Работа культурно-просветительных учреждений в Чечне (20-30-е гг. ХХ в.)

Автор: Яндарова С.Х.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 4, 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена теме повышения культурного уровня населения Чечни в 20-30-е гг. ХХ в., которое было осуществлено в результате создания и функционирования культурно-просветительных учреждений - клубов, домов культуры, красных уголков, библиотек, изб-читален, музеев, радио, призванных проводить политико-просветительную и культурно-массовую работу среди населения.

Культурно-просветительные учреждения, радио, чечня, музей, театральное искусство, социальная активность, книжные фонды

Короткий адрес: https://sciup.org/14940919

IDR: 14940919

Текст научной статьи Работа культурно-просветительных учреждений в Чечне (20-30-е гг. ХХ в.)

Повышению культурного уровня населения Чечни в 20–30-е гг. ХХ в. были призваны служить культурно-просветительные учреждения. В этот период в Грозном и других населенных пунктах Чечни создавались клубы, дома культуры, красные уголки, библиотеки, избы-читальни, музеи, радио, которые осуществляли политико-просветительную и культурно-массовую работу среди населения.

Особое значение придавалось работе с сельским населением Чечни. В 1923 г. в Грозном на заводах, предприятиях и учреждениях были созданы группы помощи аулам Чечни. Возглавило эту деятельность Добровольное шефское общество (ДШО). Шефские общества оказывали помощь в организации и проведении выборных кампаний, открывали и собирали средства для содержания и оснащения всем необходимым ликпунктов, школ, изб-читален, клубов, радиоточек и т. д. В числе заслуг этих учреждений – пропаганда агрономических и научно-технических знаний, санитарное просвещение, развитие и поддержка художественной самодеятельности, организация тематических кружков [1].

Особой формой культурно-просветительной работы в этот период являлось радио. Впервые радиоточки начали действовать в Чечне в 1925 г. В 1928 г. начала работу Грозненская радиостанция, при которой в 1931 г. была создана отдельная редакция для вещания на чеченском языке.

Среди всех культурно-просветительных учреждений особое внимание правительство республики уделяло музеям, которые стали очагами просвещения масс, активно пропагандировали достижения социализма.

7 ноября 1924 г. городским отделом народного образования в Грозном был открыт окружной музей по истории культуры и религий, которому предполагалось придать краеведческий характер [2]. С первых дней своего основания музей начал работу над созданием отдела Чечни и приступил к собиранию экспонатов для его комплектования. 21 июня 1925 г. Северо-Кавказским крайкомом ВКП(б) было принято решение о передаче музея Чечне и придании ему статуса областного музея Чечни.

У истоков создания музея стоял местный коллекционер-филателист Борис Скилиотти – первый его заведующий (в 1927 г. его сменил З.Д. Шерипов). Б. Скилиотти положил начало фондам музея, передав ему свою коллекцию старинной посуды, оружия и других ценных вещей. В дальнейшем происходил активный процесс создания фондовых коллекций. Музею была передана ценная коллекция оружия коллекционера Полозова, хранившаяся до этого в госбанке. В июне 1925 г. из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда РСФСР музею были переданы 105 предметов музейной коллекции, а в марте 1926 г. из Московского отделения – кавказоведческие книги и 200 ценнейших экспонатов. Также экспонаты поступали из Третьяковской галереи, тбилисского и дагестанского музеев, Ассоциации филателистов и других учреждений. Эти и другие приобретения позволили открыть при музее художественный отдел [3]. Если в 1926 г. в музее насчитывалось 1 400 экспонатов, то к 1937 г. их число увеличилось до 4 000.

В 1940 г. в с. Даттах открывается первый филиал музея [4]. Кроме того, в довоенный период в Грозном были созданы два отраслевых музея: в 1928 г. – музей по охране труда и техники безопасности и в 1934 г. – геологический музей [5].

Широкое развитие в Чечено-Ингушетии получило библиотечное дело. Основанная еще в 1904 г. как общественный кабинет для чтения Грозненская центральная библиотека в 1935 г. была преобразована в областную, а затем год спустя – в республиканскую. В 1921 г. была создана научно-техническая библиотека объединения «Грознефть», которой в 30-х гг. был придан статус опорной научно-технической библиотеки Наркомтяжпрома СССР. Библиотека осуществляла методическое и организационное руководство 42 техническими библиотеками в 17 городах и поселках Северо-Кавказского края. В 1926 г. была основана научно-техническая библиотека института Гипрогрознефть. Библиотеки проводили значительную информационно-методическую, культурно-просветительную работу в республике.

Из года в год росла сеть массовых библиотек, пополнялись их книжные фонды. Если в 1927 г. в Чечне насчитывалось 73 библиотеки с книжным фондом 111 тыс. экземпляров, то к 1940 г. их стало 248 с 506,4 тыс. экземпляров. Также функционировало 211 изб-читален [6]. К 1941 г. почти вся территория Чечено-Ингушетии была охвачена библиотечным обслуживанием.

В означенный период наблюдался расцвет самодеятельного драматического искусства [7]. В связи с отсутствием пьес на чеченском языке драматические кружки на первых порах играли пьесы, посвященные жизни горцев, написанные и исполнявшиеся на русском языке. Однако эти пьесы обладали сравнительно небольшим диапазоном воздействия, так как только немногие чеченцы знали русский язык.

Первые спектакли в Чечне были показаны еще в 1921 г., когда учительница-чеченка Марьям Исаева поставила детский спектакль «Урожай» [8]. В 1923 г. Данилбек Шерипов организовал в Грозном драматический кружок, для которого он писал пьесы на русском языке. В кружок вошли М. Яндаров, X. Бейбулатов, И. Эльдарханов, Л. Курумова, В. Арсамирзаева и др. К середине 20-х гг. театральная самодеятельность окрепла. Предпринимаются первые попытки играть спектакли на чеченском языке. М. Исаева поставила несколько полуимпровизированных спектаклей. В ст. Ермоловской она поставила спектакль «Женщина у руля», роли в котором были исполнены сельчанами. После возникновения письменности на родном языке с 1926 г. репертуар всех драматических кружков стал состоять из пьес молодых чеченских драматургов.

К середине 20-х гг. появились стабильные драматические коллективы. Первый постоянный театр в Грозном – русский драматический театр – возник в 1924 г. (в 1939 г. ему было присвоено имя М.Ю. Лермонтова). В 1928 г. был создан театр рабочей молодежи (ТРАМ), в 1935 г. – театр кукол, в 1939 г. – театр юного зрителя.

1926–1932 годы были периодом формирования национального чеченского театрального искусства. В 1928 г. по инициативе Магомеда Яндарова был создан постоянный драматический кружок из слушателей областных курсов низовых работников по коренизации аппарата. 1 мая 1931 г. на базе этого кружка открывается театральная студия имени А. Шерипова. Директором студии был назначен М. Яндаров, художественным руководителем – режиссер Владимир Шатов. В состав первой студии вошли 45 человек, среди них находились 9 женщин. В основном это были участники художественной самодеятельности, слушатели рабфака, совпартшколы и др. Вскоре художественным руководителем чеченской студии стал режиссер А.А. Туганов. В сопровождении помощника режиссера Билала Саидова он совершал поездки по самым отдаленным горным аулам. Они посещали свадьбы, похороны, вечеринки, знакомились с национальными обрядами и играми. Наиболее способных молодых участников этих игр и обрядов они приглашали в студию для дальнейшей учебы. Студия показывала свои спектакли в окрестных аулах, где приходилось играть в совершенно неприспособленных помещениях, а часто и вообще под открытым небом.

15 июля 1933 г. состоялся первый выпуск студии из 23 человек – первых профессиональных чеченских актеров. Среди них Т. Алхазов, И. Ибрагимов, А. Исаева, Ш. Кагерманов, А. Ташу-хаджиева, В. Ткачева, Б. Эльмурзаев и др. В этот день студией был показан дипломный спектакль по пьесе С. Бадуева «Красная крепость». С этого момента студия стала именоваться Чеченским государственным драматическим театром.

Значительную роль в становлении национального драматического театра сыграли театральные силы Москвы и Грузии. В январе 1934 г. при Государственном институте театрального искусства имени Луначарского было открыто чечено-ингушское театральное отделение с 3-летним сроком обучения. В 1938 г. это отделение было преобразовано в чечено-ингушскую театральную студию с 5-летним сроком обучения.

В 1934 г. Чеченский обком партии обратился к ЦК партии Грузии с просьбой оказать шефскую помощь молодому национальному театру. Был заключен договор, согласно которому старейший грузинский драматический театр имени Ш. Руставели взял шефство над коллективом театра. В Грозный в качестве главного режиссера театра приехал молодой режиссер Арчил Чхартишвили. Театр им. Ш. Руставели открыл специальную студию для подготовки творческих сил для чечено-ингушского театра, в которую были направлены 23 человека. К 1936 г. эту студию окончили 19 посланцев из Чечено-Ингушетии. В труппе театра вместе со студийцами, вернувшимися из Тбилиси, насчитывалось уже 42 человека.

В 1936 г. театр покидает А. Чхартишвили, внесший значительный вклад в становление чечено-ингушского театра. Из года в год наблюдался профессиональный рост национального театра, который оттачивал свое мастерство, совершенствовался, обогащая уже сложившиеся традиции. Новая страница в профессиональной жизни театра начинается с приходом в 1937 г. в качестве художественного руководителя выпускника ГИТИСа Гаруна Батукаева. Это был первый чеченский режиссер, имевший высшее специальное образование. Приход режиссера, знающего язык, быт, культурный уровень и запросы зрителя, имел большое значение. Вскоре это сказалось на качестве спектаклей.

Выдающуюся роль в зарождении и становлении чеченского театрального искусства сыграл С. Бадуев, ведущий драматург театра. Собственно говоря, театр «жил» на его пьесах всех жанров, в которых отображались актуальные проблемы жизни народа, его прошлого и настоящего. Только с 1930 по 1937 г. С. Бадуевым было написано более 15 пьес для национальной сцены.

В конце 30-х гг. театр столкнулся с серьезными трудностями. В связи с репрессиями в театре прервалась работа драматургов С. Бадуева, X. Ошаева. Театру нужно было уходить от подражания творческому методу театра им. Ш. Руставели, искать свой путь. Этому очень помогла учеба чеченских и ингушских актеров в ГИТИСе. В 1939 г. в театр пришел новый художественный руководитель, выпускник ГИТИСа В. Вайнштейн [9]. Он возобновил систематическую студийную работу. Был поставлен спектакль по пьесе Б. Саидова «Зайнап». Творческой удачей стала постановка драмы X. Ошаева «Борьба продолжается» [10].

В становлении национального театра и подготовке кадров большую роль сыграли представители искусств различных регионов страны, оказавшие бескорыстную помощь. В разные годы в чеченском театре работали, помимо А.А. Туганова и А. Чхартишвили, балетмейстер Л.А. Леонов, художник И. Гамрекели, композиторы Г.Х. Мепурнов, А.И. Александров, А. Спиваковский и др.

Театр уделял много внимания переводным произведениям. В 30-е гг. на чеченский язык были переведены и поставлены пьесы Лопе де Веги, Ф. Шиллера, К. Гольдони, Ж.-Б. Мольера, Н.В. Гоголя, А.Е. Корнейчука и др. [11].

Таким образом, социальная активность населения Чечни в 20–30-е гг. ХХ в. способствовала повышению его культурного уровня. Наблюдалось развитие на территории всей Чечни культурно-просветительных учреждений – клубов, домов культуры, библиотек, изб-читален, музеев, радио, призванных проводить политико-просветительскую и культурно-массовую работу среди населения. Правда, деятельность большинства из них носила эпизодический, непостоянный характер, так как отсутствовала достаточная материальная база. Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на все трудности, именно в этот период был заложен прочный фундамент для дальнейшего роста культурного и научного потенциала республики.

Ссылки:

  • 1.    О сети высших, средних учебных заведений и культурно-просветительных учреждений республики на 1940/41 г. (Из сведений статуправления ЧИАССР) // Культурное строительство Чечено-Ингушетии (1920–1941) : сб. док. Грозный, 1974. С. 220.

  • 2.    Грозненский рабочий. 1925. 8 февр.

  • 3.    Пономарева И.З. Из истории Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея // Известия Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. 1975. Вып. 11. С. 6–8.

  • 4.   Там же. С. 15.

  • 5.   Грозненский рабочий. 1936. 15 янв.

  • 6.    Народное хозяйство ЧИАССР : стат. сб. Грозный, 1957. С. 107.

  • 7.    Албакова Ф.Ю. Вайнахский театр: от истоков к профессионализму : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Тбилиси, 1990. С. 12.

  • 8.    Новикова А.Л. Женщины Чечено-Ингушетии в борьбе за свое раскрепощение и социализм. Грозный, 1966. С. 65.

  • 9.    История советского драматического театра. Т. 2. М., 1966. С. 428, 551, 614–617.

  • 10.    Народное хозяйство ЧИАССР. С. 107.

  • 11.    Чентиева М.Д. История чечено-ингушской письменности. Грозный, 1958. С. 38.

Список литературы Работа культурно-просветительных учреждений в Чечне (20-30-е гг. ХХ в.)

  • О сети высших, средних учебных заведений и культурно-просветительных учреждений республики на 1940/41 г. (Из сведений статуправления ЧИАССР)//Культурное строительство Чечено-Ингушетии (1920-1941): сб. док. Грозный, 1974. С. 220.
  • Грозненский рабочий. 1925. 8 февр.
  • Пономарева И.З. Из истории Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея//Известия Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. 1975. Вып. 11. С. 6-8.
  • Грозненский рабочий. 1936. 15 янв.
  • Народное хозяйство ЧИАССР: стат. сб. Грозный, 1957. С. 107.
  • Албакова Ф.Ю. Вайнахский театр: от истоков к профессионализму: автореф. дис.. канд. искусствоведения. Тбилиси, 1990. С. 12.
  • Новикова А.Л. Женщины Чечено-Ингушетии в борьбе за свое раскрепощение и социализм. Грозный, 1966. С. 65.
  • История советского драматического театра. Т. 2. М., 1966. С. 428, 551, 614-617.
  • Народное хозяйство ЧИАССР. С. 107.
  • Чентиева М.Д. История чечено-ингушской письменности. Грозный, 1958. С. 38.
Статья научная