Психологические причины агрессивного поведения преступников
Автор: Егорышева Елена Александровна, Козырева Ирина Евгеньевна
Журнал: Вестник Института права Башкирского государственного университета @vestnik-ip
Рубрика: Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
Статья в выпуске: 3 (11), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема агрессивности, ее истоки и модели реализации. Анализируется эмоциональный профиль, характерный для индивида с агрессивными проявлениями поведения. Данный профиль включает эмоции, определенные К. Изардом как триада враждебности: «гнев - отвращение - презрение». Особое внимание уделяется проблеме агрессивности личностей с паранойяльным характером. Приводится описание такого типа личности и присущих ей моделей поведения, данное П.Б. Ганнушкиным. Делается вывод о том, что главным свойством личностей с паранойяльным характером является наличие так называемых сверхценных идей, во власти которых они оказываются. Эти идеи определяют их модели поведения, при этом главной идеей является сверхценность собственной личности, постоянное самодовольство и чрезмерное самомнение. Отдельно упоминаются включенные в группу с паранойяльным характером так называемые фанатики, мировоззрение которых состоит из небольшого количества заимствованных идей, которым они верны до самой смерти и которые они не испытывают потребности осмысливать, что делает их орудием для реализации самых агрессивных моделей поведения. Помимо внутренних причин агрессии авторы приводят также внешние, в частности эффект прайминга, действие которого заключается в том, что какое бы негативное событие не освещалось СМИ, обязательно найдется лицо или группа лиц, которые захотят повторить увиденный сценарий преступления. Анализируются взгляды таких авторов, как Э. Фромм, Д. Доллард, Л. Берковиц, А. Бандура, Р. Сапольски, Ю.М. Антонян и др.
Агрессия, агрессивное поведение, психическая инфляция, эффект прайминга, фанатизм, криминальная патопсихология
Короткий адрес: https://sciup.org/142232193
IDR: 142232193
Текст научной статьи Психологические причины агрессивного поведения преступников
Проблеме агрессивности и агрессивного поведения, ее истоков и мо‐ делей реализации, причин формирования конфликтной личности уделялось и уделяется достаточно много внимания. Существуют незаслуженно забытые работы на данную тему, например таких авторов, как Э. Фромм, П.Б. Ган‐ нушкин, Р. Бэрон, Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан, Ф. Зимбардо, Р. Сапольски и др., которые помогают понять истоки агрессивного поведения и предлагают пути снижения уровня агрессивности в социуме.
Человечество уже более 76 лет живет без глобальных войн, которые были гораздо страшнее преследующих его в настоящее время эпидемий и уносили миллионы жизней. Казалось бы, происходящее должно способст‐ вовать пониманию скоротечности бытия и формированию позитивных уста‐ новок в противовес существующим, но, к сожалению, отрицательная хариз‐ ма и агрессивные модели поведения являются повсеместно распространен‐ ным явлением.
Один из выдающихся ученых XX в., Э. Фромм, ряд своих работ посвятил анализу агрессивности. В их числе «Анатомия человеческой деструктивно‐ сти», «Бегство от свободы», «Человек для самого себя» и многие другие. В них он попытался осмыслить истоки агрессивности и пути ее преодоления. В частности, в «Анатомии человеческой деструктивности» он называл сле‐ дующие причины: агрессия как самоутверждение; агрессия как врожденный импульс борьбы за свободу; агрессия, обусловленная страхом и желанием защититься; агрессия и сопротивление (нежелание признаться самому себе в собственных запретных желаниях, боясь неодобрительной реакции окру‐ жающих, и проявление в связи с этим агрессивных моделей поведения); ин‐ струментальная агрессия, провоцирующая патологическую жадность, пере‐ ходящую в алчность, и формирующая тип личности вечно недовольного и ненасытного человека или круга лиц, склонных отнимать у других им при‐ надлежащее с помощью агрессивных действий (например, в ходе воору‐ женных конфликтов); связь агрессии и конформизма в ситуациях, где агрес‐ сивное поведения является следствием слепого подчинения приказам.
Одной из фундаментальных причин агрессивного поведения является связь с нарциссизмом, индивидуальным или групповым делением на своих и чужих, когда правила и идеи, принятые в группе, являются единственно верными, а к тем, кто не разделяет данную точку зрения, могут быть приме‐ нены различные модели агрессивного подавления. Эта идея Э. Фромма тес‐ но связана со взглядами другого выдающегося ученого XX в. – К.Г. Юнга, сформулировавшего понятие психической инфляции.
Инфляция (Inflation) – психическое состояние, в котором человек испы‐ тывает любое нереальное чувство своей идентичности (либо слишком высо‐ кое – мания величия, либо слишком низкое – депрессия); преувеличенное ощущение своей важности, которое зачастую компенсируется чувством непол‐ ноценности; дезориентация, сопровождаемая либо чувством огромной значи‐ мости и уникальности, либо, наоборот, ощущением своей никчемности и не‐ значительности; выход личности за пределы своих собственных границ за счет идентификации с персоной или, в патологических случаях, с исторической или религиозной фигурой (в настоящее время все это олицетворяет Интернет).
«Сознание в состоянии инфляции всегда эгоцентрично и не способно осознавать ничего, кроме собственного существования. Оно неспособно учиться у прошлого, неспособно понимать происходящее сейчас и неспособ‐ но делать правильные заключения относительно будущего. Оно загипнотизи‐ ровано самим собой, и поэтому с ним бесполезно спорить. Оно неизбежно обрекает себя на бедствия и катастрофу, приводящие в конечном итоге к сво‐ ему собственному уничтожению, и провоцирует агрессивное поведение» [1].
Для проявления агрессивных действий, помимо внешних условий, не‐ обходим еще и определенный набор личностных качеств – характер. В своей работе «Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика» русский ученый П.Б. Ганнушкин дает описание такого типа личности с параноическим характером и присущих ей моделей поведения. Также П.Б. Ганнушкиным дается характеристика личностей, по многим личностным показателям схо‐ жих с представителями данного типа, но характеризует их как фанатиков, ко‐ торые, в отличии индивидов с параноическим характером, слепо следуют, реализуя заимствованные идеи. Им присуща уже упомянутая психическая инфляция, делающая их орудием для реализации самых агрессивных моде‐ лей поведения.
Давая описание личностей с паранойяльным характером, П.Б. Ганнуш‐ кин говорит следующее: для таких индивидов самым главным свойством яв‐ ляется образование так называемых сверхценных идей, во власти которых они оказываются и которые определяют их модели поведения. Главная идея – сверхценность собственной личности, постоянное самодовольство и чрезмер‐ ное самомнение. Все, что не имеет отношения к индивиду, ему не интересно. Он не прощает ни равнодушия, ни несогласия; те, кто не разделяет их точку зрения, или глуп, или личный враг. Это, как правило, борцы за идею, люди од‐ носторонних, но сильных аффектов, неуживчивые, агрессивные, никого не любящие и никем не любимые, всегда находящиеся в состоянии нападения, но любящие выдавать себя за обиженных. В каждом поступке и взгляде дру‐ гих, не совпадающих с их собственным, они видят желание оскорбить, нару‐ шить их права. Имеют большое количество врагов, как реальных, так и вооб‐ ражаемых. Мстительны, злопамятны, не забывают ни одной мелочи и через много лет по возможности мстят тем, кто, как они считают, этого заслуживает. В борьбе за свои права изобретательны, умело отыскивают сторонников, убе‐ ждая всех в своем бескорыстии, безжалостны по отношению к другим.
В группу личностей с паранойяльным характером, входят и так назы‐ ваемые фанатики. Однако они не выдвигают на передний план свое эго, а служат заимствованным идеям, из которых состоит их мировоззрение. Этим идеям фанатики верны до самой смерти, они не испытывают потребности осмысливать их, им достаточно веры. Другие для фанатиков – орудие для достижения целей (инквизиторы, например), они безразличны, холодны, требовательны, строги. Главная их сила в несокрушимой воле, к голосу ра‐ зума они глухи, преследования их только закаляют. Под их руководством со‐ вершаются чудовищные преступления: пытки, убийства, самосожжения и т. п. Их жизненный путь, как отмечает П.Б. Ганнушкин, это путь борьбы, при‐ водящий конфликту с законом [2].
Анализируя классификацию П.Б. Ганнушкина, следует сказать, что опи‐ санные им агрессивные модели поведения присущи индивидам с психопа‐ тическими наклонностями.
По определению Американской психиатрической ассоциации, психо‐ пат характеризуется как личность, поведение которой, преимущественно аморальное и антисоциальное, характеризуется импульсивными и безответ‐ ственными действиями, направленными на немедленное удовлетворение возникающих нарциссических интересов, без учета возможных последствий этих действий и без последующего чувства тревоги и вины.
Любая черта характера, как писал К. Леонард в своей работе «Акцен‐ туированные личности», имеет не только качественную окраску, но и коли‐ чественную выраженность, и в данном случае, говоря о характере описан‐ ных нами индивидов, имеются в виду личности, у которых эти качества ярко выражены, и тем не менее они социализированы и могут иметь большое влияние на окружающих, побуждая их к агрессивным действиям.
Для индивида с агрессивными тенденциями поведения характерен также определенный эмоциональный профиль. Автор фундаментального труда «Психология эмоций» К. Изард характеризует его как триаду враждеб‐ ности, в которую включены следующие эмоции:
-
1) гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как пра‐ вило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникнове‐ нием серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важ‐ ной для субъекта потребности;
-
2) отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызывае‐ мое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосно‐ вение с которыми (физиологическое взаимодействие, коммуникация в об‐ щении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравст‐ венными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвраще‐ ние, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях вы‐ звать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвра‐ щение – желанием избавиться от кого‐либо или чего‐либо;
-
3) презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникаю‐ щее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными пози‐ циями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляют‐ ся субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Эти характерологические особенности у индивидов с нарциссическими установками, наличием психической инфляции сознания также провоцируют агрессивное поведение.
Для индивидов, реализующих в своем поведении триаду враждебно‐ сти и обладающих психопатическими наклонностями, характерен также еще один весьма распространенный вид агрессивности, описанный Р. Сапольски в его работе «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки». По мнению ученого, агрессивность – это вымещение раздражения на других. Например, увеличение количества случаев избиения жен и детей во время экономического кризиса. И таких примеров можно привести огромное мно‐ жество. Вся так называемая бытовая агрессивность – это реализация невоз‐ можности противостоять сильному и вымещение, перенесение агрессивных моделей поведения на слабых и беззащитных.
В 1991 г. Ю.М. Антонян и В.В. Гульдан издали работу «Криминальная патопсихология», в которой на основании многочисленных исследований создали портрет преступника с психическими аномалиями. Ими описаны пять основных личностных характеристик преступника, к которым относятся тревожность, внушаемость, ригидность, агрессивность и жестокость. В рабо‐ те дается следующее определение агрессивности: это реакция личности на фрустрацию потребностей и конфликт, выражающаяся в субъективной тен‐ денции к враждебному поведению, направленному на полное или частич‐ ное подавление другого человека или других людей, их ограничение, управ‐ ление ими, на причинение им ущерба или страданий. Однако в отличие от жестокости причинение ущерба, страданий и мучений не является самоце‐ лью, то есть агрессивные действия не планируются и не совершаются ради причинения ущерба, страданий или мучений [3, с. 125].
Впоследствии Ю.М. Антоняном была издана «Теория человеческой аг‐ рессивности. Почему жестоки люди» – первое в России комплексное иссле‐ дование, специально посвященное человеческой агрессии.
Традиционно агрессивность связывают с фрустрацией, стрессом рух‐ нувших надежд, но теории, объясняющие такое явление, как агрессивность, прошли определенный путь развития. На первом этапе это были биологиза‐ торские теории, говорящие о том, что если человек вышел из животного ми‐ ра, то ему присущ инстинкт агрессивности. На следующем этапе агрессив‐ ность рассматривалась как приобретенное качество, проявляющееся и укре‐ пляющееся как реакция человека на ущемление жизненно важных потреб‐ ностей по вине других людей, а в 1939 г. группой социологов во главе с Д. Доллардом был опубликован труд «Фрустрация и агрессия», в котором авторы пришли к выводу, что корни любой агрессии в разочаровании, кото‐ рое приводит к ряду реакций, в том числе агрессивных.
Следующий этап был ознаменован работами «Агрессия: причины, по‐ следствия и контроль» Л. Берковицa и «Теория социального научения» А. Бандуры, сформулировавшего идею о том, что агрессия – это в том числе результат социального научения, демонстрация в СМИ насилия и жестокости повышает вероятность агрессии. Именно эта теория объясняет похожие по сценарию преступления, основанные на действии эффекта прайминга, кото‐ рый заключается в том, что какое бы негативное событие не освещалось СМИ, обязательно найдется лицо или группа лиц, которые захотят повторить увиденный сценарий преступления. Например, один террорист давит людей на автомобиле в Ницце, другой – на Рождественской ярмарке в Берлине, третий – на улице Рамбла в Барселоне, и таких примеров можно привести, к сожалению, множество. В настоящее время две последние теории объясня‐ ют противоправное и агрессивное поведение: индивид переживает небла‐ гоприятные для него ситуации и считает, что преодоление возможно только через совершение преступления. Таким образом, одним из путей, нивели‐ рующих агрессивное поведение, является надлежащий процесс обучения соблюдению социальных норм, формированию эмпатии, умению психоло‐ гически грамотно выходить из конфликтных ситуаций.
Закончить хотелось бы оптимистическим взглядом на проблему, кото‐ рый высказал Э. Фромм, автор, с идей которого мы начинали размышление на эту многоплановую, всегда актуальную тему, в работе «Человек для само‐ го себя»: «ни добро, ни зло не предопределены и не реализуются автомати‐ чески. Решение остается за человеком. Оно зависит от его способности отно‐ ситься к самому себе, к своей жизни и к счастью всерьез, оно зависит от его готовности решать и свои собственные нравственные задачи, и нравствен‐ ные проблемы всего общества. Оно, наконец, зависит от его мужества быть самим собой и быть для себя» [4, с. 284]. Таким образом, можно сказать, что у индивида всегда есть свобода выбора при движении по жизненному пути, и какая тенденция будет доминировать (просоциальное или агрессивное поведение) – зависит от личностных качеств, надлежащего воспитания (на‐ пример, преподавания психологии и права в течение всего периода обуче‐ ния в школе), атмосферы в обществе, стимулирующей развитие положи‐ тельных черт характера: альтруизма, взаимопомощи и взаимоуважения.
Список литературы Психологические причины агрессивного поведения преступников
- Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии (с английскими и немецкими эквивалентами). 3-е изд., испр. и доп. М.: Когито-Центр, 2008. 336 с. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/11/word/infljacija.
- EDN: RAXVPN
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. М.: Мед. кн.; Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000. 121 с. URL: http:// drlev.ru/book/gannushkin.pdf.
- Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991. 248 с.
- Фромм Э. Человек для самого себя. М.: АСТ, 2010. 350 с.
- EDN: QXZFTB