Путевой распев в Троице-Сергиевском монастыре XVI-XVII вв.: функциональность музыкальных структур в песнопении

Бесплатный доступ

На примере песнопений путевого распева певческих сборников XVI-XVII вв. преимущественно из Троице-Сергиева монастыря анализируется функциональность музыкальных структур в древнерусской монодии. Автор рассматривает структуры: «тонема», «кокиза», «просодема», «попевка», «лицо», «фита». Анализ показал, что между этими структурами существуют разнообразные функциональные связи, а в каждой структуре, состоящей из более мелких единиц, возникают функциональные отношения между ее частями. Для всех структур характерны общелогические функции - начальная, срединная и конечная. Исследованы также и другие формообразующие и выразительные функции. При этом установлено, что простые структуры (тонема, просодема) имеют ограниченное количество функций по сравнению с более сложными. Присутствие функциональных связей свидетельствует о композиционной логике в путевом пении.

Еще

Путевой распев, функциональность музыкально-речевых структур, структура песнопения, троице-сергиев монастырь

Короткий адрес: https://sciup.org/147151050

IDR: 147151050

Список литературы Путевой распев в Троице-Сергиевском монастыре XVI-XVII вв.: функциональность музыкальных структур в песнопении

  • Бражников, М. В. Древнерусская теория музыки/М. В. Бражников. -Л.: Музыка, 1972. -423 с.
  • Бражников, М. В. Лица и фиты знаменного распева/М. В. Бражников. -Л.: Музыка, 1984. -304 с.
  • Грузинцева, Н. В. Об одной особенности взаимодействия мелизматики и литературного текста в песнопениях знаменного распева/Н. В. Грузинцева//Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. -Л.: ЛГИТМиК, 1988. -С. 78-87.
  • Лозовая, И. Е. «Слово от словес плетуще сладкопения»/И. Е. Лозовая//Герменевтика древнерусской литературы -Сб. 2. -М.: ИМЛИ, 1989. -С. 383-422.
  • Металлов, В. М. Осмогласие знаменного распева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного пения по гласовым попевкам/В. М. Металлов. -М.: Синод. тип., 1899. -92 с.
  • Монастырские напевы XVI-XVII вв.: Традиции русского церковного пения/перев. крюкового письма Г. А. Пожидаевой. -Вып. 2. -М.: Композитор, 2002. -148 с.
  • Никольский, А. В. Формы русского церковного пения/А. В. Никольский. -Петроград: хоровое и регентское дело, 1915. -32 с.
  • Парфентьева, Н. В. О некоторых особенностях авторских разводов фит (По певческим рукописям XVII в.)//Музыкальная культура Средневековья: сб. науч. тр. -М., 1990. -С. 133-140.
  • Парфентьева, Н. В. Освоение репертуара мастерами певческой школы Федора Крестьянина на рубеже XVI-XVII вв./Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. -2012. -Вып. 19. -С. 83-90.
  • Парфентьева, Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. (на примере произведений выдающихся распевщиков)/Н. В. Парфентьева. -Челябинск: ЧелГУ, 1997. -338 с.
  • Парфентьева, Н. В. Формульно-интонационная азбука московского распевщика XVI в. Федора Крестьянина/Н. В. Парфентьева//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: сб. науч. тр.; науч. ред. Н. П. Парфентьев. -Вып. 4. -Челябинск: ЮУрГУ, 2006. -С. 186-197.
  • Пожидаева, Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля/Г. А. Пожидаева. -М.: Знак, 2007. -880 с.
  • Пожидаева, Г. А. Пространные распевы Древней Руси XI-XVII веков/Г. А. Пожидаева. -М.: МГУК, 1999. -208 c.
  • Рамазанова, Н. В. Московское царство в церковнопевческом искусстве/Н. В. Рамазанова. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. -468 с.
Еще
Статья научная