Пушкинский "пророк" в ранней прозе В. Набокова и Г. Газданова

Автор: Юхнова Ирина Сергеевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (45), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье реализуется кластерный подход к изучению литературных сверхтекстов, объектом исследования стали художественные интерпретации стихотворения А.С. Пушкина «Пророк». Новизна авторского подхода состоит в том, что материалом для анализа стала не лирика, что характерно для данной методики, а проза русских писателей: ранние рассказы В. Набокова «Гроза» и «Слово», Г. Газданова «Третья жизнь», которые рассматриваются как вариации на тему пушкинского «Пророка». В ходе анализа убедительно доказывается, что структурное ядро сюжета этих произведений составили основные элементы лирической ситуации пушкинского текста-источника: состояние душевной опустошенности героя, встреча с посланцем Бога; озарение, потрясшее душу, и чудесное преображение всех чувств и способностей человека; осознание человеком своей новой миссии. В процессе анализа объяснены причины обращения писателей к пушкинскому стихотворению (как биографические, так и творческие), показано, какими способами Набоков и Газданов актуализируют пушкинский контекст, рассмотрены структурные элементы лирического сюжета «Пророка», которые используют авторы, выявлены отличия (в частности, отмечено усиление роли реально-исторического и бытового фона в рассказах). Особый акцент в статье сделан на том, как решают авторы проблему Слова. Автор статьи приходит к выводу, что актуализация контекста пушкинского стихотворения позволяет В. Набокову и Г. Газданову обозначить тему творчества, показать процесс рождения художественного образа, создания произведения.

Еще

"пророк", а.с. пушкин, в. набоков, г. газданов, тема творчества, сюжет преображения

Короткий адрес: https://sciup.org/14914706

IDR: 14914706   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00026

Список литературы Пушкинский "пророк" в ранней прозе В. Набокова и Г. Газданова

  • Бонди С.М. Рождение реализма в творчестве А.С. Пушкина//Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1978. С. 5-168.
  • Дмитренко О.А. Мифопоэтика ранних рассказов В.В. Набокова//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2014. № 1. С. 30-34.
  • Жолковский А.К. Интертекстуальное потомство «Я вас любил…» Пушкина//Жолковский А.К. Избранные статьи о русской поэзии: инварианты, структуры, стратегии, интертексты. М., 2005. С. 46-59.
  • Зырянов О.В. Еще раз о лермонтовском «Пророке» (к проблеме кластерного подхода к лирическому интертексту)//Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. 2013. № 1. С. 40-53.
  • Зырянов О.В. «Река времен…» как сверхтекстовое образование в русской поэзии XIX-XX вв.//Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. 2015. № 3. С. 87-100.
  • Москвин Г.В. Пророк: таинство преображения и жажда истока (Пророческая тема в поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 2. С. 240-245.
  • Мотеюнайте И.В. Библейская аллюзия в рассказе В.В. Набокова «Гроза»//Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 2. С. 38-41.
  • Непомнящий В.С. «Да ведают потомки православных». Пушкин. Россия. Мы. М., 2001.
  • Сваровская А.С. «Третья жизнь» Гайто Газданова (Бабичева Ю.В. Гайто Газданов и творческие искания серебряного века. Вологда: Русь, 2002. 86 с.)//Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (Филология). 2004. Вып. 3 (40). С. 123-125.
  • Таборисская Е.М. «Бессонницы» в русской лирике (К проблеме тематического жанроида)//Studia metrica et poetica. Памяти П.А. Руднева. СПб., 1999. С. 224-235.
  • Юхнова И.С. Лирическая ситуация «смерть поэта» в творчестве Н.П. Огарева//Н.П. Огарев: историко-культурное измерение творческой личности. Саранск, 2013. С. 98-101.
  • Юхнова И.С. Сюжет о купальщице в русской лирике//Experimenta lucifera. Вып. 2. Нижний Новгород, 2005. С. 119-122.
Еще
Статья научная