Психологическая природа самосознания и его роль в процессе адаптации

Автор: Салманова Сабина Фаррух

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Психологические науки

Статья в выпуске: 5 т.8, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье автор рассматривает психологическую природу самосознания и его роль в процессе адаптации. Самосознание представляет собой своеобразную, самобытную систему сознания, тождественной понятию Я-концепции, состоящую в большей или меньшей степени из восприятия индивидом себя самого. Процесс самосознания рассматривается как отношение к собственным мыслям и представлениям, личностным качествам, оценка собственного потенциала. С этой точки зрения в процессе адаптации самосознание представляет собой выявление имеющихся качеств, соответствующих ситуации. Здесь самостоятельным объектом анализа должны стать «Я-образ» и защитные механизмы сознания. Главный момент связан с самосознанием или «Я-концепцией». Именно самосознание подвержено фрустрации под влиянием внешних и внутренних факторов, непрерывность которых приводит к активации механизмов психологической защиты. Изучение роли самосознания в процессе адаптации весьма разнообразно, хотя динамика изменения самосознания в экстремальных и сложных ситуациях изучена недостаточно. В сложных ситуациях теоретически невозможно изучить каждую из них в отдельности. Анализ показывает, что вербальное содержание самосознания в большей степени отражается в рационализации и проекции психологических механизмов. В связи с этим следует использовать разные словесные приемы, облегчающие процесс адаптации в разных экстремальных условиях.

Еще

Беженцы, адаптация, самосознание, самооценка, "я-концепция"

Короткий адрес: https://sciup.org/14123925

IDR: 14123925   |   DOI: 10.33619/2414-2948/78/71

Текст научной статьи Психологическая природа самосознания и его роль в процессе адаптации

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022

УДК159.9                                           

Процесс адаптации является ведущим в условиях приспособления к социальной среде и имеет свои психологические основания. На процесс адаптации, к примеру, беженцев влияют различные факторы. Они являются скорее внешними факторами и весьма разнообразны. Однако адаптация личности к различным ситуациям, в том числе и экстремальным, в большей степени зависит от личностного фактора, уровня самосознания человека, его самовосприятия. Для того чтобы определить роль самосознания в процессе адаптации, прежде всего необходимо обратить внимание на понятие самосознания и его подсистем.

К понятию самосознания. В разных научных психологических исследованиях даны разные определения самосознания. В целом самосознание описывается в психологической литературе следующим образом: «Самосознание есть оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля» [3, с. 495].

Другой источник определяет самосознание следующим образом: «Самосознание есть осознанное отношение человека к своим мыслям и желаниям, эмоциям и переживаниям, а также к своему поведению» [4, с. 230]. Как видно, процесс самосознания трактуется в обоих источниках как отношение к собственным мыслям и представлениям, личностным качествам, оценка собственного потенциала. С этой точки зрения в процессе адаптации самосознание представляет собой обнаружение качеств или уже существующих качеств, соответствующих ситуации.

Следует отметить, что изгнание беженцев из мест проживания наносит серьезную травму их психике. Эти травмы более выражены в восприятии своей идентичности, а также в отношении к себе и своей этнической принадлежности. Но какие изменения происходят в процессе самосознания при адаптации беженцев к новым условиям? Какие механизмы здесь наиболее подвержены деформации? Для ответа на этот вопрос прежде всего необходимо изучить структуру самосознания и близких к нему интегративных систем.

Известно, что сама личность зависит не только от силы воздействующей на человека ситуации, но и от определенных индивидуально-психологических особенностей. Изменения ситуации приводят к различным изменениям в структуре личности. Здесь все больше и больше черт личности подвержены изменениям. Как известно, черты личности — это те качества, которые устойчивы во времени и мало меняются в зависимости от ситуации. Во многих случаях личность проявляется в своих интегративных чертах. В этом смысле процесс адаптации часто тесно связан с самосознанием. Процесс адаптации, особенно адаптации к новым условиям, требует перестройки личностных структур личности. При этом в процессе самосознания происходят изменения в его динамике, оказывающие комплексное влияние на мировоззрение личности, систему отношений. Но как формируется самосознание? Не зная механизма самообразования, нельзя сказать, какие механизмы существуют в его структуре в процессе адаптации и в каком направлении они изменяются.

Традиционные психологические подходы к проблеме. Формирование самосознания с генетической точки зрения в традиционных психологических подходах рассматривается в двух направлениях. Согласно подходу известного ученого В. М. Бехтерева, в первом направлении самосознание предшествует сознанию и полностью формируется на более поздних стадиях развития. Это означает, что восприятие элементов действительности впервые появляется при формировании самосознания [5, с. 72].

Вторая точка зрения — это подход Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. Эти авторы считают, что самосознание или самовосприятие возникает в 2-3-летнем возрасте и закрепляется развитием чувства самостоятельности и речи [7, с. 45].

В то же время существует более обоснованная третья позиция, согласно которой самосознание возникает параллельно с сознанием и проявляется как чувствительность к эмоциям, формирующимся под влиянием внешних раздражителей или предметов. В первую очередь ребенок чувствует части своего тела. Это первый элемент самовосприятия и нашел отражение в работах И. М. Сеченова.

Схема восприятия является устойчивой подсистемой самосознания и имеет, помимо соответствующего «Я-образа», формы и ситуативного выражения. В этом случае самосознание динамично. Оно проявляется на коротких отрезках жизни как выражение личных переживаний и имеет динамическое состояние. В таких ситуациях человек сравнивает и дифференцирует свои представления о себе с другими и склонен расстраиваться, когда они не совпадают. Например, то, почему это произошло с ними в процессе изгнания беженцев с родины, мотивирует их сравнивать себя с другими. Такие представления могут привести к серьезным потрясениям.

Исследования показывают, что самоконтроль в экстремальных ситуациях зависит от того, насколько хорошо они укрепляют подструктуру самосознания или от того, в каком направлении проявляются личностные качества в текущей ситуации. Однако факты показывают, что в таких случаях срабатывают автоматические защитные механизмы и человек через самосознание подавляет эмоциональные переживания, пытаясь контролировать ситуацию за счет когнитивных структур (например, когда пытается выбраться из воды). Безусловно, подавление эмоций посредством когнитивных структур и самопознания создает основу для различных заболеваний в будущем. Когда ситуация перевешивает волевой контроль личности, то развитие депрессивной симптоматики неизбежно. Исследователи в связи с этим пишут, что «негативный прошлый опыт, отрицательное отношение личности к окружающей действительности и к себе — это сила, стимулирующая депрессию. Эта активация может привести не только к депрессивным состояниям, но и к другим расстройствам, характерным для депрессивных синдромов. При этом проявляются три функции любого симптома: контроль и модификация гнева, который всегда возникает при фрустрации желаний и потребностей; просьба о помощи; ограничение видов деятельности, в которые человек не хочет или боится вступать (причем часто неосознанно) [2, с. 125].

По-видимому, неадекватное самосознание в экстремальных ситуациях может привести к различным травмам и расстройствам. Из структурных элементов самосознания большую роль в процессе адаптации, особенно в социально-психологической адаптации, играет «Я-нынешнее» или «Я-настоящее». Сегодняшнее «Я» отражает актуальные или устойчивые нынешние черты личности, или представления человека о себе.

Адаптация на уровне самосознания. Исследования показывают, что развитие личности человека происходит на фоне соответствия системы самовосприятия соответствующей действительности. Эта система трансформирует качества сегодняшнего дня. Однако представления человека о себе могут не соответствовать качествам, требуемым в реальной ситуации. Во многих случаях качества, которыми обладает человек, могут соответствовать, а могут и не соответствовать тем качествам, которые необходимы сегодня. Хотя восприятие человеком этих качеств может быть стабильным. Это создает определенные иллюзии в этом отношении.

Отсутствие необходимых качеств в экстремальных или стрессовых ситуациях тормозит адаптацию человека к действительности. Человек словно застрял в прошлом. Качества, которые он приписывает себе, не проявляются в настоящем времени так, как он думает или хочет, или равновесие вокруг него самого нарушено.

В то же время актуальность и проявление представлений человека о том, чем он является в настоящее время в конкретный период времени, стимулирует и мотивирует его активность, играет важную роль в выборе адаптационных механизмов и стратегий. Поведение таких людей в сложных ситуациях характеризуется необходимой адекватностью, и они могут приспосабливаться как к ситуации, так и к межличностным отношениям, выбирая соответствующую стратегию. Успешное совладание с экстремальными ситуациями повышает уровень их притязаний, увеличивает количество устойчивых компонентов самосознания.

Следует отметить, что текущее «Я» больше других систем помогает личности приспосабливаться к необходимым социальным и экстремальным ситуациям. Если ситуация меняется, то и нынешнее «Я» подвергается ряду изменений. Это изменение направлено на регулирование поведения и гибкую адаптацию.

Одним из элементов, играющих важную роль в структуре самосознания в процессе адаптации, является идеальное «Я». Идеальное «Я», как подсистема личности, отражает представления о типе личности, вытекающие из усвоенных нравственных норм, идентификации представлений и т.д. к тому, как должно быть. В противном случае оно выступает как непротиворечивая цель личности.

Следует иметь в виду, что в любой сложной обстановке, в том числе и на войне, идеальное «Я» у людей в зависимости от позиционных боев, индивидуальнопсихологических особенностей не может успешно функционировать без учета требований реальной обстановки. Например, во время войны или стихийных бедствий спасение женщин, стариков и детей является основополагающей целью, в этом случае необходимо учитывать социальные ценности, национальные и этнические особенности. Представляется, что этот компонент самосознания более динамичен и доминирует в сложных ситуациях, чем другие компоненты. Это также фундаментальная стратегия адаптации, поскольку самоконтроль особенно затруднен в экстремальных условиях, а реальные модели поведения хаотичны. Вместе с тем активизация механизмов идеального «Я», стремление помочь другим, активные действия облегчают эмоциональную ситуацию. То есть представления о драматизме ситуации бывают снижены или частично забыты.

Будущий или возможный элемент «Я», одна из подсистем самосознания, также играет важную роль в процессе адаптации. М. Розенберг характеризует эту подсистему как представление о том, какой может быть тип личности. Считается, что этот тип человека отличается от идеального «Я».

Если человек сможет справиться с проблемой и найти ее решение, он вернется к нормальной жизни. Если выхода нет, то у человека возникает вполне специфическая психологическая ситуация в плане понимания природы творчества. Это осознание невозможности найти выход из проблемы. Такая ситуация не может продолжаться долго. Потому что уровень личной вовлеченности и соприкосновения с человеческими ценностными структурами очень высок. Л. Фестингер считает, что в этой ситуации человек меняет свое отношение к проблеме, вводя в свою когнитивную структуру дополнительные информационные элементы [8].

Согласно теории З. Фрейда, в подсознании человека существуют Я, Оно и Сверх-Я. Однако многие исследователи не согласны с этим. По их мнению, самосознание, «Я-образ» и защитные механизмы должны стать отдельным объектом анализа. Суть этой проблемы связана с самосознанием или «Я-концепцией». То есть не человеку, а его «Я-концепции», или самосознанию нужны психологические защитные механизмы. Именно самосознание подвержено фрустрации под влиянием внешних и внутренних факторов, непрерывность которых приводит к активации механизмов психологической защиты.

Следует также учитывать, что ни один случай фрустрации или состояния самосознания не обходит такие подструктуры, как самооценка, уровень самоутверждения и т.п. в структуре самосознающей личности. Поэтому можно сказать, что механизмы психологической защиты часто направлены на защиту или усиление положительных аспектов самосознания.

Что же касается связи ситуативного «Я-образа» с механизмами психологической защиты, то здесь исследователи отмечают следующее:

  • 1.    Если человек подвергается влиянию фрустраторов, то у него четко обновляется «Я-образ». В этом случае происходит переход к процессу активации других структур, активизируются психологические защитные механизмы.

  • 2.    Фрустрация обычно приводит к возникновению четкого «Я-образа» личности, и в этом случае личность попадает в проблемную ситуацию.

  • 3.    Психологическая защита часто осуществляется под контролем «Я-образа». Однако в психологической литературе прочно укоренились представления о механизмах защиты, которые непостижимы. Хотя этот процесс и является подсознательным, он находится под контролем «Я», а активация на уровне сознания происходит через цензуру ситуативного «Я-образа» [9, с. 136]

Во многих случаях такой подход впечатляет. Однако процесс, происходящий без контроля центрального «Я», не вполне ясен. Неясно, какой психологический механизм выбрать в случае запуска и остановки процесса. Например, выбор аргументов и управление ими осуществляется из центра «Я». Если бы это было не так, было бы непонятно, исходя из каких механизмов осуществлялся бы процесс. Выводы:

  • -    Исследования показывают, что эмпирических исследований, систематически изучающих участие самосознания в процессе адаптации, очень мало, и во многих случаях этот процесс не носит систематического характера.

  • -    Исследование роли самосознания в процессе адаптации очень разнообразно и широко изучалось в личностной сфере. Однако динамика изменения самосознания в экстремальных и сложных ситуациях изучена недостаточно. Это связано с тем, что данный процесс очень сложен и происходит в результате интеграции разных подсистем, исследовать каждую из них в сложных ситуациях по отдельности теоретически невозможно.

  • -    Анализ показывает, что вербальное содержание самосознания больше отражается в таких психологических механизмах, как рационализация, проекция и следствие. В связи с этим следует использовать разные словесные приемы, облегчающие процесс адаптации в разных экстремальных условиях.

  • -    На основании проведенных исследований можно сказать, что в процессе адаптации

становятся более заметными два структурных компонента или единицы самосознания. Первая – это отражение индивидуальных качеств личности (когнитивные элементы), а вторая – оценка этих восприятий (эмоционально-оценочные компоненты). Но здесь можно добавить и третий элемент. Это — единица поведения.

  • -    Влияние процесса самосознания на процесс адаптации также более выражено в ситуациях динамического изменения «Я». Поэтому следует проводить последовательную методическую и практическую работу по обеспечению адекватности процесса самосознания.

Список литературы Психологическая природа самосознания и его роль в процессе адаптации

  • Bayramov Ə. S., Əlizadə Ə. Ə. Psixologiya. Bakı, 2002. 650 s.
  • Cabbarov R. V. Gerçəklik terapiyası və ya yaşamaq sənəti. Bakı, MMC, 2017. 216 s.
  • Петровский А. В. Психологический словарь. М.: Политиздат,1990. 494 с.
  • Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1999.
  • Сознание и его границы // Годичный акт в Казанском университете 5 ноября 1888 г. Казань, 1888. С. 1-32, 82 с.
  • Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. 472 с.
  • Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-пресс, 2002. 745 c.
  • Лэнг Р. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2000. 656 с.
Статья научная