ

В философской литературе XIX века неоаристотелизм признавался влиятельным философским течением. Формирование данного течения связано с именем А. Тренделенбурга и его учеников. Вместе с тем важной частью аристотелевского ренес-санса в этот период можно считать также возрождение аристотелевско-томисткой традиции в ранней немецкой неосхоластике XIX века. В настоящей статье предпринимается попытка дифференциации протестантской и католической ветвей неористотелизма в немецкой философии отмеченного периода на основе анализа аристотелевской экзегетики раннего Ф. Брентано (Brentano) - ученика Тренделенбурга и одновременно сторонника неосхоластического движения.

Еще

Аристотель, неоаристотелизм, неосхоластика, тренделенбург, ф. брентано, учение о категориях, метафизика

Короткий адрес: https://sciup.org/147103390

IDR: 147103390

Список литературы Протестантский и католический неоаристотелизм в немецкой философии XIX в. Франц Брентано о многозначности сущего у Аристотеля

  • Гегель, Г. В. Ф. (1994) Лекции по истории философии, кн. 2. Санкт-Петербург: Наука.
  • Громов, Р. А. (2012) «Франц Брентано и ренессанс Аристотеля в немецкой философии XIX века», в кн. Франц Брентано, О многозначности сущего по Аристотелю. Санкт-Петербург: Институт «Высшая религиозно-философская школа».
  • Шлегель, Фр. (1983) Эстетика. Философия. Критика, в 2 т., т. 1. Москва: Искусство.
  • Antonelli, M. (2001) Seiendes, Bewusstsein, Intentionalität im frühen Werk von Franz Brentano. München; Freiburg: Verlag Karl Alber.
  • Asmuth, Ch. (2006) Interpretation -Transformation. Das Platonbild bei Fichte, Schelling, Hegel, Schleiermacher und Schopenhauer und das Legitimationsproblem der Philosophiegeschichte. Göttingen: Hubert & Co.
  • Bergmann, H. (1946), Hrsg., «Briefe Franz Brentano an Hugo Bergmann», Philosophy and Phenomenological Research, Bd. 7.
  • Brandis, Ch. A. (182) 3Aristotelis et Theophrasti Metaphysika ad veterum codicum manuscriptorum fidem recensita indicibusque instructa in usum scholarum edidit. Berlin.
  • Brandis, Ch. A. (1853-1860) Handbuch der Geschichte der Griechisch-Römischen Philosophie. 2. Teil, 2. Abt., 1. Hälfte, Berlin: Reimer, 1853; 2. Teil, 2. Abt., 2. Hälfte, 1857; 3. Teil, 1. Abt., 1860.
  • Brentano, F. (1862) Von der mannigfachen Bedeutung des Seienden nach Aristoteles. Freiburg im Breisgau: Herder’sche Verlagshandlung.
  • Brentano, F. (1966) Die Abkehr vom Nichtrealen. Briefe und Abhandlungen aus dem Nachlass, mit einer Einleitung herausgegeben von Franziska Mayer-Hillebrand. Bern; München: Francke Verlag.
  • Brentano, F. (1867) Die Psychologie des Aristoteles, insbesondere seine Lehre vom NOYS POIHTIKOS. Mainz: Verlag von Franz Kirchheim.
  • Brentano, F. (1987) Geschichte der Philosophie der Neuzeit. Aus dem Nachlass herausgegeben und eingeleitet von Klaus Hedwig. Hamburg: Meiner.
  • Brentano, F. (1989) Briefe an Carl Stumpf 1867-1917. Graz: Akadem. Druck-u. Verlagsanstalt. Brentano Studien. Würzburg, Bd. 6 (1995/96), 1997.
  • Clemens, F. I. (1856) De scholasticorum sententia philosophiam esse theologiae ancillam commentatio.
  • Clemens, F. I. (1859) [Anonym], «Unser Standpunkt in der Philosophie», Der Katholik. Zeitschrift für katholische Wissenschaft und kirchliches Leben, 1. Hälfte. Der Katholik. Zeitschrift für katholische Wissenschaft und kirchliches Leben. Mainz, 1862, 2. Hälfte.
  • Hartung, G. (2006) «Theorie der Wissenschaften und Weltanschauung. Aspekte der Aristoteles-Rezeption im 19. Jahrhundert», Zeitschrift für philosophische Forschung, Bd. 60, Heft 2, Frankfurt/M. Hensel, Luise; Schlüter, Christoph Bernard (1962) Briefe aus dem deutschen Biedermeier, 1832-1876. Regensberg.
  • Hedwig, K. (1978/79) “Intention. Outlines for the History of a Phenomenological Concept,” Philosophy and Phenomenological Research, 39.
  • Hedwig, K. (1989) “Deskription. Die historischen Voraussetzungen und die Rezeption Brentanos,” Brentano Studien (Würzburg), Bd. 1.
  • Kleutgen, J. (1863) Philosophie der Vorzeit. Münster, Bd. 2.
  • Melandri, E. (1987) “The ‘Analogia Entis’ according to Franz Brentano. A Speculative-Grammatical Analysis of Aristotle’s Metaphysics,” Topoi 6, 54-58.
  • Michelet, K. L. (1827) Die Ethik des Aristoteles in ihrem Verhältnis zum System der Moral. Berlin: Dunker & Humblot.
  • Owens, J. (1962) “Analogy as a Thomistic Approach to Being,” Medieval Studies 24, 303-322.
  • Peitz, D. (2006) Die Anfänge der Neuscholastik in Deutschland und Italien. Bonn: Nova & Vetera.
  • Stöckl, A. (1870) Lehrbuch der Geschichte der Philosophie. Mainz: F. Kirchheim.
  • Thouard, D. (2009) “Von Schleiermacher zu Trendelenburg. Die Voraussetzung der Renaissance der Aristoteles im 19. Jahrhundert,” in: Annete M. Baertschi, Colin G. King, Hrsg., Die moderne Väter der Antike. Die Entwicklung der Altertumswissenschaften an Akademie und Universität in Berlin des 19. Jahrhunderts. Berlin: Walter de Gruyter.
  • Trendelenburg, A. (1846) Geschichte der Kategorienlehre. Berlin: Bethge.
  • Trendelenburg, A. (1855) «Notwendigkeit und Freiheit in der griechischen Philosophie. Ein Blick auf den Streit dieser Begriffe», Historische Beiträge zur Philosophie, Berlin: G. Bethge, Bd. 2.
  • Trendelenburg, A. (18622) Logische Untersuchungen. Leipzig: S. Hirzel, Bd. 1.
  • Volpi, F. (1976) Heidegger e Brentano. L‘aristotelismo e il problema dell‘univocità dell‘essere nella formazione filosofica del giovane Martin Heidegger. Padova: Cedam.
Еще
Статья научная