Противодействие терроризму и экстремизму как элемент идеологической функции государства

Бесплатный доступ

Введение: противодействие терроризму и экстремизму рассматривается как элемент идеологической функции государства.

Терроризм, экстремизм, идеология, идеологическая функция государства, формы противодействия экстремизму и терроризму, государство

Короткий адрес: https://sciup.org/142245182

IDR: 142245182   |   УДК: 34+32   |   DOI: 10.37973/2227-1171-2025-16-2-34-39

Текст научной статьи Противодействие терроризму и экстремизму как элемент идеологической функции государства

Введение: противодействие терроризму и экстремизму рассматривается как элемент идеологической функции государства.

Материалы и методы: исследование основано на использовании общенаучных методов и приемов: анализ, синтез, индукция, дедукция. Наибольшее значение получили формально-правовой и сравнительный методы, используемые для толкования положений анализируемого законодательства.

Результаты исследования: автор обозначает проблематику существования угроз государству в идеологической сфере, на основании чего противодействие таким угрозам осуществляется посредством реализации идеологической функции. Актуальными угрозами в настоящее время следует считать терроризм и экстремизм, являющие собой определенные идеологические системы.

Обсуждение и заключение: автор предлагает разделить формы противодействия терроризму и экстремизму на две группы: правоохранительные меры и меры в рамках идеологической деятельности государства. Под правоохранительными мерами следует понимать широкий спектр мероприятий, режимов и деятельности, которые направлены на предотвращение, пресечение и ликвидацию последствий террористических актов и экстремистской деятельности. Меры противодействия в рамках идеологической деятельности государства направлены на недопущение экстремизма и терроризма как элемента идеологической жизни общества.

Таким образом, противодействие терроризму и экстремизму проявляется как в практическом аспекте (согласованной деятельности правоохранительных органов, органов власти и силовых ведомств), так и идеологическом (составляющим отдельное направление идеологической функции государства).

Scientific article

UDC 321.0

COUNTERING TERRORISM AND EXTREMISM AS AN ELEMENTOF THE IDEOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE

Alexey Leonidovich Bredikhin,

Introduction: in this article, counteraction to terrorism and extremism is considered as an element of the ideological function of the state.

Materials and Methods: the study is based on the use of general scientific methods and techniques: analysis, synthesis, induction, deduction. The formal legal and comparative methods used to interpret the provisions of the analyzed legislation received the greatest importance.

Results: the author identifies the problem of the existence of threats to the state in the ideological sphere, in connection with which, counteraction to such threats is carried out through the implementation of the ideological function. Terrorism and extremism, which are certain ideological systems, can be considered current threats at present.

Discussion and Conclusions: the author proposes to divide the forms of counteraction to terrorism and extremism into two groups: law enforcement measures and measures within the ideological activities of the state. Law enforcement measures should be understood as a wide range of measures, regimes and activities that are aimed at preventing, suppressing and eliminating the consequences of terrorist acts and extremist activities. Countermeasures within the ideological activities of the state are aimed at preventing extremism and terrorism as an element of the ideological life of society. Thus, counteraction to terrorism and extremism is manifested both in the practical aspect (coordinated activities of law enforcement agencies, authorities and security agencies) and in the ideological aspect (constituting a separate direction of the ideological function of the state).

Введение                              Обзор литературы

С момента возникновения государственности публичная власть принимает на себя выполнение ряда задач, важнейшей из которых становится обеспечение безопасности общества и государства, защиты от различного рода угроз.

Государство представляет собой целостную и согласованную систему, похожую на организм, существующий автономно и требующий постоянной защиты и восстановления. Государство сталкивается с рядом угроз, которые могут нарушить баланс в системе либо разрушить эту систему. Такие угрозы ввиду их противоречия имеющемуся правопорядку называются правонарушениями либо преступлениями.

Детерминанты и степень общественной опасности тех или иных преступлений отличаются. Некоторые имеют экономические предпосылки и причиняют вред личности и обществу, но для существования государства сами по себе не представляю большой угрозы. Другие же – в основе имеют идейные основания, угрожают легитимной публичной власти и устоявшемуся политическому устройству, поэтому обладают высшей степенью общественной опасности. Такие преступления обычно наказываются наиболее строгими видами наказания, вплоть до смертной казни. Так, в Московском государстве в ст. 9 Судебника 1497 г. смертная казнь назначалась в том числе «коромольнику» [5, с. 45], т.е. лицу. совершившему «крамолу» (бунт или мятеж против власти).

Для настоящего исследования потребовалось проанализировать литературу, посвященную проблематике экстремизма и терроризма, а также работы об идеологической деятельности и идеологической функции государства. Отметим, что работы об экстремизме и терроризме чаще всего носят прикладной характер, направлены на пресечение такой деятельности и ликвидацию ее последствий, поэтому в контексте исследования носили справочный характер. Более значимое место уделено источникам, описывающим идеологическую функцию и идеологическую деятельность государства, в том числе собственные наработки автора.

Материалы и методы

В качестве методологии использовался ряд методов формальной логики: анализ, синтез, индукция, дедукция. Наибольшее значение получили формально-правовой и сравнительный методы, используемые для толкования положений анализируемого законодательства. В качестве материалов большое значение получило специальное законодательство: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», которые дают легальные определения и формы противодействия названным негативным явлениям, а также положения других нормативных актов.

Результаты исследования

Формы и виды антигосударственной деятельности менялись с течением времени, но не потеряли своей сути. Они стремятся подорвать легитимность государственной власти и нарушить сложившийся государственный порядок. В настоящее время одними из более опасных форм деструктивной деятельности являются терроризм и экстремизм.

Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в статье 1 раскрывает множество форм проявления экстремизма, среди которых насильственное изменение основ конституционного строя, оправдание терроризма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.п.

С.М. Кочои предлагает понимать экстремизм как «идеологию и практику противоправного воздействия на органы власти и граждан по мотивам национальной (этнической), религиозной, расовой и (или) политической ненависти», а идеологический экстремизм – как «экстремизм в идеологии, т.е. систему основанных на ненависти или вражде идей» [4, с. 243].

Важным направлением государственной деятельности становится идейное обоснование легитимности власти и государственного строя, т.е. идеологическая функция государства. Идеологическая функция государства, по нашему мнению, – это обусловленная социальным предназначением государства потребность и возможность государства осуществлять идеологическую деятельность, направленную на легитимацию государственной власти в обществе и построение определенной модели общественно-политических отношений в границах данного государства [1, c. 53].

Для современного государства применять термин «государственная идеология» мы можем лишь условно, как обозначение некоторой совокупности идеологических установок – относительно обособленных идей, принципов, ценностей, стратегических целей и задач, исходящих от государства и закрепленных в законодательстве, которые конструируют в проектируемом будущем образ государства, его внутреннее социально-политическое состояние, а также конкретные государственно значимые количественные и качественные показатели. Это своего рода «квазиидеология».

Эти идеологические установки в совокупности не являются полноценной идеологией, но по своей сути выполняют ту же роль, что и идеология, следовательно, являются основанием для идеологической деятельности государства. А это означает, что идеологическая функция государством осуществляется всегда и в любом государстве, вне зависимости от наличия официально закрепленной государственной идеологии.

Таким образом, терроризм и экстремизм представляют собой идеологические системы [2, c. 77 – 81], враждебные государственному порядку, а также системе идей, ценностей и установок, официально поддерживаемых государственной властью. В связи с чем задача государства – искоренение причин, условий и последствий терроризма и экстремизма.

С одной стороны, борьба с экстремизмом и терроризмом ведется уголовно-правовыми средствами. Так, ст. 205 Уголовного кодекса РФ определяет наказуемость террористического акта, а ст. 280 УК РФ – за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Кроме того, проявления экстремизма формируют объективную сторону и других преступлений. Также в системе противодействия экстремизму и терроризму задействованы нормы, устанавливающие ответственность за совершение гражданских и административных правонарушений.

С другой стороны, меры ответственности призваны бороться с последствиями названных деструктивных проявлений и лишь в некоторой степени предотвращать новые проявления терроризма и экстремизма. Такой же эффект достигается в результате практической деятельности правоохранительных органов. Но так как первопричина экстремизма и терроризма лежит в идеологической плоскости, то и борьба с ними должна вестись в рамках реализации идеологической функции государства.

Если проанализировать содержание законодательства, посвященного противодействию терроризму и экстремизму (в том числе названные специальные законы), то очевиден подход к объединению идеологии и практики терроризма и экстремизма. Безусловно, в законодательной и правоприменительной плоскости такой подход верен, однако не идеален.

В связи с этим следует разделить формы противодействия терроризму и экстремизму на две группы: правоохранительные меры и меры в рамках идеологической деятельности государства.

Под правоохранительными мерами следует понимать широкий спектр мероприятий, режимов и деятельности, которые направлены на предотвращение, пресечение и ликвидацию последствий террористических актов и экстремистской деятельности. Так, ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы и понятия в рамках противодействия терроризму, но основная часть закона посвящена вопросам практической деятельности (международному сотрудничеству, установлению полномочий государственных и муниципальных органов, применению Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, режим контртеррористической операции и т.п.). Вопросам идеологии терроризма и ее противодействию уделено незначительное место.

ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» более подробно касается идеологических аспектов, тем более что терроризм в большей степени и есть проявление экстремизма. Но как заявлено в преамбуле закона, им «определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности». Здесь также определяются основные понятия и принципы, но четко определены направления противодействия экстремистской деятельности (статья 3 закона):

  • -    принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

  • -    выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Таким образом, закон разделяет сущностно различные меры, а именно: меры общей профилактики экстремистской деятельности и меры, применяемые к конкретным субъектам (организациям и физическим лицам).

Меры противодействия в рамках идеологической деятельности государства направлены на недопущение экстремизма и терроризма как элемента идеологической жизни общества. Здесь целесообразно выделить несколько задач:

  • а)    общий запрет и осуждение названных деструктивных явлений. Т.е. законодательный запрет на экстремизм и терроризм и его концептуальное обозначение;

  • б)    профилактика терроризма и экстремизма. Так, ст. 5 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» наделяет государственные и муниципальные органы правом осуществлять «профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности». О содержании такой работы на региональном уровне можно узнать, например, из статьи А.В. Жиркова и М.А. Будзейко «Деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов власти Тамбовской области по противодействию вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность» [3, c. 17 – 23].

  • в)    формирование антиэкстремистских и ан-титеррористических идеологических установок. Данная задача решается путем формирования в массовом сознании неприязни к экстремизму и терроризму, побуждением к общественной активности в борьбе с проявлениями этих деструктивных идей и практик;

  • г)    замещение экстремистских идей. Одной из главных причин появления и распространения экстремистских и террористических идей является идеологический вакуум и избыточный идеологический плюрализм. Ставка на «естественный отбор», в результате которого общество отвергнет деструктивные идеи, не оправдывает ожиданий, тем более что такие идеи часто имеют внешнее происхождение и поддерживаются материально конкретными заинтересованными акторами (в том числе иностранными государствами). Таким образом, важно сделать более привлекательными для населения конструктивные идеи, отображающие официально признанную систему ценностей, нежели деструктивные взгляды экстремистских движений. В этом смысле логичным выглядит указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Всемерное продвижение идей, совпадающих с декларируемыми традиционными ценностями, и есть то замещение, которое во многом должно снизить интерес к деструктивным взглядам.

Противодействие терроризму и экстремизму в качестве элемента идеологической функции государства нашло свою формализацию в специальных документах стратегического планирования:

  • -    Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Концепция определяет основные принципы го-

  • сударственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации;
  • -    Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», утвержденная указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. Стратегия постоянно дополняется и обновляется. В Стратегии прямо указано, что она определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на консолидацию усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и граждан в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей. В ней дается определение экстремистской идеологии: это совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов.

Таким образом, противодействие терроризму и экстремизму проявляется как в практическом аспекте (согласованной деятельности правоохранительных органов, органов власти и силовых ведомств), так и идеологическом (составляющим отдельное направление идеологической функции государства).

Обсуждение и заключение

С учетом того что именно идеология составляет основу терроризма и экстремизма, государственная власть постоянно и системно ведет идеологическую работу, важнейшую значимость в которой на современном этапе приобретает компонент противодействия этим деструктивным явлениям. Недостаточность сугубо практических мер и отсутствие официально признанных доктринальных основ такого противодействия стали причиной появления документов стратегического планирования – Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации и Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации.

Идеологическую функцию государства не стоит отождествлять с идеологией, так как вне зависимости от наличия или отсутствия государственной идеологии и даже ее запрета, как в ст. 13 Конституции Российской Федерации, государство не может перестать быть участником идеологических процессов. А значит – идеологическая деятельность, реализуемая в соответствующих правовых формах определенными субъектами, постоянное и необходимое свойство любого суверенного государства. Формы, методы, средства и направления реализации идеологической функции государства могут изменяться, но сама функция неизменна.

Очевидно, что терроризм и экстремизм в настоящий исторический период представляют собой идеологический вызов для страны и угрозу национальной безопасности, в связи с этим на ближайшие годы противодействие данным деструктивным явлениям будет составлять значимое направление реализации государственной политики.