Прозрачность системы внутреннего контроля кредитной организации как принцип правового регулирования антиотмывочного механизма

Автор: Дорошок Т.С.

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 10, 2025 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена оценке содержательных и процедурных требований к системе внутреннего контроля кредитных организаций в целях обеспечения противодействия отмыванию преступных доходов и иных видов криминального поведения, охватываемых российским антиотмывочным законодательством. Анализ информационной политики кредитных организаций как субъектов финансового мониторинга показал низкий уровень прозрачности программ внутреннего контроля, что не обеспечивает использование их как инструмента поддержания добросовестного ведения бизнеса участниками финансового рынка, профилактики совершения подозрительных операций, содержит в себе угрозу формирования злоупотребительной (недобросовестной) практики со стороны самих кредитных организаций. В статье содержатся предложения по совершенствованию системы внутреннего контроля кредитной организации как базовой антиотмывочной меры. Реализация кредитными организациями антиотмывочных требований должна сопровождаться прозрачной информационной политикой, представляя собой интерактивную визуализацию системы внутреннего контроля.

Еще

Финансовый мониторинг, антиотмывочный контроль, кредитные организации, правила внутреннего контроля, прозрачность информационной политики, противолегализационный механизм

Короткий адрес: https://sciup.org/149149589

IDR: 149149589   |   УДК: 347.734   |   DOI: 10.24158/pep.2025.10.37

Текст научной статьи Прозрачность системы внутреннего контроля кредитной организации как принцип правового регулирования антиотмывочного механизма

Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия, ,

,

(отмыванию) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированию терро-ризма»1 (финансирование экстремистской деятельности, терроризма, распространения оружия массового уничтожения).

На основе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору2 в кредитной организации должны быть сформированы три службы: внутреннего аудита, внутреннего контроля (выполняющая комплаенс-функцию) и управления рисками, а также назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма3. Внутренний контроль в рамках антиотмывочного законодательства по своему содержанию соответствует внутреннему контролю, который проводится кредитными организациями на основании статьи 11.1–2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»4, и отражает управление регуляторными рисками (комплаенс-рисками) вовлечения кредитной организации в виды криминального поведения, охватываемые противолегализационным механизмом.

Содержательные и процедурные требования к системе внутреннего контроля кредитных организаций закреплены в Законе № 115-ФЗ и нормативных актах Банка России5.

Кредитная организация обязана принять внутренний документ в форме правил внутреннего контроля с сопровождающими программами его осуществления. Организационные требования к разработке таких правил включают: соответствие фундаментальному антиотмывочному закону № 115-ФЗ и нормативным актам Банка России; учет организационной структуры, характера предоставляемых финансовых продуктов (услуг), уровня риска отмывания преступных доходов и возникновения иного криминального поведения; утверждение единоличным исполнительным органом. В содержательном аспекте правила внутреннего контроля описывают совокупность принимаемых кредитной организацией мер и процедур, порядок документального фиксирования информации и обеспечения ее конфиденциальности, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, критерии выявления и признаки необычных сделок (операций).

Перед кредитными организациями стоит важная задача по выработке системы внутреннего контроля в рамках антиотмывочного механизма с сохранением конфиденциальности сведений внутренних документов. Правила внутреннего контроля не относятся к информации, обязательной к размещению на официальном сайте финансовой организации. Однако достижение оптимального уровня открытости (прозрачности) функционирования кредитных организаций с сохранением конфиденциальности сведений, отраженных в правилах внутреннего контроля, остается актуальным в научной среде и бизнес-сообществе и позиционируется как залог конкурентоспособности участников финансового рынка и развития поведенческой экономики6 (Смирнов, Бота-шева, 2024: 171; Перькова, 2023: 56–70).

Следуя объективным потребностям потребителей финансовых продуктов (услуг), Банк России с учетом мнения участников профессионального сообщества по совершенствованию регулирования финансового рынка («регуляторная гильотина») выпустил рекомендации по отражению финансовыми организациями определенной информации на их официальных сайтах (в определенных случаях также в доступных для клиентов помещениях организации, где осуществляется обслуживание, личном кабинете клиента, мобильном приложении, на страницах в сети Интернет и мессенджерах и др.), не подлежащей обязательному раскрытию7.

Издаваемые рекомендации не направлены на раскрытие конфиденциальной информации, содержащейся во внутренних документах финансовых организаций, и форм отчетности, отражающих данные о бизнес-показателях, а задают вектор открытой коммуникации организаций с клиентами, усиливая тем самым разъяснительную работу для обеспечения доступности восприятия реализуемой ими деятельности, оказываемых финансовых услуг. Так, Банком России рекомендовано усиление информационной работы кредитных организаций с клиентами о признаках и последствиях вовлечения в дропперство для противодействия несанкционированным финансовым операциям1. На данный момент от регулятора отсутствуют указания по ведению открытой (прозрачной) информационной политики в части противодействия вовлечения кредитных организаций и их клиентов в отмывание преступных доходов и иные виды криминального поведения, охватываемые сферой действия Закона № 115-ФЗ; раскрытию информации на официальных сайтах кредитных организаций, отражающей противолегализационные процедуры.

В июне 2025 г. Банк России обновил правила внутреннего контроля кредитных организаций в рамках антиотмывочного механизма, распространив их на филиалы иностранных банков, а также ввел требования к программам, сопровождающим правила внутреннего контроля, которые помогают кредитной организации (филиалу иностранного банка) работать с цифровым рублем. С целью снижения экстремистских проявлений в стране в обновленных требованиях нашли отражение положения антиотмывочного законодательства в части противодействия финансированию экстремистской деятельности2.

Однако структурно и содержательно в части организации и осуществления внутреннего контроля кредитными организациями, сопровождаемого прозрачной информационной политикой, Положение Банка России № 860-П не решило проблемы предшественника – Положения от 2 марта 2012 г. № 375-П3.

В связи с отсутствием рекомендаций Банка России, определяющих общие направления ведения официальных сайтов кредитными организациями в контексте отражения противолега-лизационных процедур, представляется необходимым проведение анализа состояния информационной политики участников финансового рынка.

Исследование проводилось в отношении официальных сайтов 40 российских банков4 по ключевым показателям их деятельности, направленной на обеспечение противодействия отмыванию преступных доходов и иных видов криминального поведения, охватываемых российским антиотмывочным законодательством. В качестве критериев оценки уровня прозрачности (открытости) системы внутреннего контроля определены: размещение информации о реализации про-тиволегализационных процедур на официальном сайте в целом / наличие информационного блока (раздела); информативность (содержание) блока (раздела), отражающего реализацию ан-тиотмывочного контроля; навигация сайта, доступность поиска информации о реализации кредитной организацией противолегализационных процедур; интерактивность сайта для получения клиентами обратной связи или консультативной правовой помощи по вопросам реализации кредитной организацией требований антиотмывочного законодательства, включая применение пресекательно-обеспечительных мер финансово-правового принуждения.

В результате можно констатировать следующее состояние информационной прозрачности официальных сайтов банков, входящих в выборку:

  • 1)    критерий 1 «Размещение информации на сайте»: у 19 банков отсутствует раздел (блок), содержащий информацию о реализуемом внутреннем контроле в рамках антиотмывочного механизма; у 7 – имеется специальный информационный блок (раздел) (ПАО «Сбербанк», АО «Банк

ГПБ», АО «БМ-Банк», АО «АБ “РОССИЯ”», АО «Почта Банк», ООО «Банк Точка», АО «Банк Аверс»); у 14 – информация отражена в блоках, посвященных раскрытию правовой информации для регулятивных целей в рамках комплаенс-системы;

  • 2)    критерий 2 «Информативность (содержание)»: среди 21 банка, имеющего информационный раздел (блок), только у 5 он носит информативный характер – содержит не только общую характеристику антиотмывочного механизма, но и конкретизирует внутренние противолега-лизационные процедуры кредитной организации, в том числе в рамках функционирования платформы «Знай своего клиента»; разъясняет ограничительные меры, применяемые к клиентам при нарушении положений Закона № 115-ФЗ; права клиентов в случае применения банком подобных мер (ПАО «Сбербанк», АО «Банк ГПБ», АО «БМ-Банк», АО «Почта Банк», АО «Банк Аверс»);

  • 3)    критерий 3 «Навигация»: у 18 банков размещенная информация удобна для поиска и понятна клиенту, у 6 – поиск затруднителен, у 16 – в целом отсутствует поисковый навигатор по ключевым словам;

  • 4)    критерий 4 «Наличие коммуникации (интерактивность)»: у 13 банков имеется форма обратной связи с клиентами: рубрика «Часто задаваемые вопросы» (ПАО «Сбербанк», АО «Банк ГПБ», АО «Альфа-банк», АО «Райффайзенбанк», ПАО «Ак Барс Банк», ООО «Банк Точка»), анкеты-опросники (АО «БМ-Банк», АО «АБ “РОССИЯ”», АО «ЮниКредит Банк», АО «ОТП Банк»), у ПАО «Сбербанк» предусмотрены бесплатные комплаенс-консультации, персональные рекомендации по Закону № 115-ФЗ, бесплатный онлайн-курс, комплаенс-помощник (платная услуга); у АО «Альфа-банк» – сервис «Индикатор риска» (платная услуга), бесплатные курсы и вебинары; у ПАО «Московский кредитный банк» – горячая линия комплаенс; у АО «Т-Банк» – сервис «Репутация»; у ПАО «Совкомбанк» – персональный консультант «Консалтинг ВЭД»; у ООО «Банк Точка» – комплаенс-ассистент, проверка компании, сервисы оценки рисков.

Резюмируя полученные результаты, следует подчеркнуть, что не всеми банками ведется открытая информационная политика в части реализации требований антиотмывочного законодательства. Правила внутреннего контроля не относятся к информации, обязательной к размещению на официальном сайте кредитной организации, и политика информационной прозрачности в части противолегализационного механизма в целом не является обязательной для банков, что может сдерживать их инициативу в этой части.

В связи с этим возникла необходимость подготовки руководящих документов Банка России, содержащих рекомендации и указания относительно раскрытия кредитными организациями информации по Закону № 115-ФЗ, в частности, относительно правил внутреннего контроля с указанием порядка и объема, для формирования оптимального уровня открытости функционирования банков с сохранением конфиденциальности сведений.

Видится, что необходимые правки должны найти отражение в Положении Банка России № 860-П посредством дополнения пункта 1.6 главы 1 «Общие положения» абзацем 14 следующего содержания: «Программа, определяющая порядок организации и осуществления информационной политики кредитной организацией (филиалом иностранного банка) в соответствии с Законом № 115-ФЗ». Это, в свою очередь, потребует подготовки главы указанного положения, регламентирующей содержательные аспекты данной программы: глава 4.1 «Программа, определяющая порядок организации и осуществления информационной политики кредитной организацией (филиалом иностранного банка) в соответствии с Федеральным законом».

Можно констатировать информационную прозрачность сервиса Банка России «Знай своего клиента»1 в части размещения сведений о высокорисковых клиентах кредитных организаций, отнесенных к такой категории регулятором. «Красный» рейтинг регулятора доступен неограниченному кругу лиц: пользователь может сформировать и направить запрос путем заполнения полей на сайте Банка России для получения информации о наличии (отсутствии) факта отнесения клиента к группе высокой степени (уровня) риска2. Кроме того, Банком России сформированы критерии отнесения клиентов кредитных организаций к группам риска совершения подозрительных операций: анализ юридического лица (индивидуального предпринимателя), видов, характера и финансовых результатов его деятельности; проверка операций по счетам; оценка учредителей (участников), руководителей юридического лица, физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя; анализ аффилированности с иными юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), совершающими подозрительные операции; рассмотрение результатов национальной и секторальной оценки рисков, проведенных в соответствии с Законом № 115-ФЗ, а также информации, поступившей от государственных органов1.

На данный момент прямая обязанность информирования кредитной организацией клиента в рамках построения рейтинговой системы по антиотмывочному контролю предусмотрена только в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: совпадения оценки кредитной организации и Банка России в части отнесения клиента к высокому уровню риска («красному» рейтингу); использования информации Банка России об отнесении клиента к группам риска совершения подозрительных операций (о чем должно быть прописано в правилах внутреннего кон-троля2); применения кредитной организацией дополнительных ограничительных мер по пункту 5 статьи 7.7 Закона № 115-ФЗ. В этом случае кредитная организация информирует клиента о применении к нему пресекательно-обеспечительных мер, предусмотренных Законом № 115-ФЗ; отнесении Банком России к группе высокой степени (уровня) риска со ссылкой на критерии регулятора; наличии права обратиться с заявлением об отсутствии оснований для применения к нему мер в Межведомственную комиссию при Банке России.

В связи с тем, что размещаемая на платформе Банка России информация носит вспомогательный характер, кредитная организация проводит самостоятельную оценку рисков совершения подозрительных операций и принимает решение о добропорядочности клиента, отнесении его к той или иной группе риска, представляется необходимой разработка ею собственных критериев отнесения клиентов к группам риска совершения подозрительных операций и отражение их в правилах внутреннего контроля как базовой антиотмывочной меры. Введение подобных критериев рейтинговой системы кредитной организации (филиала иностранного банка) потребует, в свою очередь, внесения соответствующих правок в главу 4 «Программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» Положения Банка России № 860-П.

Обобщая, можно заключить следующее. Отсутствие прозрачной информационной политики кредитных организаций в рамках антиотмывочного контроля не обеспечивает использование внутренней системы как инструмента поддержания добросовестного ведения бизнеса, профилактики совершения подозрительных операций. Неразмещение банками информации о реализации программы внутреннего контроля в целях противодействия незаконным финансовым операциям и рейтингов клиентов, построенных по принципу «знай своего клиента», содержит угрозу формирования с их стороны злоупотребительной (недобросовестной) практики. Во внутренних документах кредитной организации должна быть заложена политика открытой коммуникации с клиентами, позволяющая повысить ожидаемость действий банков в части реализации антиотмывочных мер, оценить риски совершения подозрительных операций, реализовать механизм реабилитации клиентов. Для этого, в первую очередь, потребуется издание Банком России руководящих документов, содержащих общие подходы к ведению открытой (прозрачной) информационной политики кредитными организациями в рамках антиотмывочного контроля.