Пути устранения коррупции и её особенности в Узбекистане

Автор: Шоахмедова Н.Х., Юсупова Д.М.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 4-1 (95), 2022 года.

Бесплатный доступ

В данной статье представлена характеристика коррупции, проанализированы подходы к определению коррупции, представлены ее признаки и классификация.

Государственное управление, государственная служба, коррупция, противодействие коррупции, определение коррупции, признаки коррупции, виды коррупции

Короткий адрес: https://sciup.org/140291591

IDR: 140291591

Текст научной статьи Пути устранения коррупции и её особенности в Узбекистане

Предлагаются различные методы по борьбе с коррупцией. Некоторые говорят, что нужно первым делом выполнить цифровизацию системы, другие отмечают, что следует поднять заработную плату работникам, усилить наказание и осуществлять особые проверки по выявлению коррупционных фактов. Однако людям, не изменив своего мировоззрения, не установив народный контроль за государственными услугами, сложно будет чего-то достичь.

По инициативе Президента Республики Узбекистан в Парламент страны внесен проект Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», который был принят 4 января 2017 года. Данный закон определяет законодательные основы антикоррупционной политики страны и состоит из 6 глав и 34 статей.

Основная цель разработки закона - комплексное регулирование правоотношений в сфере предупреждения и противодействия коррупции.

Основные направления - повышение эффективности антикоррупционных мер государственных органов, организаций и институтов гражданского общества, недопущение коррупционных проявлений во всех сферах общественной жизни, создание в обществе обстановки нетерпимости ко всем проявлениям коррупции путем повышения правосознания и правовой культуры граждан.

Коррупция (лат. corruption – подкуп) определяется как преступная деятельность, которая заключается в использовании должностными лицами властных полномочий для личного обогащения. Определение corrumpire в римском праве понималось как «разрушать, ломать, подкупать» и являлось противоправным действием в отношении должностных лиц. Данный термин означал сговор нескольких участников, целью которых было неправомерное влияние, например, на судебный процесс и слом нормального хода управления общественными делами. Термин «коррупция» используется для характеристики прямого использования должностным лицом своего служебного положения, сопровождающегося, как правило, нарушением законности.

Предлагаются различные методы по борьбе с коррупцией. Некоторые говорят, что нужно первым делом выполнить цифровизацию системы, другие отмечают, что следует поднять заработную плату работникам, усилить наказание и осуществлять особые проверки по выявлению коррупционных фактов. Однако людям, не изменив своего мировоззрения, не установив народный контроль за государственными услугами, сложно будет чего-то достичь.

Предположим, вы наняли телохранителя, и выдали ему оружие, чтобы он вас защищал. Теперь у него имеется преимущество по отношению к вам: у него в руках оружие, а у вас – нет. Кто может гарантировать, что завтра он не использует это оружие против вас?

Если в Конституции вы предоставили полномочия государству, платите государству налоги, значит, вы кому-то выдали оружие, но не для того, чтобы его использовали против вас, в своих интересах, а чтобы действовали, защищая ваши интересы.

Коррупцией называется ситуация, когда люди, которым вы доверили полномочия, в своих интересах, используют эти полномочия против вас.

Согласно широко распространённому определению, под коррупцией понимается намеренное и незаконное злоупотребление вверенной должностью в личных интересах либо в целях обогащения.

Существует много видов злоупотребления полномочиями, поэтому коррупция многогранна. В неё входит не только дача или получение взятки, но и вымогательство, мошенничество, присвоение имущества, подстрекательство, дача и получение подарков, кумовство, лоббизм.

В вышеуказанные виды коррупции важно включить решение вопросов «по знакомству», или по принципу «ты же мне друг и брат». Потому что в нашем обществе, при выборе между служебными обязанностями и «братскими отношениями» зачастую склоняются в сторону последних.

Каждый из последующих случаев, часто встречающихся в повседневной жизни, можно расценить как коррупцию:

Ускорение дела через знакомого государственного служащего, не получая за это деньги (потому что таким образом нарушаются права других граждан, стоящих в очереди, или они вынуждены бросить свои повседневные дела, и заниматься другим);

Когда государственный служащий, нарушивший правила, показывает сотруднику ДПС служебное удостоверение, и уезжает восвояси (потому что закон должен быть одинаков для всех, и ни одно должностное лицо не может находиться превыше закона);

Использование государственной служебной машины для нужд членов семьи (потому что машина приобретена за счёт налоговых поступлений, и она предоставлена должностному лицу не в личное пользование, а в служебных целях).

К сожалению, такие случаи нередко встречаются в повседневной жизни. Наши международные рейтинги также показывают, что нам предстоит ещё много работы на пути борьбы с коррупцией.

Наименование международного рейтинга

Государство с самым высоким показателем

Государство с самым низким показателем

Показатель

Узбекистан

Corruption Pereceptions indekx 2019

Дания-87

Сомали - 9

Баллы: 20 из 100

Рейтинг: 153-позиция из 209 стран

Woridwide  Governance

indicators/Corruption control 2018

Финляндия – 2,21

Сомали -1,8

Баллы: 1,07 из 2,50

Рейтинг: 183-позиция из 209 стран

Country   Policy   and

institutional

Assessment/Transparency, accountability        and

Бутан – 4,5

Йемен -1,5

Баллы:2,5 из 6

Рейтинг:      61

позиция из 75 стран

corruption in the public sector rating 2019

BTI      Transformation

index/Governance 2019

Эстония – 9,5

Эритрея -1,2

Баллы: 3,58из 10

Рейтинг: 108-позиция из 137 стран

WJP Rule of Law Index / Absence of Corruption 2020

Даня – 0,95

Конго- 0,16

Баллы: 0,4 из 1

Рейтинг:     89-

позиция из 128 стран

Resource    Governance

Index 2017

Норвегия - 86

Эритрея -10

Баллы: 29 из 100

Рейтинг:  80  -

позиция из 89

стран

Lobal         Corruption

Barometer 2017

Великобритания– 0%

Йемен 77%

18%

World Bank Enterprrise Suveys 2019

Центральная Азия и Восточная Европа -9,6%

Мир -16%

5,9%

Рис 1. Позиция Узбекистана в международных рейтингах коррупции

Во второй половине ХХ века широко распространилось мнение о том, что коррупция в слабо развитых государствах хороша для развития общества (Лэфф, 1964; Гантингтон, 1968; Луи, 1985). Поскольку в этих государствах законы не разработаны правильно, а должностные лица назначены на должность непонятным образом. В таких условиях у людей не остаётся другого выхода, кроме как давать взятки, для развития своего бизнеса и устранения искусственных преград.

Однако в XXI веке многие учёные признали, что от коррупции больше вреда, чем пользы. Ко всему прочему, выступления в пользу коррупции привели к тому, что задачи по улучшению и развитию государственного сектора отступили на второй план.

В том числе, наличие коррупции в сфере экономики постоянно оказывает негативное воздействие на следующие процессы:

  •    неэффективное распределение и растрачивание государственных средств и ресурсов;

  •    увеличение затраченного времени и материальных расходов в ведении бизнеса;

  •    рост цен;

  •    ухудшение конкурентной среды и устранение правил игры, одинаковых для всех;

  •    рост теневой экономики и сокращение налоговых поступлений;

  •    ухудшение инвестиционной среды, сокращение инвестиций и снижение эффективности экономики страны в целом.

Коррупция делится на два вида: крупная и мелкая.

Под крупной коррупцией понимаются действия, сводящие на нет действующую государственную политику, предоставляющие возможности руководителям в области политики и правительства для получения выгоды за счёт народа на правительственном уровне.

Под мелкой коррупцией обычно понимается злоупотребление должностными лицами низшего и среднего звеньев власти своими повседневными полномочиями (при контакте с простыми гражданами, пытающимися воспользоваться основными услугами больниц, школ, отделений милиции и в других местах).

От крупной коррупции страдает весь народ, от мелкой коррупции – жители данного региона или представители данной отрасли.

Можно ли победить коррупцию? Можно, но нужно хорошо потрудиться.

Предположим, что люди принимают рациональные решения, то есть, всегда действуют, взвесив пользу и вред. В чём состоит польза коррупции для получателя взятки? Это – плата, получаемая за выполнение служебных обязанностей, и размер взятки. А в чём же заключается вред коррупции для него? Вероятность того, что об этом случае узнают, и за этим последует законное наказание.

Значит, для сокращения коррупции следует увеличить вред и уменьшить пользу. Для этого достаточно выполнить следующее:

  •    усилить законное наказание и обеспечить его неизбежность;

  •    усилить проверки по выявлению фактов коррупции и приводящих к ним факторов;

  •    увеличить зарплату работников.

Однако в Узбекистане присутствуют своеобразные аспекты.

Во-первых, прежде чем усиливать законное наказание и проверки, нужно обеспечить верховенство закона. Простой вопрос: для чего нам сотрудники дорожно-постовой службы (ДПС)? В чём их задача? Обеспечивать соблюдение правил дорожного движения, верно? К примеру, в Японии нет ДПС. Люди просто соблюдают правила. А у нас – перед каждым светофором стоит сотрудник ДПС, да ещё и с бодикамерой. О чём это свидетельствует? Получается, что в обществе исчезло понятие и практика соблюдения закона?

В мировом опыте в качестве основы развития рассматривается «социальный капитал», взаимное доверие государства народу и народа государству. При этом очень важно обеспечить верховенство закона. Узбекистан изначально не является богатым государством, да еще и тратится много денег на обеспечение соблюдения гражданами законодательства. Во многих государствах Европы у входа в метро нет контролёров, люди сами покупают билет, проходят на станцию. В некоторых магазинах нет кассиров, люди самостоятельно расплачиваются за покупки. А ведь средства, выплачиваемые контролёрам и кассирам, могли бы быть использованы на другие цели, более полезные для общества. К примеру, в некоторых государствах высшее образование является бесплатным.

Значит, мы в первую очередь должны правильно воспитать себя и своих детей, научиться жить, соблюдая законы. Мы должны объяснять детям в школе, что соблюдение закона полезно для них самих. Вот тогда мы сэкономим много денег и времени, и, до некоторой степени, избавимся от порока коррупции.

Во-вторых, что касается вопроса повышения заработной платы государственных служащих, этого может быть недостаточно. Поскольку, одновременно нужно и следует повысить их авторитет и ответственность.

Конечно, найдутся и те, кто скажут, что нужно ограничить вмешательство государства. Поскольку существует понятие о том, что рыночный механизм спроса и предложения служит возведению жизни людей на вершину благосостояния, и это, в какой-то степени, верно. Но для этого нужно выполнить некоторые условия. К примеру, частный сектор, производящий продукцию, не учитывает негативное воздействие на окружающую среду, и это не включается в себестоимость продукции. А государство, почувствовав это, облагает налогами фирмы, загрязняющие экологию, и расходует сбор непосредственно на улучшение окружающей среды. Есть ряд сфер, где важно вмешательство государства. С этой точки зрения, государство играет определённую роль в жизни общества.

Вместе с тем, возникает вопрос: государство собирает налоги, но верно ли расходует средства? Если граждане, отдающие государству определённую часть своего дохода, почувствуют, что их средства служат для пополнения кармана должностных лиц и их знакомых-единомышленников, то, естественно, они будут уклоняться от уплаты налогов, будут скрывать доходы. В результате, проблемы, не подвластные рыночному механизму, вырастут как грибы после дождя.

В таких условиях единственным решением является повышение авторитета государственных служащих, поскольку очень сложно привлечь на работу качественных специалистов при других обстоятельствах, но одновременно следует поднять их ответственность. К примеру, в Китае, развивающемся стремительными темпами, государственные служащие входят в категорию самых уважаемых людей.

Также, следует сформировать открытую экзаменационную систему приёма на государственную работу. К примеру, в Южной Корее, работники государственных организаций сдают экзамены, и для перехода на более высокую должность им нужно снова пройти экзамен.

Значит, очень важно эффективно наладить государственную деятельность. Таким образом, при организации государственных услуг мы должны создать свои прозрачные правила и контролировать их выполнение.

В-третьих, нужно выполнить цифровизацию системы государственных услуг в целях не полного, а частичного ограничения коррупции. К примеру, в Сингапуре критикуются личные контакты населения с государственными служащими. Запрос граждан должен осуществляться в онлайн-формате. Верно, Сингапур пришёл к этому за 4050 лет. Применение такого механизма в сегодняшних институциональных условиях Сингапура эффективно для этой страны. У нас ситуация несколько иная, чем в Сингапуре. Не секрет, что, во-первых, наши технологии, особенно в регионах, обеспеченность компьютерами, Интернетом, компьютерная грамотность населения, гораздо ниже, чем в Сингапуре. Ко всему прочему, никто не может гарантировать, что не понадобится ещё один контролёр онлайн-обращений.

Обучить новой системе, сделать её популярной – довольно сложно, ведь люди не делают того, что не хотят. Тем не менее, с учётом экономии времени, воспользовавшись опытом Агентства государственных услуг, следует серьёзно изучить это предложение, и всё же попытаться.

Список литературы Пути устранения коррупции и её особенности в Узбекистане

  • Закона Президента Республики Узбекистан "О противодействии коррупции", 4 января 2017 года.
  • Антикоррупционные реформы в УЗБЕКИСТАНЕ, 4-й раунд мониторинга в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией, 2019г.
  • Коррупция [Текст]: коллективная монография с иностранным участием / Урал. гос. юрид. ун-т, 2017. - 296 с.
  • Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / С. Б. Иванов, Т. Я. Хабриева, Ю. А. Чиханчин [и др.], отв. ред. Т. Я. Хабриева. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2017. - 384 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=891477.
  • EDN: TPSGTW
  • Аглямова, Гульназ Махияновна. Криминологическая характеристика коррупционной преступности в сфере местного самоуправления и ее предупреждение [Текст]: автореферат диссертации.. канд. юрид. наук: 12.00.08: защищена 24.03.2016 / Г. М. Аглямова, 2016. - 38 с.
  • EDN: ZPYATV
Статья научная