Птицы на скалах (еще раз об изображения птиц в петроглифах Алтая)

Бесплатный доступ

В статье публикуются петроглифы, недавно исследованные автором на юге Российского Алтая, на которых представлены изображения птиц. Представители орнитофауны, в отличие от других диких и домашних животных (горных козлов, быков, оленей и хищников), в наскальном искусстве региона изображались достаточно редко. При этом птица - доминантный образ, игравший важную роль в архаической мифологии многих народов, обитатель «верхнего мира» и посредник между мирами людей и богов. Контакты человека с фантастическими птицами описаны в ряде древнейших письменных памятников. Семантика петроглифов с орнитоморфными персонажами реконструируется в свете мифологии древних обитателей Евразии как графическое изображение ее основных сюжетов. На территории Российского и Монгольского Алтая зафиксированы различные сцены с участием водоплавающих, хищных, голенастых птиц, в том числе сцена нападения хищных птиц на копытных животных. Несмотря на небольшую серию изображений птиц, можно выделить главный, неоднократно повторяющийся сюжет наскального искусства - охота антропоморфного персонажа на птицу. Этот сюжет, в котором человек стреляет в птицу из лука, представлен в петроглифах разных эпох от бронзового века до Средневековья (древнетюркская эпоха). Очевидно, сцены с изображением охоты лучника на различных птиц (хищных - орла, коршуна или грифа, журавля, уларов) воспроизводят мифологический сюжет, игравший важную роль в мифологических представлениях древнего населения Алтая. Изображение сцен охоты на водоплавающих птиц или куропаток могло быть связано с промысловой ролью этих птиц как источника пищи и сырья для оперения стрел.

Еще

Петроглифы, алтай, орнитофауна, сцены охоты на птицу, наскальное искусство и миф

Короткий адрес: https://sciup.org/145146371

IDR: 145146371   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0795-0799

Список литературы Птицы на скалах (еще раз об изображения птиц в петроглифах Алтая)

  • Воробьев В.М. Птицы высокогорья хребта Сарымсакты (Южный Алтай) // Русский орнитологический журнал. - 2018. - Т. 27. - Экспресс-выпуск, 1679. -С. 4967-4997.
  • Дэвлет М.А. О космогонических представлениях древних жителей Среднего Енисея. Изображения на Бейской стеле из Хакасии // Семантика древних образов. Первобытное искусство. - Новосибирск: Наука, 1990. -С. 83-90.
  • Дэвлет Е.Г., Дэвлет М. А. Мифы в камне. Мир наскального искусства России. - М.: Алетейа, 2005. - 471 с.
  • Кубарев В.Д. Образ птицы в петроглифах Монгольского Алтая // Северная Евразия в эпоху бронзы: про странство, время, культура. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та. - 2002. - С. 77-81.
  • Кубарев В.Д., Забелин В.И. Авиафауна Центральной Азии по древним рисункам и археолого-этнографическим источникам // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2006. - № 2. - С. 87-103.
  • Кубарев В. Д., Черемисин Д.В. Образ птицы в искусстве ранних кочевников Алтая // Археология юга Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск: Наука, 1984. - C. 87-99.
  • Миклашевич Е.А. Рисунки на скалах у деревни Ту-экта (Горный Алтай) // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. - Горно-Алтайск: АКИН, 2006. - Вып. 3-4. - С. 219-235.
  • Benveniste E. Les noms de "l'oiseau" en Iranien // Paideuma: Mitteilungen zur Kulturkunde. - 1960. - Bd. 7, H. 4/6 (Jul., 1960). - P. 193-199.
  • Zhou Xinghua. Zhongwei yanhua. The Rock Arts in Zhongwei. - Yinchuan, Ningxia People's Publ., 1991. -442 p. (In Chin.).
Еще
Статья научная