Психологические характеристики личности террористов
Автор: Султанова И.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Современные науки и образование
Статья в выпуске: 11-2 (30), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140116848
IDR: 140116848
Текст статьи Психологические характеристики личности террористов
XXI век, с точки зрения массовой психологии можно ознаменовать как эру терроризма. Терроризм в различных формах своего проявления обернулся в одну из опаснейших по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно политических и моральных проблем, с которыми человечество вошло в ХХ1 век.
В переводе с латинского слово «terror» — это страх, ужас. В своей книге «Психология терроризма» Д.В. Ольшанский пишет о том, что: «Пожалуй, на фоне террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, долго придется искать и трудно будет найти какой-либо другой феномен, информация о котором, за последнее время, так быстро распространилась и мгновенно подчинила себе сознание миллиардов людей во всем мире. У международного терроризма это получилось намного быстрее, чем компьютерная революция или внедрение ксероксов. Всеми овладел шок» [5, с. 8].
Целью данной статьи является раскрытие психологических характеристик личности террористов.
Основная часть. Террор выступает как политика устрашения, усмирения, подавления политических противников насильственными методами. Действия террористов направлены на то, чтобы создать панику в обществе, дезориентировать и дезорганизовать работу государства.
Пока существует терроризм, никто не может чувствовать себя в безопасности. Согласно статистике, число терактов, осуществляемых действиями террористических группировок, растет с каждым днем с неимоверной скоростью. Террористические акты происходят каждые два-три дня в мире, принося с собой боль, страдания, массовые человеческие жертвы, а также оказывают сильное психологическое давление на сознание людей. Последствия терактов влекут за собой разрушение материальных и духовных ценностей общества, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и этническими группами, которые иногда невозможно восстановить в течение жизни целого поколения.
«Экстремизм и терроризм, — отмечают Л.М. Дробижева и Э. А. Паин, — нельзя сравнить с вирусом, который человечество откуда-то подхватило. Это его внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и культурной областях» [2, с. 33]. Исследователи выделяют пять основных источников терроризма и экстремизма:
-
1. терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения;
-
2. социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма;
-
3. проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад;
-
4. незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе;
-
5. важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы [2, С. 28-32].
Проблема изучения психологии лиц осуществляющих террористические акты, для научной психологии довольно новая и мало изученная. Эмпирические исследования не проводятся из-за трудности подобной работы.
В своих исследованиях Д. В. Ольшанский называет основные сферы терроризма.
Первая сфера — это политический террор , имеющий целью оказать влияние на политических лидеров, представителей власти, вынудить принять те или иные решения и совершить определенные действия. Целью политического террора часто является устранение неугодных политических деятелей ради изменения политического строя. Главный метод подобного террора — захват заложников, жизни которых предлагаются в обмен на уступки со стороны властей.
Вторая сфера — информационный террор , проявляющийся в прямом воздействии на психику и сознание людей в целях формирования необходимого общественного мнения. Методом террора является распространение слухов («слухи-пугало» и «слухи-агрессии»).
Третья сфера — экономический террор, заключающийся в различных дискриминационных экономических действиях, имеющих целью оказать давление на экономических конкурентов (фирмы, государства). Методы террора такого типа могут быть самыми разнообразными — игра на понижение стоимости акций конкурента или доведения до банкротства.
Четвертая сфера — социальный (бытовой) терроризм . Сюда можно отнести любые акты запугивания и причинения вреда на бытовом уровне [5, С. 19-23].
Формула террора: выдвижение требований террористами — угроза насилия — отказ властных структур выполнить требования террористов — осуществление террористами насильственной акции — приведение в состояние ужаса населения страны — неадекватные действия правоохранительных органов — новые волны страха — новые террористические акции [5, С. 29-30].
Изучение психологических особенностей личности террориста — дело довольно нелегкое. Террористы практически не доступны исследователям. Они готовы встречаться с журналистами с целью пропаганды своих взглядов и идей, но контакт с психологами для них нежелателен.
Описывая мотивацию террористической деятельности, Д. В. Ольшанский выделяет семь типов мотивов:
-
1. Меркантильные мотивы. Для определенного числа людей занятие террором — это способ заработать деньги.
-
2. Идеологические мотивы. Такой мотив возникает как результат вступления человека в некую общность, имеющую идейно-политическую направленность.
-
3. Мотивы преобразования и активного изменения мира. Эти мотивы связаны с переживанием несправедливости в существующем устройстве мира и желанием его преобразования на основе субъективного понимания справедливости.
-
4. Мотив власти над людьми. Через насилие террорист утверждает себя и свою личность. Вселяя страх в людей, он укрепляет свою власть.
-
5. Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Террористов может привлекать связанный с террором риск, разработка планов, специфика осуществления террористических актов.
-
6. Товарищеские мотивы эмоциональной привязанности в террористической группе. Такими мотивами могут быть: мотив мести за погибших товарищей, мотивы традиционного участия в терроре, потому что им занимался кто-то из родственников.
-
7. Мотив самореализации. Это парадоксальный мотив. С одной стороны, самореализация — удел сильных духом людей. С другой стороны, подобная самореализация — признание ограниченности возможностей, констатация несостоятельности человека, не находящего иных способов воздействия на мир, кроме насилия [5, С. 118-119].
Главные качества личности террориста описаны как требования к членам террористических организаций:
-
1. Преданность своему делу (террору) и своей организации.
-
2. Готовность к самопожертвованию.
-
3. Выдержанность, дисциплинированность, способность
-
4. Умение соблюдать конспирацию, регулировать удовлетворение
-
5. Повиновение, безоговорочное подчинение лидеру.
-
6. Коллективизм — способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами боевой группы. Современный терроризм является групповым действием [5, С. 124-125].
контролировать свои эмоции, порывы, инстинкты.
своих потребностей.
Организация террористических группировок накладывает строгие и жесткие требования к индивидуальности человека, ограничивая свободу его выбора. Личность террориста отличает психологическая ущербность, дефицит чего-либо в жизни, корни которого уходят в истоки детства. Такая ущербность приводит к потребности гиперкомпенсации за счет других людей.
Д. В. Ольшанский пишет о том, что: «В психике террориста эмоции занимают больше места, чем рациональное мышление. Об искаженной логике террористов, свидетельствует такой интересный факт. Они практически не могут работать в режиме диалога... Известно, что повсеместно почти любые предложения компромиссов вызывают у террористов неадекватную, искаженную реакцию. В подавляющем большинстве случаев они жестко и категорично отвергаются на основе своеобразных рассуждений: "Их предложения — хитроумная ловушка. Они хотят расправиться с нами. Они вынуждают нас продолжить борьбу"» [5, с. 138].
Террористы — особый тип людей, у которых рациональные компоненты в поведении и характере почти отсутствуют, а эмоциональные компоненты преобладают до такой степени, что становятся аффективными. В таком взгляде психика террористов приближается к психике человека толпы. Низкий уровень культуры и искаженные представления об окружающем мире, о том, что только насилие и угрозы являются наиболее эффективными способами преобразования мира, делают личность террориста особым социокультурным феноменом.
По степени выраженности эмоций Д.В.Ольшанский разделяет террористов на два типа :
Первый тип характеризуется предельным хладнокровием. «Отсутствие очень сильных эмоций, подчеркнутое хладнокровие считается качеством, повышающим эффективность террористической деятельности и снижающим степень риска для террориста;
Второму типу террористов свойственна глубокая эмоциональная жизнь. Повышенный темперамент ведет к гиперактивности и сверхэмоциональности. Как правило, при выполнении террористического акта такой человек собран и сдержан, но в обыденной жизни он не способен сдерживать свои эмоции, порывы, аффекты, агрессию. [5, с. 138].
Серьезные моральные проблемы присущи только «идейным» террористам, с достаточно высоким уровнем образования и интеллектуального развития, способным отрефлексировать свои поступки. Для большинства же террористов характерно наличие примитивных синдромов, препятствующих разрешению сложных этических и моральных проблем.
В.В. Витюк, считает, что терроризм основывается на готовности к насилию вообще и террористическому, в частности, что корнями уходит в органически присущую человеку склонность к агрессивности и разрушительным инстинктам. Качества эти с различной силой выражены у разных людей и в той или иной мере, которые обусловлены имеющимися правовыми и нравственными нормами, воспитанием и культурой [1, с. 53].
Террористам присущи:
-
• непримиримое противостояние определенному режиму, группе,
нации, конфессии или идее;
-
• стирание временных границ между настоящим, прошлым и
- будущим;
-
• нарциссизм - кичливость как на индивидуальном, так и на
групповом уровнях, основанная на представлении об исключительности своей нации, страны, группы, культуры, религии, вследствие этого мессианское мировоззрение, сводящиеся к идеи «спасения мира», которое могут осуществить только члены определенной группы, приверженцы определенной религии;
-
• четкое деление людей на «плохих» и «хороших», жесткое
разграничение добра и зла, идеология «малого стада», которое олицетворяет собой добрых, честных, порядочных людей, живущих в мире греха, злобы и порока, и призванных спастись из-за своей приверженности к определенной религии, стране, группе, нации;
-
• представление об особых заслугах перед Богом, людьми, страной,
нацией, героизация своих сторонников, особенно отдавших жизнь в борьбе;
-
• защита своей религии, нации, страны любыми способами, жесткая
реакция на любые посягательства на их чувства и мировоззрение;
стремление к разрушению всего инородного для защиты значимых священных ценностей;
-
• формирование образа коварного и беспощадного врага;
-
• фанатизм, крайняя приверженность своим идеалам и идеям
сочетается с агрессией к инакомыслящим, по отношению к которым террорист способен нарушить заповеди своей религии по принципам «для борьбы со злом все средства хороши» и «убийство лучше, чем соблазн»;
-
• ригидность, неспособность прощать давние обиды, душевный
мазохизм с постоянным внутренним копанием в прошлом своей группы, страны, нации или себя и резкой эмпатией с проекцией на свою личность исторических обид, оскорблений национальных, религиозных чувств;
-
• излишняя драматизация событий и действий, направленных против
них;
-
• принцип ответа ударом на удар;
-
• отсутствие понимания жизни как абсолютной ценности, стремление
к смерти;
-
• самопожертвование во имя великой Миссии;
-
• уверенность в правомерности и моральности своих действий;
-
• стремление к общественной огласке своих действий.
Известный психолог и психотерапевт В. Леви выделил 12 основных типов личностей, имеющих склонность к совершению террористических актов [7]:
-
• Фанатик идеи, «миссионер». Много представителей этого типа
было в рядах первой волны российских революционеров конца XIX - начала ХХ века.
-
• Мститель. Ведущий мотив основан на личной вражде и мести - за
себя, за близких или друзей. Идейные фанатики мстят за потери, страдания и попранное достоинство своей этнической группы, нации или единоверцев.
Внутри этого типажа с повышенной частотой оказываются подростки, женщины.
-
• Сценарист-режиссер. Тип, близкий к фанатику, но более уравновешенный и хладнокровный, занятый не столько идейным обеспечением и эмоциональной энергетизацией, сколько продумыванием и планированием террористической деятельности и конкретных терактов. Это лидер, предпочитающий оставаться в тени.
-
• Нарцисс. Типаж откровенного боевого лидера, тщеславного и самолюбующегося бойца-храбреца, отличающегося самоупоением при полном презрении ко всему и вся. Очень способный и сверхсамоуверенный, до мании величия.
-
• Ущербный (Омега). Очень распространенный типаж, всегда присутствующий в преступных и террористических группировках. Человек боязливый и неудачливый, с низкой самооценкой, ведомый, со слабо развитым личностным началом. Такой человек через причастность к агрессивно действующей группе, через устрашение других преодолевает собственный страх и чувство неполноценности.
-
• Садист. Обладает агрессивной страстью к насилию, убийству, разрушению и устрашению, которая преобладает над всем. Террор для такого человека основной способ эмоционального удовлетворения, вызывающий даже сексуальные эмоции.
-
• Мазохист-камикадзе. Этот тип террориста фигурирует во многих исторических хрониках и художественных произведениях. В движущих мотивах здесь верховенствует иррациональное чувство вины и влечение к страданию, саморазрушению и самоубийству. Самопожертвование ради «высокой идеи» - фактически только удобное оправдание для реализации стремления к смерти.
-
• Актер, истерик-позер. Главное стремление - сыграть роль и произвести эффект, прогреметь публично, стать знаменитым любой ценой.
-
• Игрок, он же Авантюрист. Ведущий мотив - наркотическая страсть к риску, к экстремальным ситуациям.
-
• Технарь. Для этого типа почти все равно, кого и зачем убивать, взрывать, отравлять, давить, облучать и т.п. Главное сосредоточие помыслов и внимания - не цель теракта, а его средство: чтобы покруче было, похитрее и понадежнее, иными словами, чтобы «адская машина» была более «продвинутой», чтобы сработала «на все сто».
-
• Зомби. Тип идеального исполнителя смертоносных заданий. Действует как запрограммированный автомат, однонацеленный робот. Гипнотически подчиняется начальнику, предельно внушаем и очень работоспособен. При выполнении заданий невероятно бесстрашен, быстр и сообразителен, в жизни же чаще всего неприспособленный, с заниженной самооценкой, безликий субъект.
-
• Отморозок или Зверь - заработчик. Абсолютно безнравственный, хищный и эмоционально тупой. Ему все равно против кого направлять свои действия. Отморозок грубо корыстен, работает на хозяина за ожидаемое вознаграждение, а в группу смертников может попасть случайно, надеясь в последний момент сбежать [7].
С.К. Рощин в своих исследованиях выделяет следующие психологические особенности личности террориста:
-
• Психопат-фанатик. Руководствуется своими убеждениями (религиозными, идеологическими, политическими) и искренне считает, что его действия, независимо от их конкретных результатов, полезны для общества. Это человек, у которого сфера сознания крайне сужена, он способен совершить все, что угодно.
-
• Фрустрированный человек. Чувство фрустрации, порожденное невозможностью для человека по каким-то причинам достичь жизненно важных для него целей, неизбежно порождает у него тенденцию к агрессивным действиям. Сознание в этом случае может сыграть роль инструмента в
рационализации этих действий, то есть в подборе тех или иных поводов для их оправдания.
-
• Человек из ущербной семьи. Жестокое обращение родителей с ребенком, его социальная изоляция, дефицит добрых отношений могут привести к формированию озлобленной личности с антисоциальными наклонностями. При определенных условиях люди такого психологического склада легко могут стать инструментами террористической организации [4, с. 126].
Но часто при составлении психологической характеристики личности террориста приходится сталкиваться с тем, что исследуемая личность относится сразу к нескольким типам.
Заключение. Изучение личности террориста - сложная задача, трудность которой обуславливается многоаспектностью такого явления как терроризм и многогранностью человеческой личности. Изучить сущность, глубину, направленность, причинность, тактику поведения террористов представляется сложным процессом, в котором должны быть задействованы представители различных направлений, таких как: криминологи, психиатры, психологи, теологи, сектоведы, философы. Знания из каждой области в своей совокупности помогут не только в раскрытии преступлений, но и в предупреждении такого преступного поведения.
В целом, борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Причем, как свидетельствуют последние события, решительные и эффективные меры по борьбе с терроризмом необходимы уже сегодня, и они должны носить системный характер, а не от случая к случаю, до очередной террористической атаки.
Список литературы Психологические характеристики личности террористов
- Витюк В.В. Некоторые проблемы терроризма в аспекте современных конфликтных ситуаций (соображения террологов)//В сб.: Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. -Вып. 4. Терроризм. -М., 1993.
- Дробижева Л.М., Паин Э.А. Политический терроризм и экстремизм/Век толерантности -2003.
- Жалилов М. Терроризм как угроза стабильности в мире, актуальность борьбы с терроризмом//Молодой ученый. -2013. -№7. -С. 281-282.
- Лебедева И.Н. Психология личности террориста//Законность и порядок в современном обществе. 2012. №9. С. 123-128.
- Ольшанский, Д.В. Психология терроризма/Д.В. Ольшанский. -М.; Екатеринбург, 2002. -319с.
- Почебут, Л.Г. Социальная психология толпы/Л.Г.Почебут. -СПб.: Речь, 2004. -240с.
- www.psyfactor.org/terror6.htm (дата обращения: 10.10.2016).