Птолемей IX Сотер и евреи: к одному сообщению Иосифа Флавия (Ios., Ant. Iud. III. 12. 6)

Бесплатный доступ

Анализируя необычное сообщение Иосифа Флавия (Ios., Ant. Iud. III. 12. 6) о массовой резне евреев, учиненной царем Египта Птолемеем IX (116-107, 88-80 гг. до н. э.), автор ставит задачу установить, можно ли обнаружить в источниках данные, свидетельствующие в целом о негативном отношении этого правителя к евреям. На евреев опирались политические противники Птолемея IX. В начале своего правления он посетил храм бога Хнума на острове Элефантина. Для местного жречества антииудаизм был, по-видимому, характерен, и царь мог счесть эту идеологию политически выгодной. Возможно, именно при Птолемее IX антисемитизм впервые становится последовательной политической программой. Так называемый «Оракул горшечника», одна из версий которого содержит явные антиеврейские призывы, мог преднамеренно распространяться среди египтян в рамках этой программы.

Еще

Птолемей ix сотер, евреи, антисемитизм, элефантина, хнум, арамейские папирусы, "оракул горшечника", лисимах

Короткий адрес: https://sciup.org/147219654

IDR: 147219654

Список литературы Птолемей IX Сотер и евреи: к одному сообщению Иосифа Флавия (Ios., Ant. Iud. III. 12. 6)

  • Абакумов А. А. «Пока мечи не затупились»: палестинская кампания Птолемея IX (103 г. до н. э.) // ΠΕΝΤΗΚΟΝΤΑΕΤΙΑ. Исследования по античной истории и культуре. М., 2016. С. 234-242.
  • Вандеркам Д. Введение в ранний иудаизм. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. 278 с.
  • Струве В. В. Подлинная причина разрушения иудейского храма на Элефантине в 410 г. до н. э. // ВДИ. 1938. № 4. С. 100-119.
  • Чериковер В. А. Эллинистическая цивилизация и евреи. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2010. 640 с.
  • Bar-Kochva B. The Image of the Jews in Greek Literature. The Hellenistic Period. Berkeley; Los Angeles; London: Univ. of California Press, 2010. 632 p.
  • Bar-Kokhva B. Apollonius Molon versus Posidonius of Apamea // Internationales Josephus-Kolloquium Aarhus 1999. (Münsteraner Judaistische Studien 6). Münster, 2001. S. 22-37.
  • Burkard G. Literarische Tradition und historische Realität: die persische Eroberung Ägyptens am Beispiel Elephantine. I // Zeitschrift für ägyptische Spräche und Altertumskunde. Leipzig, 1994. Bd. 121. S. 93-106.
  • Burkard G. Literarische Tradition und historische Realität: die persische Eroberung Ägyptens am Beispiel Elephantine. II // Zeitschrift für ägyptische Spräche und Altertumskunde. Leipzig, 1995. Bd. 122. S. 31-37.
  • Cowley А. Е. Aramaic Papyri from the 5th Century B. C. Osnabrück: Otto Zeller, 1967. 356 p.
  • Die Fragmente der griechischer Historiker / F. Jacoby (Hrsg.). Leiden: Brill, 1986. Teil 2. Zeitgeschichte. B. Spezialgeschichten, Autobiographien und Memoiren, Zeittafeln (Nr. 106-261). S. 510-1257.
  • Hölbl G. A History of the Ptolemaic Empire. London: Routledge, 2001. 378 p.
  • Huß W. Ägypten in hellenistischer Zeit: 332-30 v. Chr. München: Verlag C. H. Beck, 2001. 885 S.
  • Iordanis, Romana et Getica / Th. Mommsen (Hrsg.). Monumenta Germaniae Historica, Auctorum Antiquissimorum 1, 5, 1. Berlin: Weidmann, 1882. 274 S.
  • Josephus. Jewish Antiquities / Transl. by H. St. J. Thackeray, R. Marcus. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1930. Vol. 1. Books 1-3. 512 p.; 1943. Vol. 5. Books 12, 13. 528 p.
  • Josephus. The Life. Against Apion / Transl. by H. St. J. Thackeray. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1926. 448 p.
  • Pompeius Trogus. Weltgeschichte von den Anfängen bis Augustus // Auszug des Justin / Übersetzt von Otto Seel. Zürich: Artemis, 1972. 599 S.
  • Kaplony-Heckel U. Zum demotischen Baugruben-Graffito vom Satis-Tempel auf Elephantine // Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Abteilung. Kairo, 1987. Bd. 43. S. 155-172.
  • Koenen L. Die Apologie des Töpfers an König Amenophis oder das Töpferorakel // Apokalyptik und Ägypten. Eine kritische Analyse der relevanten Texten aus dem griechisch-römischen Ägypten. (Orientalia Lovaniensia Analecta, 107). Leuven, 2002. S. 139-187.
  • Koenen L. Die Prophezeihungen des «Töpfers» // Zeitschrift für Papyriologie und Epigrahik. Cologne, 1968. Bd. 2. S. 178-209.
  • Lévy I. Ptolémée Lathyre et les Juifs // Hebrew Union College Annual. Cincinnati, 1950-1951. Vol. 23. Pt. 2. P. 123-136.
  • Nadig P. Zwischen König und Karikatur. Das Bild Ptolemaios’ VIII. im Spannungsfeld der Überlieferung. (Münchener Beaträger zur Papyrusforschung und antiken Rechtsgeschichte, 97). München: Verlag C. H. Beck, 2007. 306 S.
  • Piejko F. Relations of Ptolemies VIII and IX with the Temple of Chnum and Elephantine // Bulletin of the American Society of Papyrologists. Durham, 1992. Vol. 29. P. 5-24.
  • Porten B. The Jews in Egypt // The Cambridge History of Judaism. Cambridge; London; New York; New Rochelle; Melbourne; Sydney, 1984. Vol. 1: Introduction: The Persian Period. P. 372-400.
  • Quack J. F. Ist der Meder an allem schuld? Zur Frage des realhistorischen Hintergrundes der gräkoägyptischen prophetischen Literatur // Ägypten zwischen innerem Zwist und äußerem Druck. Die Zeit Ptolemaios' VI. bis VIII. Wiesbaden, 2011. S. 103-131.
  • Shirun H. Aramäische Texte aus Ägypten // Lexikon der Ägyptologie. Wiesbaden, 1975. Bd. 1. Kol. 362-370.
  • Sibyllinische Weissagungen. Griechisch-deutsch / A. Kurfess, J.-G. Gauger (Hrsg.). Düsseldorf, Zürich: Artemis und Winkler, 1998. 564 S.
  • Tcherikover V., Fuks A. Corpus Papyrorum Judaicarum. Cambridge: Harvard University Press, 1957. Vol. 1. 294 p.
  • Traunecker Cl. Thèbes, été 115 avant J.-C.: les travaux de Ptolémée IX Sôter II et son prétendu "Château de l'Or" à Karnak // Documents de Théologies Thébaines Tardives (D3T 2).
  • Les Cahiers Égypte Nilotique et Méditérranéenne. Сahier 8. Montpellier, 2013. Р. 177-226.
  • Yoyotte J. L'Egypte ancienne et les origines de antijudaisme // Revue de l'histoire des religions: annales du Musée Guimet. Paris, 1963. Т. 163. Р. 133-143.
Еще
Статья научная