Работа киберлаборатории как фактор профилактики экстремистских и террористических проявлений в сети "Интернет"
Автор: Щетинина Елизавета Витальевна
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Материалы конференции "Геноцид в XXI веке. Борьба с терроризмом"
Статья в выпуске: 1 т.18, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье приводятся основные угрозы со стороны виртуального пространства в сфере духовной безопасности, приводятся каналы и механизмы распространения данных угроз, а также демонстрируется работа научно-аналитического проекта «Киберлаборатория» как инструмента профилактики и контрпропаганды экстремистских и террористических проявлений в сети «Интернет». Делается вывод, что в настоящее время отличительной особенностью вовлечения в деструктивные сообщества в социальных сетях является «укороченный» путь - объекты вовлечения либо сами приходят в данные сообщества на основе социально-психологических установок (мода, интересы, проблемы), либо оказываются в зоне внимания кураторов сообществ благодаря размещению на своих страницах соответствующего контента (цитаты, мотиваторы и др.), либо приглашаются в данные сообщества друзьями. Невозможно победить деструктивное влияние интернет-контента на современное общество, в том числе и молодое поколение, путем только закрытия деструктивных сообществ, для контроля и профилактики данных влияний необходимо использовать комплексный подход, включающий научно-аналитическую составляющую, постоянный мониторинг тенденций, а, следовательно, своевременную трансформацию обучающего компонента по вопросам профилактики и выявления данных явлений и механизмов, а разработку мер, направленных на контрпропаганду данных явлений. Только путем взаимодействия, организованного совместно с правоохранительными органами, научным сообществом, представителями гражданского общества, можно остановить проявления деструктивного влияния в сети «Интернет» на современной общество.
Проект "киберлаборатория", профилактика экстремизма, деструктивные сообщества, социальные сети, шок-контент, пропаганда суицидального поведения, интернет-вербовка, медиабезопасность
Короткий адрес: https://sciup.org/147150202
IDR: 147150202 | DOI: 10.14529/law180120
Текст научной статьи Работа киберлаборатории как фактор профилактики экстремистских и террористических проявлений в сети "Интернет"
Проведенный анализ (мониторинг интер-нет-пространства еженедельно проводится специалистами АНО «Центр культурнорелигиоведческих исследований, социальнополитических технологий и образовательных программ») действующих в настоящее время информационных групп и аккаунтов в социальных сетях сети «Интернет» позволяет нам выделить основные тенденции в сфере угроз как для общества в целом, так и для молодого поколения, в частности, в сфере духовной безопасности:
-
1) популяризация суицидального поведения (интернет-сообщество открыто или завуалированно пропагандирующие суицидальное поведение среди молодежи: сообщества с депрессивными статусами, группы, популяризи
рующие механизмы суицидальных игр, и др. [2];
-
2) развитие культуры насилия (в том числе тюремной культуры): развитие групп с шок-контентом, популяризирующим сцены казней, убийств, террористических актов и др.;
-
3) активизация антиконституционных настроений (в том числе через идеи сепаратизма, насильственного свержения власти и др.);
-
4) осуществление вербовочной деятельности в радикальные организации как через индивидуальную работу с неофитами, так и через приглашения к участию в бесплатных образовательных программах, реализующихся на территории других стран, распространению бесплатной литературы и др. [3, с. 30];
-
5) распространение контента, связанного с популяризацией экстремистских идей (идеи национализма, неофашизма и др.);
-
6) проблемы религиозного экстремизма; осуществление незаконной миссионерской деятельности [1, с. 108].
Следует отметить, основные механизмы вовлечения и манипуляции в радикальных и деструктивных сообществах, использующиеся в данных сообществах:
-
1) мифотворчество – романтизация, героизация деструктивных форм поведения;
-
2) элитарность – популяризация идеи, что «ты не такой как все»;
-
3) геймификация – применение игровых механизмов в качестве вовлечения «участников» в деструктивное сообщество;
-
4) челленджи – развитие «духа соревнования»;
-
6) спекуляция на конфликте поколений – «взрослый мир – плохой мир»;
-
7) аккумулирование негативизма: «весь мир против тебя», «государство – зло» и т.п.;
-
8) закрытая общность – пропаганда идеи «брат за брата».
Классическая схема вербовки в радикальные террористические организации предполагает четыре этапа вербовки:
-
1) анализ психологических и социальнополитических характеристик объекта;
-
2) установление психологического контакта;
-
3) постепенная подмена понятий в системе вербуемого, создание полярной системы ценностей;
-
4) закрепление радикальной системы ценностей – демонизация противника.
В настоящее время отличительной особенностью вовлечения в деструктивные сообщества в социальных сетях является «укороченный» путь – объекты вовлечения либо сами приходят в данные сообщества на основе социально-психологических установок (мода, интересы, проблемы), либо оказываются в зоне внимания кураторов сообществ, благодаря размещению на своих страницах соответствующего контента (цитаты, мотиваторы и др.), либо приглашаются в данные сообщества друзьями.
Таким образом, после первичного попадания в данные сообщества молодые люди уже оказываются внутри системного процесса манипулирования сознанием и поведением.
Если вербовка в радикальные организации носит индивидуальный характер, то главной отличительной чертой деструктивных сообществ является их «массовость» (процесс обретает «вирусный характер»).
Интернет-мониторинг деятельности данных деструктивных сообществ выявил следующие тенденции в развитии данных организаций (тенденции характерны в период с 1 июня 2017 г. по 1 декабря 2017 г.).
-
1. Создание и популяризация данными сообществами собственной символики с изображением сакральных символов (например, свойственных для культуры сатанизма), а также огнестрельного оружия (в стилистике террористических исламских организаций).
-
2. Развитие резервных групп и теневых сообществ. Каждая группа имеет несколько резервных групп на случай блокировки сообщества, а также группы «поддержки» (чаще всего сходные тематически), соответственно, под «темой» одного сообщества находится несколько «братских структур».
-
3. Использование кодированной символики в своих названиях. Если раньше в данных сообщества происходило исключительно изучения кодировки информации, то в настоящее время данная кодировка переходит в практику, например, в названиях сообществ «N A S x Y Ж Σ x 2 k!» или «S ム NHEŁIY».
-
4. Общая стилистика групп направлена на популяризацию псевдоисламской террористической культурой, о чем свидетельствует как стилистика сообществ, так и размещенние среди шок-контента материалов со сценами казней террористической организации «Исламское государство», что потенциально может говорить о солидаризации данных организаций с террористическими организациями.
-
5. Наблюдаются тенденции популяризации групп, содержащих шок-контент, в том числе и с представителями националистических течений (например, «Белый сектор»), что свидетельствует о возможном всплеске насилия по признаку расовой неприязни с особенностями трансляции издевательства и пыток в онлайн-режиме (с поддержкой администрации данных групп, а также их участников).
-
6. Сообщества направлены на молодежь – молодым людям предлагают под размещенный шок-контент (убийство, теракт, пытки, взрывы) подбирать соответствующее музыкальное сопровождение (тем самым вовлекая
-
7. Во многих сообществах стал популяризироваться информационный контент, где в качестве «палачей» и участников сцен насилия (в роли зачинщиков) выступают подростки.
-
8. Многие закрытые групп стали усложнять вступление в них, например, утверждая требования сканирования паспортных данных, что может говорить о потенциальных попытках оказания контроля над участником за счет получения персональных данных о нем.
в просмотр данных тем); бесплатно или за небольшие деньги форматировать фотографии для аватара в социальной сети, выполненные под стилистику сообществ (что дополнительно привлекает молодых людей, делая рекламу данным группам).
Активизация данных деструктивных сообществ в сети «Интернет» и их влияние на жизнь общества за счет активного вовлечения современного человека в социальные сети диктуют новые формы профилактики и пропаганды в борьбе с данным явлением. В марте 2017 года на базе АНО «Центр культурнорелигиоведческих исследований, социальнополитических технологий и образовательных программ» при поддержке Управления образования администрации г. Челябинска начал свою работу проект «Киберлаборатория по профилактике и контрпропаганде экстремистских и террористических проявлений». Проект в первую очередь направлен на научноаналитическую работу с интернет-контентом, связанным с проявлениями идей экстремисткой и террористической направленности, а также на повышение компетенций по вопросам медиабезопасности как у специалистов в области интернет-мониторинга, работы с молодежью (методическое сопровождение, консультационная помощь, образовательные программы), так и у учащейся молодежи.
Одним из направлений работы «Киберлаборатории» является организация курсов в сети «Интернет» для подготовки «киберволонтеров» из числа совершеннолетней учащейся молодежи, направленных на повышение грамотности молодых людей по проблемам, связанным с деструктивными проявлениями в сети «Интернет» (знакомство с основными «маркерами» деструктивных проявлений, обозначение основных тенденций их проявлений), а также привлечение их к аналитической работе (в том числе и в рамках учебной научной практики).
Участие в «Киберлаборатории» позволяет узнать о проблемах, связанных с распространением и функционированием деструктивного контента в сети «Интернет», а, следовательно, повышает компетенции участников в сфере медиабезопасности, позволяя защититься самостоятельно и защитить своих близких от вредоносного контента; научиться выявлять и распознавать деструктивный контент и бороться с его распространением, а также проявлять свою гражданскую позицию; помочь как научному сообществу, так и представителям правоохранительных органов в разработках методических материалов в сфере профилактики деструктивных проявлений в сети «Интернет», а также попробовать себя в качестве интернет-аналитика.
Участие в проекте возможно как через традиционную форму дистанционного обучения – площадку интернет-сайта , так и через специализированный аккаунт в социальной сети (https://, что в настоящее время является наиболее приемлемой и комфортной формой для учащейся молодежи, в том числе за счет доступности «выхода на площадку», индивидуального подхода (работа через специализированный аккаунт), современной формы (социальная сеть).
Невозможно победить деструктивное влияние интернет-контента на современное общество, в том числе и молодое поколение, путем только закрытия деструктивных сообществ, для контроля и профилактики данных влияний необходимо использовать комплексный подход, включающий научно-аналитическую составляющую, постоянный мониторинг тенденций, а, следовательно, своевременную трансформацию обучающего компонента по вопросам профилактики и выявления данных явлений и механизмов, а также разработку мер, направленных на контрпропаганду этих явлений [4, с. 15]. Только путем взаимодействия, организованного совместно с правоохранительными органами, научным сообществом, представителями гражданского общества, можно остановить проявления деструктивного влияния в сети «Интернет» на современное общество.
Список литературы Работа киберлаборатории как фактор профилактики экстремистских и террористических проявлений в сети "Интернет"
- Горбунов, А. Н. Борьба с преступлениями террористической и экстремистской направленности на современном этапе/А. Н. Горбунов, В. В. Стукалов//Вестник Краснодарского университета МВД России. -2015. -№ 4 (30). -С. 106-109.
- «Группы смерти» (18+)//Новая газета. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18.
- Жаворонкова, Т. В. Использование сети Интернет террористическими и экстремистскими организациями/Т. В. Жаворонкова//Вестник Оренбургского государственного университета. -2015. -№ 3. -С 30-36.
- Макеева, А. Г. Создание психологической безопасности социальной среды организации средствами активного социально-психологического обучения: дис.. канд. психол. наук. -СПб., 2009. -199 с.