Public schools как колыбель британской элиты

Автор: Архипова Людмила Владимировна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Идеи и смыслы

Статья в выпуске: 9, 2013 года.

Бесплатный доступ

В статье освещается становление британской системы привилегированного школьного образования, в недрах которой формировались национальные традиции обучения и воспитания представителей элиты Англии.

Паблик скулз, англия, образование, воспитание, элита

Короткий адрес: https://sciup.org/170167134

IDR: 170167134

Текст научной статьи Public schools как колыбель британской элиты

Наряду с Итоном подобными элитными заведениями в XIX в. являлись Винчестер, Вестминстер, Катерхауз, Регби, Харроу, Чартерхауз, Шрусбери и школа св. Павла. Впоследствии эти школы стали именоваться «паблик скулз», что указывало на исключитель-ность качества их обучения, сочетавшегося с аристократическими традициями, и на обособленное положение этих заведений среди других школ1. Цель паблик скулз заключалась в формировании интеллектуально развитой и физически крепкой личности с воле вым и решительным характером. Достижению цели содействовала их учебно воспитательная система, которая включала интенсив ную академическую программу, спортивные занятия, а также воспитание в духе христианских ценностей.

В 1864 г. Королевская комиссия лорда Кларендона представила отчет о работе паблик скулз, который был одобрен парламентом. В течение 3 лет комиссия знакомилась с учебным процессом, организованным в этих школах, и констатировала, что образование в них имело преимущественно гуманитарный характер. По ее рекомендации в учебные программы элитных школ, помимо чтения, письма, древних и иностранных языков, истории, были введены также естественнонаучные дисциплины1.

Повышенное внимание ученики данных школ уделяли самостоятельной подготовке к экзаменам, которые регулярно проводились учителями. В автобиографическом романе Томаса Хьюза «Школьные годы Тома Брауна» (1857 г.) описан случай, происшедший в престижной школе Регби. Нежелание одного из учеников заниматься подготовкой к предстоящему экзамену закончилось его наказанием. Во время экзамена он неправильно перевел отрывок из латинского текста, что вызвало возмущение учителя, который ударил нерадивого ученика.

В случае нарушения школьной дисциплины к мальчикам применяли наказания. В каждой школе устанавливались строгие правила поведения, которые были одинаковыми для всех учеников. Так, например, в своде правил школы Вестминстер мальчикам запрещалось выходить за ворота школы, разговаривать во время обеда, носить яркую одежду и украшать ее чем-либо2. За непослушание воспитанников наказывали розгами. Будучи учеником элитной школы Чартерхауз, известный писатель Уильям Теккерей с грустью вспоминал школьные годы: «Я поступил в Чартерхауз в январе 1822 г. Всей школой правил страх, и за каждую провинность строгий учитель Рассел наказывал нас розгами…»3

В XIX в. в большинстве английских школ была широко распространена мониторная система обучения, введенная английским педагогом Дж. Ланкастером в XVIII в. Суть обучения сводилась к следующему: учитель выбирал наиболее успевающего ученика и назначал его учеником-монитором, объяснявшим учебный материал всему классу. Мониторная система оказалась полезной для учащихся и, как правило, приводила к повышению успеваемости в классе, приучала детей к ответственности и содействовала сплочению коллектива.

Большое внимание в престижных учебных заведениях уделялось религиознонравственному воспитанию мальчи -ков. Этим чаще всего занимался тьютор (англ. tutor – наставник, репетитор, опекун), назначавшийся директором школы из числа учителей или старшеклассников. Тьютор работал с несколькими учениками. После уроков он разъяснял им непонятный учебный материал, а также помогал в подготовке театрализованных представлений, спортивных соревнований, школьных праздников. Для своих подопечных тьютор являлся также советчиком, который помогал вновь прибывшим мальчикам адаптироваться в школьной среде, нередко разрешал непростые конфликты между воспитанниками.

В XIX в. значительное влияние на развитие школьного образования оказывала англиканская церковь, поэтому привилегированные школы строго соблюдали церковные традиции и каноны. Кроме религиозных занятий, для всех учеников была обязательна молитва, к которой они обращались два раза в день, а также посещение церкви. Слушая проповедь священника, воспитанники вникали в осмысление понятий добра и зла.

Значительное место в воспитании мальчиков престижных заведений занимал спорт. Спортивные занятия благоприятно воздействовали на их физическое развитие, закаляли характер, укрепляли волю, содействовали формированию лидерских навыков, необходимых для успешной карьеры. Ученики этих школ увлекались легкой атлетикой, крикетом, сквошем, теннисом, волейболом и плаванием4. В каждой паблик скул практиковался определенный вид спорта. Так, в Итоне и Частерхаузе это был футбол, в Регби — игра в регби, в Харроу и Винчестере — гре-бля. Спортивный дух единения учащихся проявлялся в командных соревнованиях, которые ежегодно проводились между школами.

Школьное руководство привлекало внимание общественности и городской администрации к спортивным мероприя-тиям. На спортивные праздники при -глашались первые лица муниципалитета и пресса. Для участников соревнований приобретались награды, а для гостей печа тались приглашения. В завершение спор тивного праздника в возведенном шатре, украшенном цветами и флагами, устраи вался банкет. Это мероприятие освеща-лось в местной газете как важное событие, что содействовало повышению престижа частной школы.

Большое внимание в паблик скулз уделялось патриотическому воспита нию мальчиков. В 1850 г. в учебную про -грамму привилегированных школ была введена военная подготовка. В Итоне к 1860 г. даже появился добровольный батальон пехоты. На военных занятиях будущих защитников обучали практи ческим боевым навыкам: обращению с оружием, маскировке, рукопашному бою и стрельбе. Статистические дан ные свидетельствуют, что в годы Первой мировой войны около 40% молодых муж -чин, добровольно ушедших на фронт, являлись представителями интелли генции и выпускниками привилегиро ванных школ1. Военное министерство определяло недавних воспитанников паблик скулз в старший и младший офицерский состав, считая, что учебно воспитательная программа этих школ была способна сформировать подлинных военных лидеров, способных с честью и мужеством выдержать все трудности войны. На начальном этапе войны офи церы, состоявшие из бывших выпускни ков элитных школ, конечно, уступали армейским командирам по профессио нальным навыкам, но во время войны они все же доказали, что и джентльмены превосходно владеют военной стратегией и тактикой. Это были офицеры нового поколения, во многом отличавшиеся от офицеров регулярной армии честью и достоинством. Воспитание большинства из них не позволяло бравировать перед солдатами своим происхождением, они должны были учитывать интересы под чиненных и проявляли заботу о них. Условия жизни офицерского состава были несколько лучше, чем у солдат, но, тем не менее, молодые офицеры делили с подчиненными все тяготы суровой жизни на передовой. Так, например, каждый вечер младшие офицеры и рядо вые до глубокой ночи совершенствова лись в чтении топографических карт, подаче сигналов, в расчетах расстояний между объектами и др.2

Неотъемлемым атрибутом всех при вилегированных школ была школь ная форма, введенная в начале XIX в. Учеников этих школ узнавали по черным накидкам и четырехугольным шапочкам. Однако к 1860-м гг. в каждой паблик скул появилась собственная школьная форма. Так, мальчики школы Харроу носили белую рубашку, серые брюки и черный галстук. В воскресные дни к этой одежде был обязателен черный фрак. Школьная форма учеников Итона состояла из чер ного сюртука, короткого жилета, белой рубашки, темно синих полосатых брюк и галстука. Именно галстук был одним из отличительных признаков каждой школы такого типа. Со временем среди выпуск ников частных школ появилось такое понятие, как «старый школьный гал-стук», который стал символом их после -дующего объединения в соответствую щие клубы выпускников. В этих клубах, помимо встреч недавних выпускников — членов клуба с учителями и учени -ками школы, члены братства обсуждали и важные политические вопросы, а также оказывали поддержку друг другу. Многие из бывших учеников являлись мецена тами прежней школы. По их инициативе при заведениях, где они учились, были учреждены попечительские общества, в которые поступали благотворительные средства на нужд ы школы. Подобная традиция сохранилась в паблик скулз до настоящего времени.

При наличии множества положитель ных качеств элитные учебные заведения не были лишены недостатков. К таковым относилась, в частности, сложившаяся повсеместно практика подчинения младших учеников старшим. Младшие выполняли приказания старшеклассников: убирали их кровати, приносили еду, наводили порядок в классных комнатах. Если же они не справлялись с обязанностями, старшеклассники могли их жестоко наказать. В подобных условиях даже обладавшим сильным характером приходилось терпеливо выносить немало издевательств со стороны старших товарищей, сохраняя при этом чувство собственного достоинства1. Немало учеников, прошедших через испытания подобного рода, формировались как личность и впоследствии брали под опеку младших школьников. Таким образом они выполняли наказы своих отцов: «Если встретишься с проявлениями подлости и жестокости

– не бойся! Учись у сильного, защищай слабого, давай отпор хулиганам и мерзавцам, и тогда ты станешь человеком чести»2. Сдержанность, отсутствие привычки жаловаться прививались ребенку уже с малых лет, и эти качества помогали ему преодолевать любые трудности и в школьные годы.

Таким образом, сложившаяся в XIX в. британская система привилегированного школьного образования создавала национальные традиции в системе обучения и воспитания учеников. Сплоченность и закаленность отличали воспитанников паблик скулз от учеников других школ. В дальнейшем выпускники престижных учебных заведений стали основой для формирования элиты в общественнополитической жизни Англии.

Статья научная