Птолемаида Киренская пифагорейское учение о началах музыки

Автор: Афонасин Евгений Васильевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Переводы

Статья в выпуске: 1 т.6, 2012 года.

Бесплатный доступ

Выдержки из трактата единственной в истории античной науки женщины музыковеда Птолемаиды Киренской, сохраненные Порфирием в его Комментарии к Гармонике Птолемея, важны, прежде всего, потому, что принадлежат к тем немногочисленным свидетельствам, которые позволяют проследить развитие античной музыкальной теории в период от Аристоксена до Никомаха. В этом отношении данная работа дополняет две предшествующие публикации в нашем журнале: музыкальные разделы «Изложения предметов, полезных при чтении Платона» Теона Смирнского (II в. н. э.), в котором цитируются Трасилл (начало I в. н. э.) и Адраст (конец I в. н. э.) [Vol. 3.2 (2009), перевод А. И. Щетникова], и выдержки из работ Гераклида Младшего (жившего во времена Клавдия и Нерона), музыковеда Дидима (жившего во времена Нерона), Панетия Младшего (время жизни неизвестно) и Элиана (конец II в. н. э.), также сохранившихся в составе Комментария Порфирия [см. приложение к нашей работе о Теофрасте выше в этом выпуске журнала]. Порфирий цитирует Птолемаиду на основе работы Дидима и абсолютно ничего не сообщает о ее жизни. В своей недавней работе Ф. Левин (Levin 2009) предположила, что она могла быть знатной дамой, жившей во времена Эратосфена (ок. 275-194 гг. до н. э.), что позволило бы поместить ее в контекст богатой интеллектуальной жизни Александрии того времени. В сохранившихся выдержках вводится понятие науки «каноники» (kanonike) и обсуждается известная полемика между mathematikoi и mousikoi, отстаивающих, соответственно, рациональный пифагорейский и эмпирический аристоксенианский подходы к музыкальной теории. Невзирая на приведенный Порфирием заголовок трактата, Птолемаида явно предпочитает последний их этих подходов.

Еще

Женщины-ученые в древности, пифагорейская наука, гармоника, аристоксен, деление монохорда, роль наблюдения в научном исследовании

Короткий адрес: https://sciup.org/147103325

IDR: 147103325

Список литературы Птолемаида Киренская пифагорейское учение о началах музыки

  • Щетников, А. И., пер. (2009) «Теон Смирнский. Изложение математических предметов, полезных при чтении Платона», ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция 3: 466-558.
  • Barker, A. (1989) Greek Musical Writings II, Harmonic and Acoustic Theory. Cambridge.
  • -(2007) The Science of Harmonics in Classical Greece. Cambridge.
  • Düring, I. (1932) Porphyrios Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios. Gothenburg.
  • -(1934) Ptolemaios und Porphyrios über die Musik. Gothenburg.
  • Gottschalk, H. B.(1980) Heraclides of Pontus. Oxford.
  • Levin, F. R. (2009) Greek Reflections on the Nature of Music. Cambridge UP.
  • Wehrli, F. (1953) Heracleides Pontikos, Die Schule des Aristoteles, IV. Basel.
Статья научная