Пути развития дезинтеграционных процессов в Европе в условиях геополитической турбулентности
Автор: Фадеева И.А.
Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета @izvestia-spgeu
Рубрика: Глобализация и мирохозяйственные процессы
Статья в выпуске: 2 (152), 2025 года.
Бесплатный доступ
Автором раскрыты пути развития дезинтеграционных процессов в Европе в условиях геополитической турбулентности. Выявлено, что явления, связанные с экономической дезинтеграцией газотранспортных связей Европейского Союза и Российской Федерации, привели к значительному экономическому ущербу для ряда государств-членов ЕС и обнажили как фундаментальные противоречия в экономических интересах, так и проявления экономического сепаратизма. Установлено, что ужесточение торговых барьеров ЕС с Российской Федерации и отказ от использования российских энергоресурсов привели к потере некоторых конкурентных преимуществ стран-участниц ЕС.
Дезинтеграционные процессы, геополитическая турбулентность, Европейский Союз, энергетическая безопасность, остановка транзита газа, фундаментальные противоречия, экономический сепаратизм
Короткий адрес: https://sciup.org/148331213
IDR: 148331213
Текст научной статьи Пути развития дезинтеграционных процессов в Европе в условиях геополитической турбулентности
Пути развития дезинтеграционных процессов в Европе в условиях геополитической турбулентности, характеризующейся противостоянием стран ЕС, США и их союзников, с одной стороны, и Российской Федерации, и дружественных ей стран, с другой стороны, лежат в плоскости явлений, связанных с экономической дезинтеграцией. Разрыв торговых, производственных, транспортных, научно-технических связей, возникновение ограничений и барьеров на пути движения энергетических ресурсов, финансо-
ГРНТИ 06.51.25
EDN HVTRAR
Инна Авенировна Фадеева – кандидат экономических наук, профессор кафедры английского языка Дипломатической академии МИД России (г. Москва). ORCID 0000-0001-5480-8732
вых капиталов, рабочей силы, товаров и услуг между странами ЕС и Российской Федерацией, произошедший на фоне обострившегося конфликта на Украине, выявил проявление фундаментальных противоречий в экономических интересах стран-участниц интеграционной структуры Европейского Союза и привел к экономическому сепаратизму ряда ее государств-членов.
Остановка транзита российского газа 1 января 2025 года с совокупным ежегодным объемом 15,5 млрд куб. м в страны Западной и Центральной Европы (Венгрию, Словакию, Чехию, Австрию, Италию и Молдавию) через газопровод, расположенный на территории Украины, привела к стремительному развитию дезинтеграционных процессов в Европе [1]. Истечение срока контракта между украинским «Нафтогазом» и российским «Газпромом» на поставку газа в Европу и его дальнейшее не продление со стороны Минэнерго Украины привело не только к повышению биржевой стоимости топлива на всей территории Европейского Союза, но и к возникновению угрозы энергетической безопасности для ряда стран-участниц интеграционной структуры, так как по данному направлению реализовывалась прокачка 4,5% объемов топлива от его общего потребления всеми странами ЕС (см.: .
Со стороны Украины было нарушено «Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной» от 01.09.2017 года (см.: , в положениях которого обозначено, что «стороны не могут угрожать энергетической безопасности друг друга, ограничивая экспорт, импорт или транзит энергоресурсов». Украина планирует в 2025 году остановить поставки российской нефти по нефтепроводу «Дружба» в Венгрию, Словакию, Чехию, нарушая тем самым положения «Договора к Энергетической Хартии» от 17.12.1994 года и положения «Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной» от 01.09.2017 года. Политическое давление Еврокомиссии, поддерживающей действия Украины в сфере ограничений на транзит российской нефти и газа в Европу, вызывает недовольство как руководства Венгрии, Словакии, Сербии, так и многих граждан стран-участниц Европейского союза, которые считают неприемлемым нанесение серьезного экономического ущерба европейскому сообществу, что провоцирует дальнейшее развитие дезинтеграционных процессов в Европе. Это делает исследование и актуальным, и своевременным.
В качестве гипотезы исследования выдвигается тезис о том, что пути развития дезинтеграционных процессов в Европе в условиях геополитической турбулентности проходят через экономическую дезинтеграцию, характеризующуюся разрывом торговых, производственных, транспортных, научно-технических связей и возникновением ограничений и барьеров на пути движения энергетических ресурсов Российской Федерации в страны Европейского Союза. Это приводит к фундаментальным противоречиям в экономических интересах стран-участниц ЕС и к экономическому сепаратизму ряда государств-членов европейского интеграционного объединения.
Анализ литературы
Теоретической основой статьи является анализ ряда научных трудов зарубежных и отечественных исследователей, раскрывающих содержание трактовки категории дезинтеграционных процессов, их формы и проявления, тенденции и закономерности. Так, Я.В. Мищенко в своих научных трудах раскрывал содержание категории «дезинтеграционный процесс» с позиции частичной или полной трансформации интеграционной структуры экономической системы на всех ее уровнях (локальный, национальный, наднациональный), модифицирующей между ее членами-участниками как степень, так и характер всех ранее созданных экономических взаимосвязей [2].
В.С. Скачков в своих исследования, указывая на свойства дезинтеграционных процессов, отмечал цикличность проявления дезинтеграционных явлений [3]. И.А. Фадеева рассматривала формы дезинтеграционных процессов, отмечая количественную и качественную характеристику нарушения целостной структуры интеграции и выделяя тенденцию в качестве устойчивого во времени дезинтеграционного проявления, которому свойственна определенная направленность, при этом исследователь указывала на закономерности развития дезинтеграционных процессов, выраженные созданием нового качества взаимодействия после проведения дезинтеграции [4].
Дж. Стиглиц в своих научных трудах отмечал, что дезинтеграционным процессам свойственна направленность на ослабление политических, экономических, информационных и прочих взаимосвязей членов-участников интеграционной структуры, свойственна направленность на нарушение целостности функционирования экономической системы и на распад интеграционной структуры в целом [1].
А.В. Кузнецов указывал, что дезинтеграционные процессы – это одноэтапные или многоэтапные явления, функционирующие в пределах одной или нескольких форм интеграции, и им свойственна высокая динамика проявлений регрессивных трансформаций интеграционных структур и их экономических систем [5].
Материалы и методы исследования
При проведении исследования в качестве исходных данных были использованы нормативно-законодательные акты Европейского Союза, аналитические данные независимых европейских и российских консалтинговых агентств и данные проведенного автором анализа научных публикаций российских и зарубежных исследователей по вопросам проявлений регрессивных трансформаций экономических систем интеграционных структур. Автор при проведении исследования использовал системный подход, который позволил комплексно, объективно выявить пути развития дезинтеграционных процессов в Европе в условиях геополитической турбулентности. Автором применены методы системного и сравнительного анализа, метод анализа статистических данных и научной литературы. Для визуализации данных использовался графический метод.
Результаты и обсуждения
Экономическая дезинтеграция стран Европейского Союза и Российской Федерации, вызывающая развитие дезинтеграционных процессов европейской интеграционной структуры, наиболее заметно проявляется в энергетической сфере. Так, если по итогам 2020 года доля Российской Федерации на рынке трубопроводного природного газа (174,9 млрд куб. м) и сжиженного газа (15,7 млн тонн) Европейского Союза составляла 46,7%, то уже по итогам 2024 года из-за проведения диверсий на «Северном потоке - 1» и «Северном потоке - 2», доля Российской Федерации на рынке трубопроводного природного газа (37,95 млрд куб. м) и сжиженного газа (16,5 млн тонн) Европейского Союза составила всего 20% (см.: , что показано на рисунке 1.

Рис. 1. Доля России на рынке трубопроводного природного и сжиженного газа ЕС, % (источник:
Разрыв газотранспортных связей Европейского Союза и Российской Федерации в сфере поставок энергетических ресурсов привел к значительному экономическому ущербу для ряда государств-членов интеграционной структуры. Так, потери Словакии от остановки транзита российского трубопроводного природного газа через территорию Украины составили €500 млн только из-за прекращения поступления платежей в бюджет страны за транзит российского природного газа в другие страны ЕС. Потери Словакии от повышения биржевых цен на топливо в Европейском Союзе составили свыше €1 млрд (см.: .
Опираясь на мнение экспертов европейского аналитического центра Bruegel, отметим, что остановка транзита российского трубопроводного природного газа с 1 января 2025 года через территорию Украины с совокупным ежегодным объемом поставок газа в 15,5 млрд куб. м в страны Западной и Центральной Европы, приведет к снижению доли Российской Федерации на рынке трубопроводного природного и сжиженного газа по итогам 2025 года до 14% (см. рис. 2). Единственный канал поставок российского трубопроводного природного газа для европейских стран (Румынии, Греции, Северной Македонии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Венгрии) представлен газопроводом «Балканский поток», который принимает российский природный газ общим объемом в 15 млрд куб м из газопровода «Турецкий поток». Однако, увеличение мощности дополнительной прокачки природного газа по нему составляет всего 1-2 млрд куб м в год.
Опираясь на мнение экспертов европейского аналитического центра Bruegel, отметим, что по итогам 2024 года поставки российского сжиженного природного газа (СПГ) в Европейский Союз увеличились на 5,09% и составили 16,5 млн тонн (см. рис. 3). При этом, эксперты Bruegel делают прогноз, что по итогам 2025 года поставки российского сжиженного природного газа в Европейский Союз увеличатся на 1,5 млн тонн (9%). Проведение диверсий на «Северном потоке - 1» и «Северном потоке - 2» и остановка транзита российского трубопроводного природного газа через территорию Украины привели к значительному снижению объемов поставок российского газового топлива в страны Европейского Союза и нанесли серьезный экономический ущерб европейскому сообществу (см. рис. 4).

18,5
17,5
16,5
15,5
14,5
13,5
15,7


16,3



2025 прогноз
Рис. 3. Объем поставок российского СПГ в ЕС, млн тонн
Подводя итоги анализа данных, представленных рисунком 4, отметим, что за вышеуказанный временной период объемы поставок российского трубопроводного природного газа в страны Европейского Союза снизились на 152,45 млрд куб м (87,16%). Условия геополитической турбулентности, характеризующейся противостоянием стран ЕС, США и их союзников, с одной стороны, и Российской Федерации, и дружественных ей стран, с другой стороны, лежат в плоскости явлений, в том числе связанных с экономической дезинтеграцией газотранспортных связей, разрыв которых обуславливает возникновение ограничений и барьеров на пути движения энергетических ресурсов.
Еврокомиссия, поддерживая решения Украины о прекращении транзита российского природного газа, не считается с экономическими интересами ряда стран-участниц ЕС и с экономическими интересами европейской интеграционной структуры в целом, закупающей дорогой американский сжиженный газ, и реализует крайне опасную социально-экономическую политику, ведущую к масштабному экономическому кризису. Данная ситуация обострила внутренние проблемы во всех странах Европейского Союза, активизировав развитие социальных конфликтов на фоне недовольства населения ЕС ростом энерготарифов и ухудшением жизненных условий из-за падения благосостояния граждан европейской интеграционной структуры.
Значительное количество стран-участниц ЕС столкнулось с массовым банкротством предприятий, высоким уровнем безработицы среди работоспособного населения и низким уровнем заработной платы среди трудоустроенного населения. Происходит небывалое социальное расслоение общества, так как имущественное неравенство достигло критической черты и наступает масштабный экономический кризис. Это определяется, в числе прочего и высокой степенью зависимости некоторых стран Европы от поставок российского газа в 2020-2024 годах (см. рис. 5).

Рис. 4. Объем поставок российского трубопроводного газа в ЕС, млрд куб м и 2024 ■ 2020

Подводя итоги анализа данных, представленных рисунком 5, отметим, что ряд стран ЕС по итогам 2020 года зависит от поставок российского газа больше, чем на 100%. Данный фактор объясняется не нуждами собственного потребления топлива, а дальнейшим транзитом российского газа в другие страны интеграционного объединения. Столь мощное сокращение поставок российского газа, например, Австрией к 2024 году объясняется тем фактором, что поставки газа в страну шли через Словакию . Такие изменения не могли не привести к ухудшению экономической ситуации, в частности, все страны ЕС столкнулись с массовым банкротством предприятий из-за снижения поставок российского газа и увеличения стоимости энергоресурсов. Германия может остановить ряд промышленных мощностей из-за прекращения подачи российского газа, при этом число заявок на банкротство, поданных германскими компаниями в 2024 году, увеличилось на 30% до 1400/1500 ежемесячно, что стало самым высоким показателем с момента мирового финансового кризиса 2008/2009 годов (см.: .
В Европейском союзе назревают проявления фундаментальных противоречий в обеспечении энергетической и экономической безопасности между странами-участницами интеграционной структуры и проявляется экономический сепаратизм ряда ее государств-членов, таких как Словакия и Венгрия. Словакия в одностороннем порядке предъявила Украине ультиматум в связи с прекращением транзита российского топлива через газотранспортную систему Украины. Словакия блокирует предоставление финансовой помощи Украине в размере 50 млрд долларов в рамках транша от Европейского Союза, прекратит поставки электроэнергии на Украину и перестанет оказывать помощь украинским беженцам, находящимся на территории Словакии, если проблема с поставками российского газа не будет решена. Требования Словакии поддерживают Венгрия и Сербия.
Различия в экономическом развитии стран ЕС приводят к дезинтеграционным процессам и экономическому сепаратизму ряда стран-участниц интеграционного объединения, таких как Словакия, Сербия, Венгрия из-за ужесточения торговых барьеров с Российской Федерацией и отказа от полного использования странами ЕС российских энергоресурсов, выступающих в качестве конкурентного преимущества при наращивании и развитии отраслевой специализации государств-членов ЕС.
Заключение
Подводя итоги исследования, автор статьи делает вывод, что пути развития дезинтеграционных процессов в Европе в условиях геополитической турбулентности лежат в плоскости явлений, связанных с экономической дезинтеграцией. Разрыв газотранспортных связей Европейского Союза и Российской Федерации в сфере поставок энергетических ресурсов, произошедший из-за диверсий на трубопроводах «Северный поток-1» и «Северный поток-2» и из-за остановки транзита трубопроводного природного газа через территорию Украины, привел к значительному экономическому ущербу для ряда государств-членов интеграционной структуры и выявил как проявление фундаментальных противоречий в экономических интересах стран-участниц ЕС, так и проявление экономического сепаратизма ряда государств-членов.
Ужесточение торговых барьеров с Российской Федерацией и отказ от использования российских энергоресурсов странами-участницами ЕС привел к утере конкурентного преимущества европейской экономики перед странами мирового сообщества из других регионов мира. Данный путь развития дезинтеграционных процессов в Европе привел к массовому банкротству предприятий стран-участниц ЕС, высокому уровню безработицы и низкому уровню заработной платы среди населения ЕС. В текущих условиях геополитической турбулентности происходит небывалое социальное расслоение европейского общества и наступает масштабный экономический кризис.