Психологические особенности удовлетворенности жизнью сотрудников органов внутренних дел

Бесплатный доступ

В деятельности сотрудников органов внутренних дел проявляется множество факторов, влияющих на удовлетворенность качеством жизни, а значит, и на ощущение счастья, психологическое и психическое здоровье. В статье представлены подходы к определению понятия «удовлетворенность жизнью» в отечественной и зарубежной психологии. Предъявлены результаты эмпирического исследования, доказывающего взаимосвязь удовлетворенности жизнью (как компонента субъективного психологического благополучия) с жизнестойкостью у сотрудников органов внутренних дел.

Удовлетворенностью жизнью, жизнестойкость

Короткий адрес: https://sciup.org/170191235

IDR: 170191235

Текст научной статьи Психологические особенности удовлетворенности жизнью сотрудников органов внутренних дел

В современных исследованиях преобладает тенденция к изучению человека с точки зрения его позитивного функционирования, выявлении тех качеств и черт личности, которые обусловливают его благополучие, удовлетворенность жизнью (Э. Дайнер, Р. Эммонс Р. М. Шаминов, М. В. Соколова, Г. Л. Пучкова, Е. Е. Бочарова, Н. К. Бахарева и др.).

Согласно эмпирическим данным, удовлетворенность качеством жизни является первым выявленным показателем счастья и значимой составляющей психологического и психического здоровья [11].

В деятельности сотрудников органов внутренних дел данный вопрос приобретает особую актуальность, поскольку их работа сопряжена с высоким уровнем психического, эмоционального и физического напряжения, воздействием различных неблагоприятных факторов, которые могут стать причиной снижения общей психической устойчивости организма, появления чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований и т. д.

Отдельные вопросы, связанные с изучением данного явления, представлены в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, М. Аргайла, Э. Динера, И. А. Джидарьян, К. Роджерса, А. В. Петровского, К. Рифф, М. Селигмана и др.

В зарубежной литературе «удовлетворенность жизнью» рассматривается во взаимосвязи с реализа- цией потребностей различного уровня, а также процессами самоактуализации и осмысленности своей жизни [8]. Наибольшее развитие это направление получило в рамках позитивной психологии, где удовлетворенность жизнью чаще всего рассматривается как компонент в системе более сложных психологических образований: психологическое благополучие, субъективное благополучие и счастье [1; 2; 8].

В частности, в работах Н. Бредберна, Э. Динера, М. Селигмана, М. Чиксентмихайи, М. Ягоды, М. Аргайла, К. Рифф раскрыты основные положения теории психологического благополучия, которые впоследствии получили развитие в трудах современных ученых.

Так, в 1969 г. была опубликована работа американского психолога Н. Бредберна «Структура психологического благополучия», в которой автор определил данный феномен как баланс между двумя комплексами эмоций, накапливаемых в течение жизни, — позитивным и негативным (в дословном переводе это позитивный и негативный аффект) [см.: 6].

Впоследствии эта теория получила развитие в работах Э. Динера, который рассматривал благополучие как интегральную оценку человеком своей жизни, объединяющую различные оценки, которые он дает происходящим с ним событиям и обстоятельствам жизни. В качестве основных компонентов благополучия Динером выделены:

комплекс приятных эмоций (pleasant affect), комплекс неприятных эмоций (unpleasant affect) и удовлетворенность жизнью [Там же].

Основываясь на результатах эмпирических исследований, Э. Динер выявил, что «благополучные» респонденты отличаются положительными эмоциями независимо от влияния жизненного опыта. Исходя из этого он предположил, что склонность позитивного реагирования может быть связана не столько с внешними факторами, сколько с личностными особенностями человека.

В дальнейшем в исследовании К. Рифф были выделены шесть основных составляющих психологического благополучия: наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия [См.: Там же].

В рамках отечественных исследований «благополучие» рассматривается с разных точек зрения: как комплексный феномен, для переживания которого важны разные составляющие сферы жизни человека (Л. В. Куликов); как показатель отношения человека к себе, своей личности, жизни и процессам, которые имеют существенное значение для самой личности с точки зрения интернализован-ных нормативных представлений о внутренней и внешней среде, — показатель отношения, которое характеризуется ощущением удовлетворенности (Р. М. Шаминов [11]); как системное качество человека, обретаемое им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций (А. В. Воронина [3]) (См. также [4]).

Мы, в свою очередь, разделяем точку зрения авторов, которые рассматривают психологическое благополучие как ресурсное состояние личности, включающее совокупность компонентов, характеризующих степень позитивного и полноценного функционирования [9]. А «удовлетворенность жизнью» является когнитивным компонентом субъективного психологического благополучия, который отражает оценку субъектом своей жизни в целом, без детализации и обращения к ее отдельным составляющим [Там же].

Вместе с тем ряд исследователей обращают внимание на то, что удовлетворенность жизнью взаимосвязана с устойчивостью человека к стрессовым ситуациям, достижению поставленных целей и другими факторами. В связи с этим мы предположили, что удовлетворенность жизнью (как компонент субъективного психологического благополучия) взаимосвязана с жизнестойкостью. В работе С. Мадди жизнестойкость определена как интегральная характеристика личности, которая оказывает влияние на успешность преодоления человеком жизненных трудностей и включает вовлеченность в процесс жизни, готовность контролировать значимые события своей жизни и принятие вызова жизни [См.: 5].

Согласно исследованиям, жизнестойкость побуждает к активным действиям, человек перестаем воспринимать стресс как нечто травматичное или опасное, убеждения дают осознания владения ситуацией, в результате чего добавляется уверенность в себе.

Исходя из этого мы предположили, что удовлетворенность жизнью сотрудников органов внутренних дел взаимосвязана с компонентами жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска). Для подтверждения выдвинутого нами предположения проведено исследование по изучению особенностей удовлетворенности жизнью сотрудников органов внутренних дел.

Всего в исследовании приняли участие 55 сотрудников органов внутренних дел, мужчины и женщины в возрасте от 24 до 46 лет.

В эмпирической части нами были использованы: опросник для оценки качества жизни (Н. Е. Водопьянова); тест жизнестойкости С. Мадди; методика диагностики иррациональных установок (А. Эллис); методика «Ценностный опросник» Ш. Шварца.

Данные, полученные в ходе психодиагностического исследования по выбранным методикам обрабатывались в программе Microsoft Excel с применением методов математической обработки данных в программе SPSS20.0.

Исследование удовлетворенности жизнью сотрудников органов внутренних дел позволило выявить особенности и содержательные характеристики данного явления. На основании полученных данных нами были выделены две группы сотрудников (в зависимости от уровня удовлетворенности жизнью).

Так, у первой группы (74 % сотрудников) отмечаются высокие показатели по шкалам «Личные достижения», «Здоровье», «Общение с близкими». Это позволяет предположить, что они положительно оценивают результаты своей деятельности, видят перспективы дальнейшего развития, взаимоотношения с окружающими носят конструктивный характер. Им несвойственны завышенные ожидания в отношении других лиц. Уверенно принимают решения и готовы нести за них ответственность. Обладают оптимальными личностными ресурсами, что позволяет эффективно выполнять оперативно-служебные задачи. По шкалам теста жизнестойкости в данной группе также отмечаются высокие показатели.

Для второй группы (26 % сотрудников) отмечается низкая степень удовлетворенности качеством жизни, что может проявляться в недостаточной уверенности в своих силах и возможностях. Так, у представителей данной группы отмечаются низкие показатели по шкалам «Личные достижения», «Здоровье». Это может свидетельствовать о неудовлетворенности происходящим в их жизни, могут чувствовать себя не очень удачливыми. Жизненные ценности и принципы могут носить «размытый» характер. О низком уровне удовлетворенности жизнью также свидетельствуют данные по тесту жизнестойкости.

Далее с целью выявления статистически значимых различий между двумя группами был применен критерий Краскела–Уоллиса, который позволил установить наличие различий по следующим показателям (см. таблицу ниже).

Результаты анализа свидетельствуют о статистически значимых различиях между сравниваемыми группами по шкалам опросника оценки качества жизни и теста жизнестойкости.

Вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что сотрудники первой группы отличаются не только более высокими показателями удовлетворенности качеством жизни, но и выраженными характеристиками жизнестойкости.

Следовательно, результаты эмпирического исследования на выборки действующих сотрудников ОВД свидетельствуют о достоверности выдвинутой нами гипотезы. Так, сотрудники полиции с высоким уровнем психологического благополучия характеризуются высокими показателями удовлетворенности качеством жизни, а также компонентами жизнестойкости. Вследствие этого мы предположили, что они способны успешнее совладать со стрессом и эффективно справляться с оперативно-служебными задачами.

Различия у сотрудников личностных переменных в зависимости от уровня психологического благополучия (по U-критерию Манна — Уитни, n = 55)

Переменная

Сумма рангов

р-уровень

1 группа

2 группа

Работа

33,35

12,32

,000

Личные достижения

34,45

9,11

,000

Здоровье

34,38

9,32

,000

Общение с близкими

33,90

10,71

,000

Поддержка

33,02

13,29

,000

Оптимистичность

31,18

18,68

,011

Напряженность

33,62

11,54

,000

Самоконтроль

33,40

12,18

,000

Негативные эмоции

32,62

14,46

,000

Вовлеченность

32,78

14,00

,000

Контроль

33,24

12,64

,000

Принятие риска

31,41

18,00

,007

Список литературы Психологические особенности удовлетворенности жизнью сотрудников органов внутренних дел

  • Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. — М., 1990. — 336 с.
  • Боннивёл, И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология? / И. Боннивёл ; пер. с англ. М. Бабичевой. — М., 2009. — 192 с.
  • Воронина, А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа / А. В. Воронина // Сибирский психологический журнал. — 2005. — № 21. — С. 142—147.
  • Долгов, Ю. Н. Субъективное благополучие личности в контексте жизненных стратегий / Ю. Н. Долгов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9 (32). — Новосибирск: СибАК, 2013.
  • Лобза, О. В. Жизнестойкость как компонент психологической безопасности личности / О. В. Лоб-за // Вестник Прикамского социального института. — 2019. — С. 75—79.
  • Орлова, Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) / Д. Г. Орлова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 1: Психологические и педагогические науки. — 2015. — № 1. — С. 28—36.
  • Павлоцкая, Я. И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности : монография / Я. И. Павлоцкая. — Волгоград : Изд-во Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС, 2016.
  • Хашумов, М. А.-К. Содержание понятия «удовлетворенность жизнью» в зависимости от ее уровня у сотрудников органов внутренних дел / М. А.-К. Хашумов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2016. — № 4 (67). — С. 79—83.
  • Черткова, Ю. Д. Взаимосвязь жизнестойкости с удовлетворенностью жизнью / Ю Д. Черткова, О. С. Алексеева, А. Я. Фоминых // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. — 2016. — № 3 (513). — С. 109—114.
  • Шаймухаметова, С. Ф. Удовлетворенность качеством жизни как коррелят жизнестойкости личности / С. Ф. Шаймухаметова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — № 2 (27). — С. 406—408.
  • Шамионов, Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы / Р. М. Шамионов. — Саратов, 2008. — 296 с.
Еще
Статья научная