Психические расстройства у больных, страдающих органической недостаточностью головного мозга. Экологический аспект

Автор: Корнилов А.А., Вишневская Э.С.

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Экологическая психиатрия

Статья в выпуске: 3 (50), 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14295279

IDR: 14295279

Текст краткого сообщения Психические расстройства у больных, страдающих органической недостаточностью головного мозга. Экологический аспект

Кемерово, ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия

Экологическое направление в современной медицине и психиатрии возникло в 80-е гг. XX века благодаря трудам В. П. Казначеева и Ц. П. Короленко и Б. Н. Пивня. Позднее экологический фактор описывался Б. С. Положим (1996—2005) как социальный стресс. Объектом изучения для отечественной психиатрии являются физические, химические, метеорологические факторы среды жизнедеятельности. Уточним, что понятие «экологическая психиатрия» более широкое, чем понятие «промышленная психиатрия». Еще в 1999 г. В. Я. Семке описал экологические, наблюдающиеся у пациентов-сибиряков, особенности неврозов, психопатий и алкоголизма.

Экологическая ситуация на большей части территории Кемеровской области оценивается как критическая. Между тем в соответствии с планами увеличения угледобычи в Кемеровской области фактически запланировано строительство «второго Кузбасса». Прирост добычи угля к 2025 г. намечается такой, что выбросы в атмосферу увеличатся на 400 %.

Нами проведено обследование 100 больных. Контингент обследованных относительно молодой, так как 61 % пациентов были в возрасте до 40 лет. Проведена оценка образовательного уровня: 30 % пациентов имеют образование незаконченное среднее, вспомогательную школу окончили 10 %. Большинство больных – городские жители (73 %).

Многофакторная природа заболевания фактически зарегистрирована у всех больных. Это первый критерий экологического заболевания, по В. Н. Краснову (2005). Состав больных является тяжелым, особенно это касается злоупотребления алкоголем, резидуальной патологии ЦНС с детства. Имеют место полиэтиологичность и многофакторность заболевания.

Ко второму критерию экологических заболеваний В. Н. Краснов относит соматотропизм реагирования на неблагоприятные воздействия среды (т. е. пьянство родителей ведет к пьянству детей, с ним связаны соматические болезни, ЧМТ и т. д.). Учитывая, что большая часть изученных больных была в возрасте до 40 лет, количество соматических, неврологических и сосудистых заболеваний достаточно велико для данной возрастной категории, заболевают они соответствующими болезнями в раннем возрасте.

Третий критерий экологического заболевания, согласно классификации В. Н. Краснова – это сочетание индивидуальных и популяционных форм психического и соматического реагирования. В данном аспекте мы изучили больных, проходивших лечение в отделении неврозов и общепсихиатрических отделениях. Больные отделения неврозов были более образованы, имели специальность, работали в не столь опасных отраслях народного хозяйства, как больные общепсихиатрических отделений. Как правило, они работали в торговле, на транспорте, в медицине, в финансовой отрасли. У данных больных реже встречались судорожный и психоорганический синдромы, синдром зависимости от психоактивных веществ. Аффективные расстройства хоть и встречались столь же часто, как и у больных общепсихиатрических отделений, однако реже были зафикисиро-ваны истерические, дисфорические, апатические депрессии, отсутствовали психотические депрессии. Наиболее распространенными были тревож-но-алгические, тревожно-фобические, тревожнодепрессивные расстройства.

Популяционный тип реагирования, бесспорно, понятен – это злоупотребление алкоголем, антисоциальное поведение. Более всего среди 100 больных в преморбиде «бестормозных» пациентов. Их индивидуальный тип реагирования также понятен. Ригидные, будущие параноики, склонные к сутяжному развитию. Без патологий в премор-биде наблюдалось всего трое пациентов. А как известно, судьба больного-органика полностью определяется его преморбидным состоянием и микросредой, популяцией.

Четвертый критерий – это полиморфизм психических расстройств с тенденцией к усложнению от астенических, аффективных к психоорганическим. Больные с астеническим состоянием были единичными, они тяжело переносили обстановку общепсихиатрического отделения. В большинстве случаев депрессии у них были психогенно спровоцированными. У больного «органика» имеют место симптомы невротические и неврозоподобные, психопатические (преморбидные черты), психопатоподобные, аффективные (похожие на реактивную депрессию) и психоорганические. У больных с психоорганическим синдромом тяжелого типа, в виде апатии или эйфории, депрессии встречаются все реже и реже. Чем тяжелее психоорганический синдром, тем реже депрессии, в том числе и депрессии в связи с хлопотами о назначении пенсии.

Пятым критерием экологических психических расстройств, по В. Н. Краснову, является сопряженность реакций экзогенного типа и механизмов психогенеза расстройств. Этот критерий напрямую связан с предыдущим, четвертым. Насколько полиморфны симптомы при органических эколо- гических заболеваниях! К ранее описанным следует присовокупить еще экзогенные синдромы. Делирий был зарегистрирован у 4 пациентов, сумеречное состояние сознания – у 2, вербальный галлюциноз – у 8, острый Корсаковский синдром – у 5, конфабуляторный бред – у 1, судорожные припадки – у 24.

Шестой критерий экологических заболеваний органической этиологии – это сенсибилизация к экзогенным вредностям и психотравмам. Ю. А. Александровский (1963) считает, что последующие психотравмы действуют уже по проторенному пути в результате сенсибилизации. Субъективно значимая повторная психотравма действует по механизму «второго удара», служит «последней каплей». По нашим данным, наиболее частой психогенией является алкоголизм родителей (70,0 %), это т. н. «глубинная» психогения (Куприянова И. Е., 2001), она действует продолжительно. На втором месте психогения «ссоры в семье» (54,0 %).

Седьмой критерий – особая уязвимость лиц с соматически и органически измененной почвой к действию неблагоприятных экологических факторов. «Бестормозные» личности имеют больший риск повторных ЧМТ, употребления психоактивных веществ. Пациенты с ригидными чертами характера повышенно чувствительны к типовым ситуациям конфликта. Резидуальный «органик детства» астенизирован и уязвим к соматогениям, психогениям. Больные органики быстрее исчерпывают свой ресурс, свой потенциал в течение жизни, быстрее изнашиваются, стареют. Из-за патологии высших эмоционально-волевых функций у больных отсутствуют планирование своей жизни, бережное отношение к своему здоровью.

Таким образом, наши наблюдения за 100 больными-органиками говорят о том, что: 1) популяция больных с органическими заболеваниями ЦНС смешанного характера крайне неблагополучна. Имеются в виду низкое образование, пьянство, антисоциальность, несчастные случаи, убийства, самоубийства, соматические болезни, полиморфные психические расстройства, большой процент судорожных припадков; 2) жизненно необходима психотерапия, психокоррекция для этой популяции, лечение и наблюдение у нарколога, терапевта, психиатра; 3) органические заболевания смешанного характера действительно являются экологическими заболеваниями.

Краткое сообщение