Психомоторные особенности киберспортсменов, специализирующихся в жанре "шутеры"
Автор: Рубцов Алексей Валерьевич, Рубцова Наталия Олеговна
Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu
Рубрика: Спортивная тренировка
Статья в выпуске: 3 т.21, 2021 года.
Бесплатный доступ
Цель: изучение влияния киберактивности на психомоторные особенности киберспортсменов 18-20 лет, специализирующихся в жанре «шутеры». Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 40 человек. Возраст участников составил 18-20 лет, гендерный состав испытуемых являлся смешанным. Испытуемые были разделены по игровой специализации на 2 группы: Counter Strike и Warface. Среднее время киберактивности в неделю у испытуемых составило 30 ч. В качестве методов исследования были использованы: оценка точности воспроизведения заданного усилия, оценка уровня моторной обучаемости, оценка статического и динамического равновесия, оценка динамики нервно-мышечного утомления. Результаты. После игровой сессии динамика моторной обучаемости у группы Warface значительно превышает показатели группы Counter Strike. Обнаружено достоверное снижение показателей работоспособности мышц руки и кисти после игровой сессии в группе Warface. Мышечная дифференцировка у группы Counter Strike улучшается от попытки к попытке, тогда как у группы Warface наблюдается парадоксальное увеличение ошибки воспроизведения заданного усилия. Динамическое равновесие испытуемых характеризуется нормальными значениями угла смещения в тесте Фукуда и избыточной ротацией у испытуемых группы Warface. Показатели статического равновесия обеих групп достоверно ниже нормы, при этом после игровой сессии группа Warface достоверно опережает группу Counter Strike. Заключение. Игровые сессии оказывают более выраженное влияние на психомоторные особенности киберспортсменов из группы Warface, чем на группу Counter Strike, вызывая улучшение показателей в одних тестах (проба Ромберга, моторная обучаемость) на фоне ухудшения в других (динамика нервно-мышечного утомления, тест Фукуды).
Киберспорт, психомоторика, федерация компьютерного спорта России, шутеры, моторная обучаемость, тест фукуда, мышечная дифференцировка, схема тела
Короткий адрес: https://sciup.org/147236680
IDR: 147236680 | DOI: 10.14529/hsm210313
Список литературы Психомоторные особенности киберспортсменов, специализирующихся в жанре "шутеры"
- Бахнова, Т.В. Изучение двигательного и вестибулярного анализаторов слабослышащих детей младшего школьного возраста / Т.В. Бахнова, Т.А. Андреенко // Физ. воспитание и спортив. тренировка. - 2019. - № 1 (27). -С. 138-142.
- Войскунский, А.Е. Основные направления киберпсихологических исследований компьютерной игровой деятельности и геймеров / А.Е. Войскунский, Н.В. Богачева // Информационные системы для научных исследований: труды XV Всерос. объедин. конф. «Интернет и современное общество». СПб., 10-12 окт. 2012 г. - СПб., 2012. - С. 336-340.
- Восприятие собственной схемы тела и тонус осевой мускулатуры у пациентов, принимающих нейролептики и антидепрессанты / А.С. Зартор, А.В. Васильева, М.М. Михев, П. В. Попов // Докл. Академии наук. - 2012. -Т. 444, № 1. - С. 105-108.
- Гаже П.-М. Постурология: регуляция и нарушения равновесия тела человека / П.-М. Гаже. - СПб.: СПбМАПО, 2008. - 314 с.
- Демченская, Л.Г. Исследование влияния киберспорта на физическое и психическое здоровье / Л.Г. Демченская, Д.В. Чуйкина // Материалы конференции «Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте», Тула, 23-24 нояб. - 2017. - С. 122-129.
- Изучение взаимодействия зрительного и двигательного анализаторов человека при восприятии слабых световых стимулов / Ю.Г. Бурыкин, И.В. Буров, К.В. Наумов, Н. В. Тиде // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. -2010. - № 8. - С. 77-83.
- Нарушения схемы тела /Д.С. Петров, Ю.В. Теплякова, Е.О. Любимова, А.П. Филимонов // Материалы Межрегион. тематич. сб. науч. трудов «Актуальные проблемы клинической и экспериментальной патологии». -Рязань: Рязан. гос. мед. ун-т им. акад. И.П. Павлова, 2014. - С. 127-131.
- Роль компенсаторных механизмов в развитии двигательного анализатора / И.Ю. Асмолов, Н.В. Журавская, Е.В. Махонин, Р.Л. Сиротинина // Теоретико-прикладные аспекты инклюзивной физической культуры в гуманитарных вузах: учеб.-метод. пособие. -Орел, 2017. - С. 137-140.
- Стрельникова, Г.В. Особенности сенсомоторной и когнитивной сфер киберспорт-сменов, выступающих в разных дисциплинах / Г.В. Стрельникова, И.В. Стрельникова, Е.Л. Ян-кин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - Т. 12, № 3 (12). - С. 64-69.
- Шутова, С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева //Вестник Тамбов. ун-та. Серия: Естеств. и технич. науки. - 2013. - Т. 18. - Вып. 5. -С. 2831-2840.
- Factors determining high efficiency of cyber athletes' preparation for competitions / A. Bolotin, V. Bakayev, V. Sushchenko, Y. Chun-guang // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - IOP Publishing, 2019. - Vol. 497, no. 1. - P. 012054.
- Hilvoorde, I. Embodiment and fundamental motor skills in eSports / I. Hilvoorde, N. Pot // Sport, Ethics and Philosophy. - 2016. -Vol. 10, no. 1. - P. 14-27.
- Morie, J.F. Performing in (virtual) spaces: Embodiment and being in virtual environments / J.F. Morie // International Journal of Performance Arts and Digital Media. - 2007. -Vol. 3, no. 2-3. - P. 123-138.
- Sergeev S. Usability of gaming environments in cybersport / S. Sergeev, A. Kak-lauskas // MATEC Web of Conferences. - EDP Sciences, 2018. - Vol. 245. - P. 04016.
- Sergeev, S. Cybersport within non-classical ergonomics of immersive and interactive environments / S. Sergeev, I. Burmistrov // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - IOP Publishing, 2019. - Vol. 337, no. 1. - C. 012051.
- Understanding Cyber Athletes Behaviour Through a Smart Chair: CS: GO and Monolith Team Scenario / A. Smerdov, A. Kiskun, R. Shaniiazov, A. Somov, E. Burnaev // In 2019 IEEE 5th World Forum on Internet of Things (WF-IoT). - P. 973-978.