Психологические возможности рефлексивной игры в профилактике молодежного экстремизма

Автор: Мануйлова О.В.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Психологические науки

Статья в выпуске: 16, 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена выявлению психологических возможностей рефлексивной игры в деле профилактики экстремизма в среде студенческой молодежи, представленной различными этническими, культурологическими, конфессиональными и социальными группами. Автором составлен и апробирован сценарий проведения рефлексивной игры, изучены типы реакций в ситуации фрустрации и обоснованы полученные результаты. Приведены основные психологические и профилактические рекомендации к противостоянию экстремистских воздействий, обозначены перспективы исследования индивидуально-типологических особенностей студенческой молодежи.

Рефлексивная игра, типы реакций, профилактика, экстремизм, молодежь, фрустрация, рекомендации, противодействие экстремизму

Короткий адрес: https://sciup.org/14937437

IDR: 14937437

Текст научной статьи Психологические возможности рефлексивной игры в профилактике молодежного экстремизма

Работа по профилактике экстремистских настроений и проявлений в среде современных молодых людей на сегодняшний день является одной из первостепенных задач отечественной педагогики, психологии, ювеногогики, социологии и других наук, предметом изучения которых выступает поведение человека и его взаимодействие в социальной среде. Актуальной эта тема является потому, что экстремизм представляет собой сложный социально-политический феномен, имеющий тенденции к развитию, которое обусловлено наличием целого ряда социально-экономических и социокультурных факторов, среди которых: рост экономического неравенства, социальные и национальные противоречия, несовершенство законов, слабость правоохранительной системы, неэффективность прежних ценностных идеалов людей и несформированность новых, отсутствие в стране в целом, а особенно в постконфликтных и конфликтных регионах условий, стимулов и культурных навыков для равного участия всех граждан в свободной социальной конкуренции на рынке труда и таланта. Эти обстоятельства наносят вред прежде всего молодому поколению, которое только должно войти в систему общественного воспроизводства, проявить себя в профессиональном и личностном плане, реализовать свои социальные потребности в создании и обеспечении семьи, в трудовой деятельности, обретении социальных благ, таких как престижный статус, наличие доступных и качественных медицинских услуг, уважение со стороны референтной группы и многих других. Особенно острыми являются противоречия в тех регионах, где население имеет многонациональную структуру, представленную различными этническими, культурологическими, конфессиональными группами. К таким районам относятся Юг России, Нижнее Поволжье, Северный Кавказ [1, с. 108].

Профилактика молодежного экстремизма рассматривается нами с точки зрения таких значимых аспектов, как типология экстремизма в общепринятом понимании, типология молодежного экстремизма на Юге России, возрастные и социальные, личностные особенности подростков и юношей, которые могут существенно влиять на вовлечение их в террористические группировки и формирование экстремистской идеологии. В общем абстрактном смысле экстремизм (от латинского extremus – крайний) означает приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущественно в политике) [2, с. 802]. Экстремизм относится к разряду исключительно негативных феноменов, укладывающихся в существующие трактовки девиантности, и не может иметь в себе ничего позитивного. Однако не всякое девиантное поведение или делинквентное деяние может быть отнесено к классу экстремистских. «Экстремистским называется действие, поступок, преступление, имеющее в своей основе идеологическую базу» [3, с. 14].

Болезненно проявляются проблемы экстремистского поведения молодежи в Южном федеральном округе. Сложная этнополитическая ситуация, неконтролируемая миграция, экономический кризис позволяют внешним и внутренним деструктивным силам манипулировать молодежью в экстремистских целях.

Специальный социально-психологический анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет [4; 5].

Для понимания того, как можно использовать феноменологию рефлексии в антиэкстре-мистской и антитеррористической деятельности для субъектов – определенных представителей социальных групп, необходимо обратиться к типам и видам рефлексии. И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов составили схематическое представление типов и видов рефлексии [6, с. 70]. Согласно их представлениям, каждый тип рефлексии содержит свой предмет изучения. Интеллектуальная рефлексия – знание об объекте и способах действия с ним; личностная рефлексия – знание о себе как о личности, индивидуальности, образы своего собственного Я, своего поведения; коммуникативная рефлексия – представление о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков; кооперативная рефлексия – знания о ролевой структуре и позициональ-ной организации коллективного взаимодействия [7].

Наиболее интересным для нашего исследования является подход И.Н. Семенова. Глубинные, мировоззренческие и экзистенциальные смыслы рассматриваются им как содержание культуральной и экзистенциальной рефлексии [8]. Используя рефлексивную игру в качестве профилактики экстремизма в молодежной среде, обратимся к содержательным и смысловым структурам творческого мышления, в процессе которого развиваются операциональный, предметный, рефлексивный и личностный компоненты. Рефлексивный компонент творческого мышления представляет процесс, с помощью которого происходит осмысление и переосмысление движения в содержании задачи. В личностном компоненте выражается отношение субъекта к самому себе. С его помощью осуществляется осмысление и осознание человеком себя в качестве целостной личности, выполняющей роль субъекта мышления при решении задачи [9].

Личностная рефлексия довольно хорошо изучена в отечественной литературе (Г.И. Давыдова, Н.И. Гуткина, В.К. Зарецкий, Е.Р. Новикова, В.И. Слободчиков, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, А.Б. Холмогорова, Г.А. Цукерман) [10], но следует отметить, что центральным для большинства работ является понимание рефлексии как процесса переосмысления, дифференциации различных ипостасей Я – физического, социального, биологического, творческого, а также целостности Я как уникальной интегрированной структуры [11; 12; 13].

В возрастной психологии, психологии развития, педагогической психологии бытует многоплановость подходов к исследованию рефлексии на разных этапах онтогенезa (С.В. Кондратьев, Б.П. Ковалев, И.В. Орлова) [14]. Однако можно выделить общепсихологический феномен – он заключается в непрерывности нахождения взрослеющего субъекта в психической общности «Я – Значимый другой» [15; 16; 17]. В этом процессе возможно перерождение натурально-природной данности в культурно-выраженную способность к рефлексии с последующим отчуждением ее на основе объективации и формирование собственной самости, способной к исследованию своих мысли и деятельности (И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова, Н.В. Дорофеева, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин) [18; 19].

Нами была разработана и проведена рефлексивная игра, при этом учитывались основные положения и подходы к изучению типологии экстремизма на Юге России, которые были воплощены в пилотной методике К.А. Бабиянц [20]. Также основным элементом исследования являлась реакция фрустрации как ответ на ситуацию вовлечения, теракта и экстремизма. Фрустрация – это состояние человека, сопровождаемое различными формами отрицательных эмоций, переживание неудачи [21].

Целью нашего исследования стало изучение интеллектуальной, эмоциональной, личностной рефлексии у молодых людей студенческого возраста в конфликтных, пограничных, постконфликтных и неконфликтных регионах России и СНГ, проведение рефлексивной игры по формированию и развитию этих видов рефлексии.

Задачи исследования: изучение указанных видов рефлексии, типов реакции в фрустриру-ющей ситуации, индивидуально-типологических особенностей участвующих в исследовании молодых людей.

Объектом и сследования выступили студенты в количестве 200 человек, представители высших учебных заведений Северного Кавказа (Кабардино-Балкарского государственного университета, Дагестанского государственного университета); Закавказья (Российско-Армянского (Славянского) университета); Адыгеи (филиала Южного федерального университета в Майкопе); Калмыкии (филиала Российского гуманитарного университета в Элисте); Ставропольского края (Пятигорского государственного лингвистического университета); Краснодарского края (Кубанского государственного университета); Ростовской области, в том числе приграничных украинских территорий, еще до начала военных действий (Луганского государственного университета).

Методами исследования стали: методика изучения причин и факторов роста экстремизма в молодежной среде К.А. Бабиянц, методика Индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик, методика определения уровня рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономарева, методика определения рефлексивности мышления О.С. Анисимова, тест на оценку самоконтроля личности в общении М. Снайдера.

Участвовали студенты вузов в равном количестве, девушки и юноши от 16 до 25 лет. Первые полученные результаты свидетельствуют о том, что доминирующим типом реакции студенческой молодежи на вовлечение в экстремистскую группировку, проявления экстремизма и угрозы террористического акта являются реакции самозащиты с направленностью на источник фрустрации (в 40 % случаев), фиксация в виде переживания на источнике фрустрации (в 35 % случаев, такая реакция свойственна в основном девушкам), в 25 % случаев реакции распределились между самозащитой с принятием на себя ответственности за разрешение возникшей ситуации (15 % - юноши) и надеждой на то, что ситуацию должны разрешить компетентные органы полиции, МЧС, спецназа (10 % случаев).

Были проанализированы некоторые типы высшей нервной деятельности и формирующиеся на их основе социальные качества личности, уровень развития различных видов рефлексивности. На основе полученных материалов была составлена рефлексивная игра. Рефлексивная игра относится к играм открытого типа. В отличие от игр, протекающих по сценарию и по заранее описанным правилам (например, деловые игры, ролевые игры), рефлексивная игра представляет собой процесс социального взаимодействия, в котором правила, роли и сюжетные ходы генерируются участниками прямо по ходу игрового действия. Нами были определены задачи рефлексивной игры:

Во-первых, это создание условий для индивидуального развития рефлексивного потенциала личности. Изучение и рефлексия собственного поведения в фрустрирующей ситуации вовлечения, экстремистского поведения и террористического акта.

Во-вторых, это анализ индивидуальных личностных характеристик в виде проекции поведения в фрустрирующей ситуации вовлечения, экстремистского проявления, террористического акта.

В-третьих, это выявление и развитие культурных и мифологических стереотипов и установок, характерных для участников рефлексивной игры, представителей разных общественных и молодежных организаций, студентов. В ходе рефлексивной игры участники делились на группы, в каждой группе организовывалось обсуждение проективной ситуации с целью определения наилучшего способа решения поставленной задачи.

В-четвертых, это развитие навыков понимания поведения других людей в фрустрирующей ситуации вовлечения в экстремистскую группировку или участия в террористическом акте. В ходе рефлексивной игры организовывалось межгрупповое взаимодействие участников, выстраивалась обратная связь.

В-пятых, создавались условия для расширения возможностей участников рефлексивной игры в проектировании социальных ситуаций и управлении социальными процессами на основе отрефлексированных форм поведения в фрустрирующей ситуации вовлечения в экстремистскую группировку и террористический акт.

Последовательность проведения рефлексивной игры:

  • 1    этап. Разделение участников на группы в соответствии со следующими условиями: равное количество людей в группах, равное представительство в группах молодежи по половой, возрастной, конфессиональной и статусной принадлежности.

  • 2    этап. Знакомство с ситуациями и определениями понятий «экстремизм» и «терроризм». Предоставление возможности пройти проективный тест каждому участнику индивидуально.

  • 3    этап. Знакомство с типами реакции. С целью рефлексии собственного поведения каждому участнику предлагалось отнести свой ответ к определенному типу реакции. Также подсчитывалось, какие реакции доминируют внутри каждой группы.

  • 4    этап. Презентация количественного подсчета в группе по доминирующему типу реакции. Демонстрация результатов проведенного исследования.

  • 5    этап. Обсуждение в группе. Выработка единого группового решения по каждой ситуации как наиболее оптимального. Выбор представителя от группы для презентации решения.

  • 6    этап. Презентация решения группы, обоснование своей позиции – почему это решение будет наиболее приемлемым в данной ситуации. Межгрупповая дискуссия.

  • 7    этап. Общий вывод по межгрупповой дискуссии: какой тип поведения наиболее оптимальный в сложившихся ситуациях, чтобы избежать вовлечения в экстремистскую группировку или тяжелых последствий террористического акта.

  • 8    этап. Рекомендации МЧС и ФСБ России о том, как вести себя в ситуации угрозы теракта или экстремистских проявлений.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:

  • 1.    Выявлены два новых типа реакции в фрустрирующей ситуации угрозы теракта и проявления экстремизма: защитная реакция, направленная на живое или неживое окружение в форме отстаивания собственных позиций, без осуждения внешней причины фрустрации; конструктивный подход к решению проблемы вовлечения в экстремистскую группировку посредством уточнения целей, задач и требований группы.

  • 2.    Выявлены типы реакций участников: направленность на «переживание» информации о препятствии и фиксация на удовлетворении потребности в форме выражения надежды, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать.

  • 3.    Исследованы рекомендации о наиболее конструктивных типах поведения в ситуациях вовлечения в экстремистскую группировку, угрозы террористического акта, проявления экстремизма.

В качестве практической значимости помимо полученных эмпирических данных для лучшего понимания, формирования и развития рефлексивности и профилактики экстремизма в молодежной среде можно выделить психологические рекомендации для студентов, которые помогут справиться с ситуацией вовлечения в экстремистскую группировку, развивать критическое мышление, тренировать уверенное поведение, развивать умение конструктивно и толерантно отстаивать свою точку зрения, учиться говорить «нет».

Перспективным направлением исследования по данному вопросу является изучение индивидуально-типологических особенностей молодых людей и девушек студенческого возраста и их взаимосвязи с типами реакций в ситуации фрустрации проявления экстремизма в молодежной среде.

Ссылки:

  • 1.    Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета : учебник / под ред. И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова. М., 2013.

  • 2.    Словарь иностранных слов / под ред. И.В. Лёхина и проф. Ф.Н. Петрова. М., 1997. С. 687.

  • 3.    Козлов А.А. Проблемы исследования и профилактики экстремизма // Актуальные вопросы исследования и профилактики экстремизма. СПб., 2004.

  • 4.    Психология формирования…

  • 5.    Журавель В.П. Об актуальном в противодействии идеологии терроризма // Право и безопасность. 2008. № 2 (27).

  • 6.    Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М., 1998.

  • 7.    Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. № 4.

  • 8.    Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Указ. соч.

  • 9.    Там же.

  • 10.    Демидов А.И. Указ. соч.

  • 11. Пьянкова Г.С. Развитие профессиональной рефлексии. Красноярск, 2009.

  • 12. Экстремизм и межэтнические отношения в молодежной среде России // Тезисы международной научно-практиче

    ской конференции «Кавказ наш общий дом!». Ростов н/Д., 2009.

  • 13.    Shadrikov V.D. The role of reflection and reflexivity in the development of students’ abilities // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. № 6 (2).

  • 14.    Лефевр В.А. Рефлексия. М., 2003.

  • 15.  Пьянкова Г.С. Указ. соч.

  • 16.  Shadrikov V.D. Op. cit.

  • 17.    Rodrigues T.F. Meaning in couples relationships // Psychology in Russia: State of the Art. 2014. № 7 (3).

  • 18.    Ibid.

  • 19.    Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе формирования антиэкстремистской идеологии // Психология в вузе. 2011. № 5.

  • 20.    Бабиянц К.А. Научно-исследовательские и психокоррекционные возможности методики по устранению причин и факторов роста экстремизма в молодежной среде // Психология в вузе. 2011. № 5.

  • 21.    Словарь иностранных слов.

Список литературы Психологические возможности рефлексивной игры в профилактике молодежного экстремизма

  • Психология формирования антитеррористических ценностей студентов современного университета: учебник/под ред. И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова. М., 2013. 2.
  • Словарь иностранных слов/под ред. И.В. Лёхина и проф. Ф.Н. Петрова. М., 1997. С. 687.
  • Козлов А.А. Проблемы исследования и профилактики экстремизма//Актуальные вопросы исследования и профилактики экстремизма. СПб., 2004
  • Журавель В.П. Об актуальном в противодействии идеологии терроризма//Право и безопасность. 2008. № 2 (27).
  • Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М., 1998.
  • Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма//Государство и право. 1992. № 4.
  • Пьянкова Г.С. Развитие профессиональной рефлексии. Красноярск, 2009. 12.
  • Экстремизм и межэтнические отношения в молодежной среде России//Тезисы международной научно-практической конференции «Кавказ наш общий дом!». Ростов н/Д., 2009.
  • Shadrikov V.D. The role of reflection and reflexivity in the development of students' abilities//Psychology in Russia: State of the Art. 2013. № 6 (2).
  • Лефевр В.А. Рефлексия. М., 2003.
  • Rodrigues T.F. Meaning in couples relationships//Psychology in Russia: State of the Art. 2014. № 7 (3).
  • Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе формирования антиэкстремистской идеологии//Психология в вузе. 2011. № 5.
  • Бабиянц К.А. Научно-исследовательские и психокоррекционные возможности методики по устранению причин и факторов роста экстремизма в молодежной среде//Психология в вузе. 2011. № 5.
Еще
Статья научная