Псевдонимы и никнеймы как разновидность антропонимов в современной прозе

Автор: Кабатай Кызы А.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Филологические науки

Статья в выпуске: 8 т.9, 2023 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются такие разновидности антропонимов как никнеймы и псевдонимы. Раскрывается важность использования данных поэтонимов в формировании образа персонажа. В настоящее время исследование ономастики, в том числе литературной ономастики, привлекает особый интерес ученых. Художественные произведения представляют уникальную сферу использования имен собственных, где слова приобретают значение не только в контексте реального мира, но и в вымышленной реальности, созданной авторами. Никнеймы и псевдонимы являются периферией антропонимического поля, но играют важную роль в структуре художественного текста. Они выступают способом фиксации освоения мира и опыта человека. Специфика антропонимов обусловлена сугубо авторской установкой. Имена собственные в художественном тексте составляют заметный пласт в языковом разнообразии. Стилистическая функция таких собственных имен разнообразна. Они могут выступать в качестве обозначения и характеристики персонажа. Изучение имен собственных проясняет авторский замысел, а также способствует более глубокому и полному толкованию текста. Актуальность исследования состоит в том, что работ, посвященных изучению языка современной прозы не так много, кроме того, в научной литературе недостаточно полно изучена роль имен собственных, в частности, псевдонимов и никнеймов, в произведениях художественной литературы. Предмет изучения - функции этих поэтонимов в художественном тексте. Объектом исследования выступают псевдонимы и никнеймы как часть антропонимического поля. Материалом послужили художественные тексты разных жанров, изданные в начале XXI века и содержащие важные для исследования лексические единицы. Цель работы - выявить специфику псевдонимов и никнеймов и их роль в художественной речи на примере текстов современных авторов. В качестве основной теоретической базой выступают работы, связанные с теорией и лингвистикой текста, ономастикой. Задачи: найти определенные лексические единицы, определить их функцию и подчеркнуть особенности авторского стиля. Результаты: псевдонимы и никнеймы выступают в качестве периферии антропонимического поля, но играют важную роль в структуре художественного текста. Выбор того или иного никнейма связан с авторским замыслом. Выводы: в структуре художественного текста употребляется не только общеупотребительная лексика, но имена собственные. Они играют важную роль в структуре художественного текста, вызывая у читателя различные аллюзии и ассоциации, связанные с социумом и понятиями. Поэтому для восприятия любого художественная текста чрезвычайно важна так называемая энциклопедическая информация, которая позволяет понять творческий замысел писателя.

Еще

Ономастика, поэтическая ономастика, поэтоним, антропонимическое поле, ономастическое пространство, имя собственное, псевдоним, никнейм

Короткий адрес: https://sciup.org/14128687

IDR: 14128687   |   DOI: 10.33619/2414-2948/93/38

Список литературы Псевдонимы и никнеймы как разновидность антропонимов в современной прозе

  • Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983. 224 с.
  • Тихонов А. Н., Хашимов Р. И., Журавлева Г. С. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык. М.: Флинта: Наука, 2008. Т. 1. 820 с.
  • Горбаневский М. В. В мире имен и названий. М.: Знание, 1987. 199 с.
  • Москальчук А. А. Никнейм - виртуальное имя человека // Записки Горного института 2009. Т. 182. С. 246–249.
  • Яковлюк А. А. Никнеймы в Интернете и их особенности // Язык и культура. 2013. Вып. 4. С. 56-59.
  • Супрун В. И. Развитие ономастического пространства Интернета // Ономастика Поволжья: материалы IX-Международной конференции по ономастике Поволжья. М., 2004.
  • Журавлева Е. А., Корнелюк А. А. Никнейм как разновидность антропонимов // Первый шаг в науку: материалы международного форума. Минск, 2009. Т. 1.
  • Мясникова И. Дура среднего возраста. М., 2009. 230 с.
  • Рой О. Не оставляй меня, любимый! М.: Эксмо, 2017. 320 с.
  • Кретова Е. Черный махаон. М.: Эксмо, 2019. 160 с.
  • Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1978. 200 с.
  • Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. М.: Эксмо-Пресс, 2007.
  • Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1971. С. 63-64.
  • Прохоров А. М. Большой Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997. 1456 с.
  • Мясникова И. Дамы в самоизоляции. М.: Эксмо, 2018. 230 с.
  • Берсенева А. Опыт нелюбви. М.: Эксмо, 2012. 384 с.
  • Рой О. Писатель и балерина. М.: Эксмо, 2016. 352 с.
  • Рой О. Увертюра. М.: Эксмо, 2022. 249 с.
  • Михалкова Е. Котов обижать не рекомендуется. М.: Эксмо, 2020. 384 с.
  • Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.
  • Полякова Т. Тайна, покрытая мраком. М.: Эксмо, 2014. 320 с.
  • Скуридина С. А. Ономастический код художественных текстов Ф. М. Достоевского: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 2020.
Еще
Статья научная