Публичные коммуникации античности как ресурс связей c общественностью

Автор: Герасимова Галина Ивановна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социологические науки

Статья в выпуске: 2, 2011 года.

Бесплатный доступ

Статья обращена к вопросу протоистории связей с общественностью, которые до своего появления в качестве профессиональной деятельности существовали в форме социальной коммуникации. В период античности зародились такие коммуникативные технологии, как искусство ведения диалога, организации перформанса, а также спичрайтинг, публичные дискуссии и др. Обращение к истокам древнегреческой и римской демократии свидетельствует о необходимости установления обратной связи как условия успешной коммуникации.

Связи с общественностью, протоистория, технологии, социальная коммуникация

Короткий адрес: https://sciup.org/14933094

IDR: 14933094

Текст научной статьи Публичные коммуникации античности как ресурс связей c общественностью

Основными элементами исторических изменений, происходящих в обществе, являются трансформации социальной коммуникации. Различные подходы к раскрытию сути их природы и последствий демонстрируют примеры прошлого, описанные философами античности. Социально-политическая мысль освещает коммуникацию опосредованно в связи с тем, что как самостоятельная теория она возникла только в двадцатом веке.

Описание учеными явлений и событий, сопоставление практических методов управления через призму коммуникаций дает возможность прослеживать их природу и сущностные характеристики, раскрывать такой феномен, как социальная коммуникация – «специфический вид субъект-субъектного взаимодействия, опосредованный информацией, имеющий смысл для всех коммуникантов» [1, ч. 1, с. 38]. И хотя связи с общественностью не существовали в период античности в форме профессиональной деятельности, их протоистория может быть интерпретирована как позитивный регулятор социальных, политических, экономических процессов и отношений, складывающихся в обществе в исторической перспективе. Изучение связей с общественностью в рамках протоистории постулируется тезисом о том, что ранние формы коммуникации зарождались и развивались еще в древние времена и применялись в различных сферах общества.

Начиная с античности, просматривается рефлекторная природа научных исследований области практических методов социального управления и анализ их коммуникативной основы. Аристотель считал, что «…всякое государство представляет собой своего рода общение… Больше других к высшему из благ стремится то общение, которое является наиболее важным и обнимает собой все остальные формы общения. Это общение называется государством» [2, с. 35].

В настоящее время античность воспринимается как эпоха расцвета древнегреческой демократии, формирования почти идеального социума, в котором каждый свободно рожденный гражданин мог высказать свое мнение в народном собрании или суде, чувствовал себя активным участником жизни полиса. Но также известно, что развитие античной цивилизации сопровождалось противоречиями, политическими и идеологическими столкновениями, а правители, например, Солон или Перикл успешно разрабатывали и применяли антикризисные меры, способствующие достижению в обществе процветания, согласия и спокойствия.

Солон осуществлял действия, направленные на нормализацию обстановки в Афинах, он освобождал граждан от долговых обязательств за заложенную землю, поощрял ремесла и торговлю. Перикл собрал в Афинах лучших ученых и поэтов, деятельность которых способствовала повышению культурного уровня граждан, а за свою неподкупность и честность, отсутствие расточительности снискал любовь и уважение народа.

По мнению Плутарха, афинский правитель Перикл поддержал реформы, ограничившие власть аристократии; дал представителям средних и бедных слоев права афинских граждан, что позволило им участвовать в управлении государством. Перикл «хотел, чтобы рабочая масса, не несущая военной службы, не была обездолена, но вместе с тем чтобы она не получала денег в бездействии и праздности...» [3, т. 1, с. 295]. Решения руководства, описанные Плутархом, можно считать практическими шагами по улучшению жизни всех слоев афинского полиса и способом установления доверительных коммуникаций между властью и обществом.

Народное собрание античности (экклесия) - это коммуникативное пространство, публичный дискурс, формируемый всеми субъектами общественной жизни: представителями власти, политиками и простыми гражданами. Такая форма взаимодействия власти и народа позволяла в предельно короткие сроки установить обратную связь, узнать мнения и настроения горожан. Следовательно, рудименты современных социальных технологий «воркшоп», «жюри граждан» и др. можно обнаружить в глубине исторических эпох.

Большое значение в древности уделялось слову как непринужденному способу установления коммуникации. Древнегреческие ученые рассматривали искусство ведения диалога с позиций диалектической беседы и софистского спора. Публичные диспуты, общественная полемика вызывали огромный интерес и привлекали внимание афинских граждан.

Софисты искусно пользовались словом, считая его мощным средством воздействия на сознание людей. Это подтверждает высказывание софиста Горгия: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить.... А сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет, это должно узнать...из словесных состязаний в народных собраниях, в которых одна речь, искусно составленная, но не соответствующая истине, нравится народной массе и убеждает ее» [4, с. 3]. Это изречение - свидетельство важнейшего «открытия» софистов в публичной коммуникации: относительность истины и словесные манипуляции.

Софисты внесли огромный вклад в развитие теории и практики речи, разработав правила составления монолога, ведения диалога, полемики, построения доказательств, но они же нарушали главный принцип публичной коммуникации - достоверность в передаче информации. Софистов можно считать первыми спичрайтерами и создателями манипулятивных способов воздействия текста на сознание читателей и слушателей. Они разработали эвристические приемы, основанные на логических и речевых уловках. Критика софистов Сократом положила начало публичному дискурсу, цель которого состояла в поиске истины. Сократ выступил как автор оригинальной методики ведения дискуссии (майевтики), основанной на диалоге, когда с помощью искусной постановки вопросов собеседники стремятся найти правдивые ответы в острой полемике. Такой метод позволял получить новые знания не в готовом виде, а путем совместных раздумий и всестороннего обсуждения актуальных тем. Неслучайно Платон, верный ученик Сократа, создал свои произведения именно в форме диалога, устанавливающего истинное значение и суть основных понятий, точек зрений и суждений. По мнению мыслителя, это особенно необходимо в государственном управлении, так как «...оратор, не знающий, что такое добро, а что - зло, выступит перед такими же несведущими гражданами с целью их убедить, причем будет расхваливать ... зло, выдавая его за добро, и, учтя мнение толпы, убедит ее сделать что-нибудь плохое вместо хорошего, какие... плоды принесет впоследствии посев его красноречия?» [5, т. 2, с. 261].

Аристотель, анализируя ухищрения софистов в произведении «О софистических опровержениях», вооружил своих последователей способами борьбы с уловками и манипуляциями. Он продолжил теоретические исследования, начатые Сократом и Платоном, внес существенные дополнения в теорию речи. Его «Риторика» - первый системный труд по публичным коммуникациям, устным и письменным. Ученый дал рекомендации по составлению речей и письменных документов, текстов законов, договоров. В письме Александру Македонскому он советовал: «Многие мудрецы доказывали, что желание добра позволяет приобщаться к участи богов, потому что на акте дарения держится жизнь людей, состоящая в том, что они отдают, принимают и снова воздают. Поэтому прекрасно и справедливо жалеть и миловать всех незаслуженно несчастных, ведь жалость есть признак кроткой души, а жестокость признак невоспитанной. Старайся же быть скор на добрые дела и медлителен на гнев: первое царственно и милостиво, второе отвратительно и свойственно варварам» [6, т. 2, с. 403]. В письмах Аристотель давал вождю советы, как вести себя в отношении своих многочисленных подданных, акценти- ровал внимание на приоритетных для политика моральных и нравственных принципах. К сожалению, именно эти принципы чаще всего игнорируются государственными и политическими деятелями различных исторических эпох, современными лидерами.

Древние греки внесли также посильный вклад в современную теорию коммуникации. Они с полным правом могут считаться основоположниками перформансной и символической коммуникации. В Великих Дионисиях впервые была представлена перформансная модель, состоящая из таких элементов, как шествие, представление, обращение к публике. Символ в греческой мифологии дополнял внешний облик божества, служил художественным выражением сути «деятельности» того или иного бога. Скипетр Зевса, например, остался символом власти и в поздние эпохи; чаша весов Фемиды до сих пор используется в системе правосудия; змея на посохе Асклепия – знак медицины; лира Аполлона – искусства.

В аристократическом Риме не было демократии афинского образца, но конституция утверждала права народного собрания и ежегодные выборы. Основные черты публичного дискурса республиканского Рима имели ярко «выраженный прикладной и утилитарный характер». Здесь не было места софистским дискуссиям по «общим местам» и иным бесполезным с практической точки зрения упражнениям, хотя ораторское искусство и красноречие также использовалось с целью оказания желаемого воздействия на общественность. В Риме умение хорошо говорить, убеждая и влияя на слушателей, называлось «истинным духовным детищем демократии». Цицерон писал: «То, что обсуждается перед народом и перед «отцами», да обсуждается с умеренностью, то есть с самообладанием и спокойно. Ведь говорящий оказывает большое влияние не только на намерения и волю, но, пожалуй, и на выражение лиц тех, перед кем он говорит. Если это происходит в сенате, то достигнуть этого не трудно; ведь от самого сенатора зависит не подчиниться мнению других людей, но хотеть, чтобы они следовали именно его предложению» [7, с. 146].

Основные сферы применения инструментов коммуникации в Риме – гражданское право и политика, где включенность римских агентов публичной коммуникации в сферу политики и в общественную жизнь была весьма значительной. Большинство известных римских ораторов практиковались на форуме, многие из них были сенаторами и консулами. Корпус римских ораторов был большим, что свидетельствует об интенсивности применения инструментов публичной коммуникации в социальной системе Древнего Рима. Характерная черта публичного дискурса Древнего Рима – профессионализация его субъектов. Именно римские ораторы стали первыми профессионалами в области публичной коммуникации. Активно использовались возможности письменного фиксирования информации при подготовке, протоколировании и архивировании выступлений ораторов. Значительно богаче, по сравнению с аттической демагогией, была методическая база римских ораторов. Правила, нормы построения речей, дидактические упражнения и т.п. средства подготовки и практики оратора были хорошо разработаны и активно использовались. В тот период активизировался процесс индивидуализации ораторской деятельности: появились различия в стилях, форме, композиции речей и т.д. Хотя, согласно Цицерону, это являлось общей тенденцией развития красноречия и не противоречило традициям «аттической речи» [8, с. 3].

Классическое требование «хлеба и зрелищ», возникшее в Древнем Риме, подтверждает Светоний, живописуя правление Августа и отмечая, что «в отношении зрелищ он превзошел всех предшественников: его зрелища были более частые, более разнообразные, более блестящие. Он давал игры четыре раза от своего имени и двадцать три раза от имени других магистратов, когда они были в отлучке или не имели средств. Театральные представления он иногда устраивал по всем кварталам города, на многих подмостках, на всех языках; гладиаторские бои – не только на форуме или в амфитеатре, но также и в цирке и в септах,…на Марсовом поле, где были построены деревянные трибуны; наконец, морской бой – на пруду, выкопанном за Тибром, где теперь Цезарева роща. В цирке у него выступали возницы, бегуны и зверобои. В дни зрелищ он расставлял по Риму стражу, чтобы уберечь обезлюдевший город от грабителей» [9, с. 52]. Следует также отметить, что хотя народное собрание в Риме не являлось формой демократического управления, но все же оно сохранило вплоть до императорской эпохи полномочия выборов магистратов, объявления войны и мира, принятия законов. Кроме того, в Риме были осуществлены важные социальные преобразования: римский плебс добился уравнения в правах с патрициями и мог проводить свои собрания с принятием постановлений (плебисцит); народные трибуны защищали права народа; один из двух консулов был плебеем.

Таким образом, период Древней Греции и Рима дал истории замечательные образцы устной и письменной коммуникации, подготовив почву для новых форм и средств социального взаимодействия. Социальные коммуникации и связи с общественностью, к которым они относятся, как вид профессиональной деятельности возникли сравнительно недавно, но неразрыв- но связаны со всей историей человечества. При этом очень многие технологические приемы и принципы были заложены в античную эпоху, поэтому обращение к этому периоду позволяет обнаружить закономерности и основополагающие теоретические позиции, позволяющие экстраполировать эту деятельность на современные инструменты конструктивного диалога и взаимодействия.

Ссылки:

Список литературы Публичные коммуникации античности как ресурс связей c общественностью

  • Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. СПб., 2005.
  • Аристотель. Политика. М., 1997.
  • Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987.
  • Ораторы Греции. М., 1990.
  • Платон. Собрание сочинений. М.,1993.
  • Аристотель. О софистических опровержениях. М., 1978.
  • Цицерон Марк Туллий. Диалоги. М., 1966.
  • Шишкина М.А. Из истории публичных коммуникаций (от античности до Просвещения). СПб., 2005.
  • Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1993.
Статья научная