Психологическая безопасность семьи как консолидирующий фактор в полиэтнической среде

Автор: Ахмадеева Елена Владимировна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Тема

Статья в выпуске: 5, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются проблемы, представляющие угрозу психологической безопасности межнациональной семьи. Проанализировано понятие «психологическая безопасность». Представлены результаты исследования, касающегося проявления психологической безопасности личности и удовлетворенности браком у супругов в межнациональном и мононациональном браках. Автор предполагает, что у супругов в межнациональном и мононациональном браках при разных уровнях психологической безопасности личности имеются различия в показателях удовлетворенности браком. Для нивелирования угроз психологической безопасности личности автор предлагает программу «Школа семейного искусства».

Еще

Семья, психологическая безопасность, межнациональный брак, мононациональный брак, полиэтническая среда

Короткий адрес: https://sciup.org/170171405

IDR: 170171405   |   DOI: 10.31171/vlast.v28i5.7561

Текст научной статьи Психологическая безопасность семьи как консолидирующий фактор в полиэтнической среде

В современных условиях трансформации и информатизации проблема межкультурного взаимодействия приобретает особое значение. По мнению российского психолога Г.У. Солдатовой, «процесс смешения культур – один из результатов экономической и культурной глобализации, тенденции которой остаются достаточно устойчивыми» [Солдатова, Тетерина 2011: 57].

Поликультурность и полиэтничность российского государства, взаимодействие населения различного этнического происхождения на одной территории так или иначе способствуют образованию межнациональных брачных союзов, которые представляют собой одну из форм межличностного общения мужчины и женщины, отношения которых закреплены на нормативно-правовом уровне [Сусоколов 1990: 98]. Несмотря на обширный массив исследований в области семейной психологии, на сегодняшний день отмечается недостаток комплексных научных работ по изучению психологической безопасности личности супругов в межнациональных браках, «доля которых продолжает оставаться достаточно заметной» [Лурье 2018: 122]. Межнациональные семьи являлись предметом исследования в работах А.Г. Алиева, С.А. Арутюнова, Ф.Б. Бурхановой, Е.М. Галкина, В.Н. Галяпиной, В.В. Гриценко, С.В. Лурье, Г.С. Махаровой, М.В. Мурзабулатова, З.Л. Сизоненко, Т.Л. Трифоновой.

Проанализировав научные работы в области межнациональных браков, мы обобщили проблемы, выступающие как угрозы психологической безопасности семьи, понимая под этим понятием состояние супругов, у которых удовлетворены все базовые потребности в семейной жизни, сформирована способность к прогнозированию и предвидению поступков друг друга, развито умение сопротивляться угрозам семейных отношений (недоверие, измена, агрессия со стороны одного из супругов, унижение, насилие), а также выработаны оптимальные модели поведения в неблагоприятных обстоятельствах [Ахмадеева 2019: 93].

Так, одной из проблем, с которой сталкиваются молодые люди перед вступлением в брак, – это проблема выбора модели оформления супружеских отношений, поскольку заключение брака возможно либо только по религиозному обряду согласно канонам мусульманства, православия и других конфессий, либо посредством официальной регистрации в органах ЗАГС, либо по канонам религиозных обрядов и официальной регистрации в органах ЗАГС. По мнению исследователей, в межнациональных браках использование религиозного обряда уменьшается, в большинстве случаев религиозный брачный обряд совершается либо до, либо после официальной регистрации брака [Бурханова 2014]. Следующие проблемы связаны с принятием чужой культуры: традиций, обычаев, языка, религии, ценностных ориентаций и сохранением при этом собственной культуры; определением этнической идентичности ребенка, рожденного в межэтническом браке, под которой понимается осознание индивидом своей принадлежности к определенной этнокультурной общности; отдаленностью от родственников супруги/супруга; конфликтами, возникающими на почве этнической стереотипизации, которая подразумевает осознание характерных с точки зрения данного этноса признаков других национальных общностей в форме построения образа чужой этнической группы [Галяпина 2002: 16]; несовпадением взглядов мужа и жены относительно профессиональной карьеры жены. Вследствие преодоления вышеуказанных проблем супругам необходимо выстраивать свои взаимоотношения, учитывая не только личностные и социально-психологические, но и этнопсихологические особенности друг друга.

В семейной среде, где происходит формирование, развитие и функционирование человека, психологическая безопасность отражает ее состояние. Именно здесь в идеале она должна быть свободной от проявлений психологического насилия во взаимодействии супругов, оказывать содействие удовлетворению основных потребностей в межличностном общении, создавать референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивать психологическую безопасность всех членов семьи.

Психологическую безопасность личности рассматривают как многоуровневую динамическую систему, определяющую защищенность человеческой психики, при этом находящуюся в оптимальном режиме функционирования и способную предотвращать всевозможные угрозы в целях обеспечения необходимой дееспособности личности человека [Приходько 2009: 61]; как способность противостоять жизненным трудностям и принимать решения в сложной ситуации [Михайлов 2008: 67]; как способность к контролю внутренних и внешних параметров для обеспечения некоего гомеостаза во взаимодействии с окружающей средой на нескольких уровнях – соматическом, энергетическом и информационном [Краснянская 2006: 8]; как определенную защищенность сознания от манипулятивных воздействий [Колесникова 2001: 5]; как жизнестойкость; как базовое ощущение человека [Богомаз, Гладких 2009].

Таким образом, психологическую безопасность можно рассматривать как свойство, процесс и состояние личности.

В нашем исследовании мы придерживаемся позиции авторов, которые относят психологическую безопасность к свойствам личности, характеризующим ее защищенность и внутренний ресурс противостояния неблагоприятным воздействиям, где, на наш взгляд, наблюдается взаимосвязь личности и среды в разрезе формирования психологической безопасности, и подчеркивают, что сущностью психического состояния является «согласование личностных стремлений и возможностей (психики и организма) с особенностями средовых факторов и силой их воздействия» [Психология безопасности… 2008: 174].

Цель исследования – выяснить проявление психологической безопасности личности и удовлетворенности браком у супругов в межнациональном браке. Мы предполагаем, что у супругов в межнациональном и мононациональном браках при разных уровнях психологической безопасности личности имеются различия в показателях удовлетворенности браком.

Для достижения цели мы использовали методику шкалы базисных убеждений (Р. Янов-Бульман, адаптация М.А. Падуна, А.В. Котельниковой), опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романовой. Все расчеты проводились с использованием статистического пакета фирмы StatSoft «Statistica10» для Windows 7.

В исследовании приняли участие 25 супружеских пар (носители башкирского, русского и татарского этноса), состоящие в межнациональных и мононациональных браках от 3 до 10 лет, имеющие детей. Средний возраст – 30 лет. Участников опроса мы разделили на две группы. Первую группу составили представители межнациональных супружеских пар: муж – татарин, жена – русская (6); муж – русский, жена – башкирка (4). Вторая группа представлена мононациональными супружескими парами: муж и жена – русские (10); муж и жена – татары (5).

Проведенное исследование супружеских пар по методике шкалы базисных убеждений выявило следующее. Уровень психологической безопасности личности у супругов в межнациональных семьях оказался выше, нежели в мононациональных семьях (12,29 против 11,60 балла в среднем по сумме результатов по шкалам). Однако статистически значимым это различие не является (p = 0,1). Следовательно, мы можем сделать вывод, что уровень психологической безопасности личности как в межнациональных, так и в мононациональных семьях не различается. Различие и сходство национальной принадлежности не способствует ни ухудшению качества жизни, ни потере чувства защищенности, ни устойчивости к внешним воздействиям. В целом средние значения всех показателей находятся в норме, на среднем уровне. Это свидетельствует о том, что супруги независимо от характеристики брака положительно относятся к окружающем людям, к самим себе. Они убеждены в благосклонности мира, преобладании добра над злом, положительных событий над отрицательными, что указывает на преобладание у них состояния стабильности, уверенности в завтрашнем дне и удовлетворенности собственной жизнью, поскольку при негативном отношении к окружающему миру сложно построить гармоничные отношения и обеспечить психологическую безопасность в семейных отношениях. Следует также отметить, что показатели базовых убеждений супругов в межнациональном браке чуть выше по сравнению с показателями супругов в мононациональном браке. Возможно, это связано тем, что в процессе адаптации друг к другу они приобрели способность управлять собственными эмоциями, быть более толерантными, эмпатийными и гибкими в межличностном взаимодействии, что, в свою очередь, привело к удовлетворению межличностных отношений. Наименьшие значения и в межнациональном, и в мононациональном браке отмечаются по показателю «справедливость мира», а наивысшие значения – по показателю «благосклонность мира». Это свидетельствует о том, что супруги независимо от характеристики брака сомневаются в том, что мир устроен справедливо и поступки человека всегда приводят к справедливым последствиям. Иными словами, они сомневаются в том, что люди, совершившие плохие поступки, всегда будут наказаны. Они убеждены в собственной способности управлять жизненными событиями и контролировать их. При этом в межнациональном браке выявлены высокие значения по показателю «убеждение относительно собственной ценности», где основное значение имеют три аспекта: «я хороший человек» (самоценность), «я правильно себя веду» (самоконтроль) и оценка собственной удачливости (везение), что также указывает на позитивное отношение к себе.

В то же время в мононациональном браке более высокие значения отмечаются по показателю «общее отношение к осмысленности мира», т.е. контролируемости и справедливости событий. Супруги склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости. Завышенный показатель «самоконтроль» свидетельствует о том, что респонденты этой группы убеждены, что в жизни все предопределено, они принимают меры предосторожности, стараясь избежать лишних неприятностей. Индекс безопасности равен 3,5, что соответствует среднему уровню психологической безопасности личности. Средние показатели шкалы базовых убеждений респондентов (норма – 3,5) представлены в табл. 1.

Для выяснения у респондентов удовлетворенности браком мы использовали опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романовой. Авторы этого опросника считают, что «субъективная удов-летворенность/неудовлетворенность браком по своей природе скорее является обобщенной эмоцией, генерализованным переживанием, нежели следствием рациональной оценки успешности брака по тем или иным параметрам» [Столин, Романова, Бутенко 1984]. Полученные данные показали, что среди испытуемых присутствуют только благополучные семьи (33–38 баллов) и абсолютно благополучные семьи (39–48 баллов), что свидетельствует о значительной удовлетворенности и практически полной удовлетворенности браком. Из них значительная удовлетворенность браком обнаружилась у 27,0% супругов, представителями которого являлись муж – татарин, жена – русская; 23% составили супружеские пары, где муж – русский, жена – башкирка; 24% – муж и жена русские и 26% – муж и жена татары. Как видно из результатов анализа, уровни удовлетворенности браком распределены примерно одинаково. При этом отметим, что при высокой удовлетворенности браком русских жен показатели удовлетворенности браком мужей-татар незначительно ниже, а в союзе, где жена – татарка, а муж – русский, удовлетворенность браком у мужей выше, чем у их жен, в то время как в супруже-

Таблица 1

Базовые убеждения

Средние

Группа 1*

Группа 2**

Благосклонность мира

4,30

4,10

Доброта людей

4,17

3,98

Справедливость мира

3,57

3,50

Контролируемость мира

4,10

4,21

Случайность происходящего

4,21

4,24

Ценность собственного «я»

5,23

3,82

Степень самоконтроля

4,09

4,21

Степень удачи или везения

3,93

3,91

Общее отношение к благосклонности окружающего мира

4,23

4,20

Общее отношение к осмысленности мира

3,68

3,47

Индекс безопасности

3,5

3,5

Группа 1* – супруги, состоящие в межнациональном браке;

Группа 2** – супруги, состоящие в однонациональном браке.

Средние показатели шкалы базовых убеждений

ских парах, где муж и жена – татары, удовлетворенность браком у мужей чуть выше, чем у их жен. В супружеском союзе, где муж – русский, а жена – башкирка, удовлетворенность браком у жен выше, чем у мужей. В супружеских парах русских мужей и жен удовлетворенность браком мужей чуть выше, чем у жен. Таким образом, согласно исследованию, удовлетворенность браком супругов моноэтнических браков выше удовлетворенности браком супругов полиэтнических браков, что, возможно, объясняется тем, что в межнациональном браке больше поводов для разногласий из-за несовпадения образа жизни, привычек и расхождений во взглядах.

На наш взгляд, для укрепления и поддержания оптимального уровня психологической безопасности в межнациональных союзах необходимо разработать и внедрить в образовательные организации специальные программы, которые гарантировали бы сохранность и укрепление физического и психического здоровья членов семьи, а также обеспечивали их эмоциональное благополучие, учитывая, что на сегодняшний день в образовательных организациях отсутствуют подобного рода программы и учебные материалы, подготавливающие молодых людей к браку, в т.ч. рассматривающие в качестве варианта межнациональные браки. В связи с этим мы предлагаем в рамках факультета психологии БашГУ создать площадку «Школа семейного искусства» и разработать программу для укрепления и сохранения психологической безопасности личности для студентов, в т.ч. и для тех, кто планирует вступить в межнациональный брак, формирующую правильные представления о браке и психологической безопасности участников брачно-семейных отношений как приоритете ценности семьи перед всеми остальными ценностями. Цели данного проекта заключаются в формировании у молодых людей адекватного понимания семейной жизни, основанной на чувстве любви, уважении, доверии и моральной ответственности. В теоретический блок входят знания из области социальной, возрастной, семейной психологии, психологии личности, соци- ологии, направленные на поддержание и сохранение психологической безопасности личности в семейных отношениях. Практический блок позволит молодым людям осознать свои потенциальные и реальные возможности, освоить необходимые психологические приемы, технологии и копинг-стратегии в случае столкновения с угрозами психологической безопасности. Программа включает в себя осуществление диагностики, посредством которой выявляются психофизиологические особенности, влияющие на формирование психологической безопасности личности; обучение прогнозированию развития отношений; выработку методов взаимодействия; разбор угроз психологической безопасности личности, нарушающих внутреннее равновесие семьи, и способов их преодоления.

Реализация подобной программы будет способствовать адаптации супругов на начальном этапе межнационального союза, поможет укрепить эмоциональную, нравственную, адаптационную устойчивость семьи на всех этапах ее жизненного цикла.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 17-78-20149 в рамках работы Школы молодого этнополитолога в Республике Башкортостан.

Список литературы Психологическая безопасность семьи как консолидирующий фактор в полиэтнической среде

  • Ахмадеева Е.В. 2019. Психолого-педагогические условия формирования понимания феномена "психологическая безопасность семьи". - International Journal of Humanities and Natural Sciences. Vol.7-1. С. 91-94
  • Богомаз С.А., Гладких А.Г. 2009. Психологическая безопасность личности и ее измерение с помощью шкалы базисных убеждений. - Вестник Томского государственного университета. № 318. С. 191-194
  • Бурханова Ф.Б. 2014. Создание семьи: современные тенденции в Башкортостане. - Вестник Института социологии. № 8. С. 90-107
  • Галяпина В.Н. 2002. Влияние принадлежности супругов к разным этносам на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями: автореф. дис. … к.псих.н. М. 25 с
  • Колесникова Т.И. 2001. Психологический мир личности и его безопасность. М.: Владос-Пресс. 176 с
Статья научная