Путь юродивого как идеал аскезы
Автор: Ильин Алексей Николаевич
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 5, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается феномен пути юродивого в контексте его определения как идеала аскетического образа жизни. Актуальность исследования заключается в осмыслении юродства как идеала религиозной, подвижнической жизни, демонстрирующей образцы самоограничения предельного уровня, не допускающего дальнейшего развития. Проанализированы вопросы, касающиеся форм проявления аскезы юродивыми по свидетельствам их жизни и деятельности. Философское изучение феномена юродства в контексте понимания его как наивысшего проявления святости (в его идеальном смысле) представляет сегодня научный интерес как в философском понимании данного феномена, так и в аспекте идеализации аскетического образа жизни. Границы изучения предполагают осмысление особого пути юродивого как протестного по сути, предусматривающего самоотрешение и неосознаваемый выход на сверхъестественный (трансцендентный) уровень существования. Предложена классификация юродства с позиции аскезы. Сделан вывод, что качество аскетизма в юродивом получает идеальное измерение, которое можно использовать для понимания философского (феноменологического) и религиозного смыслов аскезы.
Юродство, юродивый, аскеза, аскетический образ жизни, смысл аскезы, идеал, духовность, религиозный подвиг
Короткий адрес: https://sciup.org/149140215
IDR: 149140215
Текст научной статьи Путь юродивого как идеал аскезы
Объектом исследования выступает аскеза как неизменное качество праведной жизни православного христианина. Предметная область определена как философское изучение феномена юродства в контексте его трактовки как наивысшего проявления святости (в его идеальном смысле) в русле аскетического образа жизни.
Целью работы является изучение аскетического образа жизни и повседневной поведенческой деятельности юродивого для обозначения границ особого вида святости, который может быть определен как идеал аскезы. Достижению поставленной цели способствовало последовательное решение следующих задач :
-
– проанализировать дефиницию и смысл аскезы и аскетического образа жизни в истории философской и религиоведческой мысли;
-
– рассмотреть специфику существования юродивого в аспекте определения святости в понимании аскетического образа жизни как феноменологической категории;
-
– изучить особый путь юродивого как протестный и предполагающий самоотрешение и выход на трансцендентный уровень существования;
-
– отметить позиции отношения к юродивым в российской истории для осмысления трудности восприятия юродивого как святого подвижника, ведущего идеальный аскетический образ жизни;
-
– осуществить попытку разработки классификации юродства с позиции аскезы;
-
– выявить потенциал развития аскезы в жизни современных россиян.
Человек в жизни сталкивается с ситуациями, когда вынужденно или невынужденно, но всегда самостоятельно накладывает на себя разные ограничения, называемые аскезой. Наложение самоограничений предпринимается для достижения совершенно определенных результатов, подавляющее большинство которых носит духовный самоочистительный характер. Путь аскезы разнообразен – он формируется различными способами, самый изощренный из которых представлен аскетическим путем святости юродивого. Чтобы встать на путь аскезы, необходимо четко осознавать, к какой цели движется человек. Аскетический путь юродивого, по-видимому, не обладает целевой направленностью, поэтому демонстрирует аскетизм высшего, идеального уровня. Аскетический образ жизни является твердым добровольным шагом, и присутствие аскезы в жизни юродивого определено высшим духовным смыслом.
Аскезу понимают как особое состояние человека, когда он добровольно выходит за границы привычной жизни и сознательно лишает себя как физического комфорта, так и психического. Рассматривая пользу аскезы юродивого, можно выявить ее глобальный характер, основная суть аскетического пути и состоит в том, что юродивый перманентно духовно совершенствуется и выходит на уровень самотрансценденции.
Аскеза юродивого определяется очистительным и светоносным характером. Аспекты святости юродивого изучаются с различных точек зрения. Здесь присутствуют и религиозные исследования, связанные с каноническим пониманием аскезы1, и работы, посвященные анализу аскезы как фундаментального условия юродства (Ильин, 2015). В произведении иеромонаха Мефодия (С.А. Зинковского) рассматривается ипостасно-природный характер христианской аскезы (2012).
Вообще вопросы аскетического пути юродивого становятся объектом онтологического и феноменологического дискурса (Ильин, 2013). По данной теме успешно защищают диссертации2. В последние годы предпринимаются попытки рассмотрения аскетического пути юродивого как внеуставной аскезы (Гаевская, 2019). Неудивительно, что сегодня к проблеме аскезы возникает не философский (онтологический и феноменологический) и религиозный, а научный интерес. Выпускаются работы за рубежом (Phenomenological meaning…, 2020), в философской области знаний иностранные авторы все чаще обращаются к данной тематике (Bishop, Perszyk, 2017). Обзор литературы включает различные аспекты исследования аскезы как осознанного образа жизни (Ильина, Ильин, 2014; Ростова, 2008; Руди, 2015; Bloomfield, 2017; Evangelou, 2017а, 2017б; Ming-Hui Huang, 2019).
Аскетический образ жизни юродивых открывается и в их реальной жизни, и в искусстве, и в религиозной духовной практике. Опыт истории демонстрирует богатое содержание этого явления. Если объединить факты и аргументы, побуждавшие святых подвижников вставать на путь юродства в смысле принятия идеального аскетического образа жизни, можно выделить основные моменты.
-
1. Первым качеством юродивого является личное чувство отречения от материальных благ, возникшее как осознанное понимание несправедливости и греховности мира. Принятие аскезы как образа жизни служит следствием возмущения обыденным миром.
-
2. Преодоление гордыни и попрание тщеславия, возникающих при осуществлении аскетического монашеского подвига во имя Иисуса Христа и Русской православной церкви.
-
3. Попрание богатства, тщеславия и гордости в людях, считающих себя достойными гражданами, уважаемыми в обществе, имеющими богатство и власть над людьми.
-
4. Обличение обыденной житейской мудрости как неугодной Господу Богу и утверждение Его истинной мудрости.
-
5. Поведение, доведенное до аскетического предела, физических страданий, истязания своего тела ради испытания силы духа и силы религиозной веры в учение Иисуса Христа.
-
6. Выделение противоречия между аскетической жизнью Христа ради и общепринятым здравым смыслом, традициями общественной нравственности, а также моральностью повседневного общепринятого поведения.
-
7. Служение Господу Богу не только словом, но и делом, часто облеченным в идеальную аскетическую форму, выражающуюся в убогой и бедной одежде (а иногда и без нее). Это подчеркивает бренность земной жизни и более важное значение вечной жизни, угодной Господу Богу.
-
8. Большая смелость прослыть безумным во мнении людей, порой доводить себя до безумия, чтобы сильнее воздействовать на сознание других и выражать свою силу духа, готовность на все ради Иисуса Христа.
-
9. Убежденность в том, что юродство приближает к Богу, тайнам мироздания и земного бытия, давая дар божий исцелять от болезней, защищать от земных бедствий и упадка духа, совершать чудо, если люди верят в помощь юродивого.
-
10. Юродивые делают то, чего сами не всегда осознают; они пробуждают в себе творческие силы подсознания. Его соединение с сознанием поднимает юродивого на уровень сверхсознания и самотрансценденции. Подсознание открывает человеку тайны, до которых обыденному сознанию дойти не удается. На наш взгляд, в этом и скрыта тайна тех необходимых способностей юродивых, которые они проявляли при исцелении больных, предчувствии и предсказании будущего, а также при воздействии на людей в упадке их воли и духа.
Аскетическая сущность юродства присутствует в образах юродивых, известных по авторитетным агиографическим сведениям. Также об аскетизме юродивых сообщается в произведениях русской классической литературы и более поздних прозаических и поэтических художественных текстах. Систематизировав особенности их жизнедеятельности, можно классифицировать основные типы юродивых, определяемые в русле их аскетического образа жизни (Ильин, Данилова, 2015).
-
– С XII по XIII в. встречаются юродивые, являющиеся апологетами народной жизни, выражающие русский дух и благоговение перед Господом Богом и несправедливой властью князей. Их аскетизм отражал меру страдания русского народа.
-
– С XIV по XVI в. выделяется тип юродивых – обличителей неправды, несправедливости, а также всех тех, кто грубо и греховно попирает православную веру. В жизни таких юродивых аскеза имела вид смысла неповиновения власти, выражающегося в буйном протесте, олицетворяя непримиримость юродивого с неправдой. Изнуренный вид отражал особую проникновенную силу духа, которой были чужды границы обыденности. Образ юродивого вселял в людей уверенность в духовной созидательной мощи веры.
-
– В XVII в. наблюдался уже встречавшийся в XII–XIII вв. тип юродивых, сочувствующих и сострадающих простому русскому народу, а также старообрядцам. В этом случае аскеза подтверждала единство юродивого с народом.
-
– В XVIII в. возникает особый тип юродствующей женщины, которая жертвует своим добром во имя Иисуса Христа и в память о скончавшемся муже. Подвиг блаженной Ксении Петербургской показывает специфический аскетизм, принимающий вид полнейшего равнодушия к благам и установкам обывательской социальной жизни.
-
– В XIX в. чаще встречается юродивый-мученик, который страдает за правду и искупление грехов других. Он жертвует собой ради помощи людям, позволяя им обрести физическое и духовное здоровье. В таком смысле аскетизм выявляет способность юродивого к самотрансценденции.
-
– В XX в. возникает нерелигиозное юродство (В. Ерофеев, А. Башлачёв, Г. Перельман и т. д.).
Объединив все описанные типы в классификацию, можно сделать вывод, что качество аскетизма в юродивом получает идеальное измерение, которое можно использовать для понимания философского (феноменологического) и религиозного смыслов аскезы.
Список литературы Путь юродивого как идеал аскезы
- Гаевская Н.З. Крестный путь. Юродство как внеуставная аскеза // Бог. Человек. Мир : сб. докл. XXI межвуз. науч. конф. / отв. ред. Д.К. Богатырёв, Д.В. Шмонин. СПб., 2019. С. 46-51.
- Ильин А.Н. Аскеза как фундаментальное условие юродства // Развитие гуманитарной среды в техническом вузе : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Альметьевск, 2015. Т. 1. С. 125-129.
- Ильин А.Н. Онтологический смысл юродства : монография / под ред. О.И. Кирикова. М.; Воронеж, 2013. 298 с.
- Ильин А.Н., Данилова И.Ю. Новая типология юродства // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. 2015. Т. 14. С. 175-180.
- Ильина Г.В., Ильин А.Н. Юродство как путь к самотрансценденции // Материалы научной сессии ученых Альметьевского государственного нефтяного института. 2014. № 2. С. 289-294.
- Мефодий (Зинковский С.А.), иеромонах. Об ипостасно-природном характере христианской аскезы // Развитие личности. 2012. № 1. С. 165-179.
- Ростова Н.Н. Человек обратной перспективы: опыт философского осмысления феномена юродства Христа ради / под ред. Ф.И. Гиренка. М., 2008. 137 с.
- Руди Т.Р. Об аскезе юродивых (из истории агиографической топики) // Slovène. 2015. Т. 4, № 1. С. 456-473.
- Bishop J., Perszyk K. The divine attributes and non-personal conceptions of God // Essays on the Metaphysics of the Divine. 2017. Vol. 36, no. 4. P. 609-621. https://doi.org/10.1007/s11245-016-9394-z.
- Bloomfield P. Morality is necessary for happiness // Philosophical Studies. 2017. Vol. 174, no. 10. P. 2613-2628. https://doi.org/10.1007/s11098-016-0729-9.
- Evangelou A. History of madness: is there such a thing as madness? // Philosophizing madness from Nietzsche to Derrida. Cham, 2017а. P. 137-156. https://doi.org/10.1007/978-3-319-57093-8_8.
- Evangelou A. Nietzsche and madness // Philosophizing madness from Nietzsche to Derrida. Cham, 20176. P. 63-84. https://doi.org/10.1007/978-3-319-57093-8_4.
- Ming-Hui Huang. A cross-reference approach to conceptualizing the Russian holy fool // Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 1 (16). С. 171-180. https://doi.org/10.24411/2499-9679-2019-10328.
- Phenomenological meaning of foolishness for christ (Russian version yurodstvo) / A.N. Ilyin, Y.G. Matushanskaya, R.V. Shagieva, N.N. Kosarenko // XLinguae. 2020. Vol. 13, no. 3. P. 51-62. https://doi.org/10.18355/XL.2020.13.03.06.