Путь героя юмористического фэнтези (на примере романа "Ночная стража" Т. Пратчетта)

Автор: Кульков Александр Николаевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 1 (64), 2023 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматривается путь героя юмористического фэнтези Терри Пратчетта с точки зрения его соответствия этапам мономифа, предложенным Дж. Кэмпбеллом. Несмотря на то, что герой романа «Ночная Стража», командор Ваймс, не является носителем особых сил и не выступает против «всемирного зла», он проходит те же классические этапы пути, которые характерны для эпического или героического фэнтези, наиболее близких мифам. В рассматриваемом романе герой проходит все три фазы пути мифологического героя: исход, инициация и возвращение, хотя порядок этапов внутри первой и второй фазы несколько изменены. Ваймс получает «сверхъестественное покровительство» лишь после перехода в потусторонний мир, так как отправился в путь по своей инициативе, встреча с богиней и женщиной-искусительницей носят буквальный характер, а функцию «отца» выполняет юный Сэм Ваймс. Воспроизведение матрицы пути культурного героя мифа в романе обусловлено самой мифологической основой фэнтези как жанра в целом. Однако герой юмористического фэнтези отличается большей десакрализацией, чем герои эпического фэнтези: он неидеален, совершает ошибки, подвергается соблазну, сомневается в правильности своих действий, тем самым сближаясь с обычным человеком. Это закономерно, поскольку универсум «Плоского мира» Терри Пратчетта изначально был задуман как отражение нашей действительности.

Еще

Квест, мономиф, пратчетт, путь героя, фэнтези

Короткий адрес: https://sciup.org/149142767

IDR: 149142767   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-1-202

Список литературы Путь героя юмористического фэнтези (на примере романа "Ночная стража" Т. Пратчетта)

  • Алексеева Н.В. Мифы и легенды древних кельтских племен и их влияние на развитие английской литературы // Идеи и инновации. 2020. Т. 8. № 2. С. 33-59.
  • Баронова Е.В. Дискурс ностальгии в прозе Н. Геймана // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. № 10. С. 83-86.
  • Винтерле И.Д. Миф как основа литературы фэнтези // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 37-39.
  • Демина А.В. Феномен фэнтези: определения и истоки // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 1(30). С. 326-331.
  • Дьяконова Е.С. Конструирование единого пространства художественного аномального мира в произведениях жанра фэнтези // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2008. № 1. С. 10-16.
  • Жаринов Е.В. Фэнтези и детектив - жанры современной англо-американской беллетристики. М.: Флинта, 2018. 202 с.
  • Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного. М.: Московский университет. 1999. 308 с.
  • Королькова Я.В. Квест героя фэнтези (на материале цикла романов М. Семеновой о Волкодаве) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 3 (118). С. 213-217.
  • Кузьминов И. Путь героя в мифах и фантастике. Пункты героического маршрута // Мир Фантастики. URL: http://old.mirf.ru/Articles/art4141.htm (дата обращения: 20.05.2022).
  • Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой / пер. с англ. А.П. Хомик. М.: Рефл-бук, АСТ; Киев: Ваклер, 1997. 378 с.
  • Лушникова Г.И., Медведева Е.В. Дискурсивное пространство фэнтези (на материале произведений А. Нортон) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: www.science-education.ru/ru/article/view?id=11573 (дата обращения: 15.05.2022).
  • Мисник М.Ф. Лингвистические особенности аномального художественного мира произведений жанра фэнтези англоязычных авторов: автореф. дис. ... к. фи-лол. н.: 10.02.04. Иркутск, 2006. 20 с.
  • Мончаковская О.С. Феномен фэнтези и критерии оценки жанра в эпоху постмодерна // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 19. C. 342-349.
  • Попова Г.В. Фэнтези и сказка: к вопросу о дифференциации жанров // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: лингвистика и педагогика. 2012. № 2. С. 77-80.
  • Потапова О.С. Мифотворчество Дж.Р.Р. Толкина: «Сильмариллион» в контексте современной теории мифа: автореф. дис. ... к. филол. н.: 10.01.03. Нижний Новгород, 2005. 24 с.
  • Пратчетт Т. Ночная стража / пер. с англ. Н. Берденникова. М.: Эксмо, 2018. 528 с.
  • Пратчетт Т. Опечатки / пер. с англ. И. Нечаевой. М.: Эксмо, 2019. 416 с.
  • Приходько А.М. Жанр «фэнтези» в литературе Великобритании: проблема утопического мышления: дис. ... к. филол. н.: 10.01.03. Москва, 2001. 199 с.
  • Рыбаков А. Интервью: Терри Пратчетт, писатель // Мир Фантастики. URL: http://old.mirf.ru/Articles/art404.htm (дата обращения: 20.05.2022).
  • Травкин С.В. Магическая реальность фэнтезийного мира: к вопросу о жанрообразующих признаках романа фэнтези // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2017. № 6 (777). С. 298-307.
  • Трошкова А.О. Трансформация элементов волшебной сказки в современной литературе фэнтези (на материале романа Т. Пратчетта «Мор, ученик Смерти») // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 3. С. 41-47.
  • Хорошевская Ю.П. Путь героя в романе Геймана «Американские боги» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 4. С. 25-33.
  • Clute J., Grant J. The Encyclopedia of Fantasy. London: Orbit Books, 1997. 1076 p.
  • Luthi D. Toying with Fantasy: The Postmodern Playground of Terry Prachett's Discworld Novels // Mytholore. 2014. Vol. 33. № 1. P. 125-142.
  • Pratchett T. Discworld & Beyond // Locus Magazine. URL: https://locusmag. com/1999/Issues/12/Pratchett.html (дата обращения: 15.05.2022).
Еще
Статья научная