Пути современной отечественной музыки: встреча с прошлым и взгляд в будущее

Бесплатный доступ

Проблема обращения современных отечественных композиторов к глубинным истокам культуры, ее архаическим пластам затрагивается в контексте направлений музыкального искусства XX века. Линия творческого интереса к древней и традиционной культуре в западноевропейском музыкальном искусстве в XVII-XIX веках прослеживается в трактовке мифологических и исторических сюжетов опер, балетов, ораторий (Я. Пери, Дж. Ринуччини, К. Монтеверди, К.В. Глюка, Г. Перселла, Ж.Б. Люлли, Ж.Ф. Рамо и Г.Ф. Генделя до Р. Вагнера и Дж. Верди), создании оригинальных музыкальных форм на основе фольклора (произведения М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева, H.A. Римского-Корсакова, А.К. Лядова). Представлен краткий обзор основных тенденций развития фольклоризма (И.Ф. Стравинский, Ю.А. Шапорин), неофольклоризма (Б. Барток, З. Кодаи, В. Тормис, Г.В. Свиридов, В.А. Гаврилин, Н.С. Корндорф, Р.К. Щедрин, Ю. Буцко, В.Г. Кикта), индихенизма (К. Чавес, С. Ревуэльтас), азиатского музыкального авангарда (Тору Такэмицу, Исан Юн, Хосе Маседа, Тан Дун). В качестве ярких примеров претворения образов архаики в современной отечественной музыке рассматриваются «Былина о Вольге и Микуле Селяниновиче» В.В. Орлова, «Былина о Святогоре и Илье Муромце» Н.Е. Шиянова и Сопсегїо grosso для оркестра русских народных инструментов «Перепутаница» И.В. Мациевского.

Еще

Музыка xx века, современная музыка, неофольклоризм, музыкальный авангард, и.в. мациевский, в.в. орлов, н.е. шиянов

Короткий адрес: https://sciup.org/14489040

IDR: 14489040

Статья научная