Прыжок священного оленя
Автор: Соловьев А.И., Соловьева Е.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XXII, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются некоторые варианты иконографии образа оленя в искусстве скифского времени с позиции особенностей воспроизведения «стандартных» для зрителя поз животного. Последние связываются с характером поведенческих норм изображаемого объекта. Особое внимание уделяется весьма специфическому положению тела животного, которое в кругу специалистов обычно характеризуется как «олень на цыпочках» или «поза внезапной остановки». Авторам удалось наблюдать поведение встревоженного оленя, который, будучи застигнут врасплох, продемонстрировал прыжковую реакцию, визуальные формы которой полностью соответствовали стандарту позы «олень на цыпочках». Сделано предположение о том, что если в художественных композициях фигуры оленей в аналогичных позах расположены друг над другом, то речь идет не просто о мультиплицированном «умножении» воображаемых свойств животного, а еще и о динамике движения, отражающей в совокупности фрагментов стадию перемещения сакрального животного вверх - к небесным сферам.
Образ, олень, поза, скифское искусство, священный, прыжок
Короткий адрес: https://sciup.org/14522404
IDR: 14522404