Работы на острове Сергушкин в Северном Приангарье
Автор: Герман П.В., Леонтьев С.Н.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Охранно-спасательные исследования ИАЭТ СО РАН на объектах культурного наследия Азиатской России
Статья в выпуске: XVII, 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521792
IDR: 14521792
Текст статьи Работы на острове Сергушкин в Северном Приангарье
В текущем году на памятнике Сергушкин-1 была вскрыта площадь 312 кв. м, из которых 270 кв. м – сплошная площадь исследования (раскоп № 1) и 42 кв. м – рекогносцировочные раскопы (№ 1–9).
Основным объектом исследования являлась часть памятника, расположенная в пойме (пункт «А»). Стратиграфическая ситуация на данном участке усложнена наличием микрорельефа, связанного с деятельностью ледохода. В частности, это нахождение на поверхности массивных валунов, которые встречены на всех горизонтах основного раскопа и некоторых рекогносцировочных. На стенках хорошо читается переслаивание почвы, связанное с затоплением и наносом стерильных прослоек.
Археологический материал встречается уже в ходе снятия дерна. Этот (1-й) и последующий (2-й) горизонты по нахождению керамической посуды с обмазочными и формованными валиками следует датировать ранним железным веком и средневековьем (5 в. до н.э. – 12 в. н.э.). Во 2-м горизонте обнаружено 5 разрушенных печек для получения железа (?), одно скоп- ление фрагментов керамической посуды с обмазочно-валиковым декором, большое количество шлака и кусков обмазки печей, крупные фрагменты костей животных, молоты для дробления руды, песты. Из наиболее примечательных находок – каменный фаллический жезл (см. рисунок, 1), костяная фигурка головы лося, костяной изделие с орнаментом.
Условные горизонты 2А и 3 являются компрессионными. Здесь встречено незначительное количество материала эпохи железа, эпохи бронзы (керамика с отпечатками рубчатой лопаточки) и большое количество материала эпохи неолита (усть-бельский тип керамики). На горизонтах 3А, 4 и 4А усть-бельский керамический комплекс встречается повсеместно в больших
Материал стоянки и могильника Сергушкин-1. Рисунок Д.А. Хмелевцевой.
1 – фаллический жезл; 2 – гарпун; 3, 4 – подвески.
1 – камень; 2–4 – кость.
количествах, изредка совместно с фрагментами с сеткой-плетенкой. Среди огромного количества фрагментов керамических сосудов и отходов производства орудий из камня, были обнаружены несколько костяных гарпунов разной сохранности (см. рисунок, 2 ), прочие изделия из кости и рога, серия шлифованных тесел, каменный стерженек рыболовного крючка, керамический диск с отверстием. В ходе разборки бровки и зачистки материка обнаружены две костяные подвески – скульптура рыбы (см. рисунок, 3 ) и водоплавающей птицы (утка) (см. рисунок, 4 ). Отдельно зафиксировано несколько развалов и производственная площадка (плотное скопление отходов каменной индустрии).
Таким образом, на памятнике изучены четыре почвенных слоя, которые являются культуросодержащими. Они содержат в себе археологический материал раннего железного века (условный горизонт 1–3) и эпохи неолита (горизонт 3–4а), а так же объекты хозяйственно-бытового плана in situ . Ранние культурные отложения маркируют собой часть долговременной стоянки древних рыбаков и охотников, более поздние представляют собой металлургическую площадку.
В результате проведенных рекогносцировочных работ установлено, что в пункте «А» археологический материал распространен повсеместно, с наибольшей концентрацией у борта пойменной террасы. В пункте «Б» археологический материал встречен на всем протяжении памятника, но не дальше чем в 20 м от края коренной террасы. Концентрация археологического материала в пункте «Б» гораздо ниже, чем в пункте «А».
С 2009 года силами Первого Сергушкинского отряда проводятся раскопки на памятнике Сергушкин-3 [Герман, Леонтьев, 2010]. Памятник расположен на 12-метровой аллювиальной террасе левого берега о. Сергушкин, в 2,5 км выше его нижней оконечности. В настоящее время поверхность террасы покрыта молодым подлеском сосны, лиственными деревьями (береза, осина) и кустарниками. Вдоль края первой коренной террасы, пролегала грунтовая дорога, которая незначительно нарушила культуросодержащий слой в северо-западной оконечности памятника. Стоянка и могильник эпохи неолита–средневековья Сергушкин 3 открыты в 1974 году В.И. Привалихи-ным и позднее неоднократно им исследовались [Привалихин, 1987].
В результате полевых исследований 2011 года на памятнике Сергуш-кин-3 была вскрыта площадь 630 кв. м, из которых 610 кв. м – сплошная площадь исследования (раскопы № 1 и 2) и 20 кв. м – рекогносцировочный раскоп (№ 1).
Помимо находок в слое было обнаружено 7 погребений. Шесть из них (№ 18–23) относятся к эпохе средневековья (X–XIV вв. н.э.). Захоронения совершены по обряду трупосожжения на стороне. Жженые кости располагались в небольшой грунтовой ямке. Погребальный инвентарь: лом железных предметов, бляшки и подвески из бронзы, железные ножи и тесла.
Датировка погребения № 24 затруднена в связи с отсутствием диагностирующего инвентаря и потревоженности могилы корнями дерева. Судя по характеру трупоположения (скорчено на боку), погребение предварительно следует отнести к бронзовому веку.
К настоящему моменту на территории памятника Сергушкин-3 исследована площадь 2374 кв. м. Сплошными раскопами была исследована кромка террасы на ширину до 13 м от бровки на всем протяжении памятника.
В августе 2011 г. были продолжены работы на памятнике Взвоз – стоянке эпохи неолита–средневековья, открытой в 1988 г. В.И. Привалихиным. Памятник находится на 4–5-метровой пойменной террасе правого берега о. Сергушкин, в 1 км ниже его северной оконечности. В 2011 г. на памятнике была вскрыта площадь 229 кв. м, из которых 194 кв. м – сплошная площадь исследования (раскоп № 1) и 35 кв. м – рекогносцировочные раскопы (№ 1–4).
Вся площадь памятника покрыта слоем дерна, сформированным тленом лесной подстилки и подстилаемым слоем тощих светло-серых супесей мощностью до 1 м, образованным речными наносами. Ниже шел слой комковатой жирной супеси коричневато-бурого цвета мощностью до 0,5 м. В этом слое (1-й горизонт) встречен археологический материал эпохи раннего железа – средневековья, представленный многочисленными фрагментами керамики цэпаньского типа и посуды с обмазочно-валиковой орнаментацией, а также дисками, выточенными из обломков горшков (атрибутируемые как керамические скребки или как игральные фишки). Здесь же выявлено семь объектов, представлявших собою остатки развалов медеплавильных горнов. Последнее обстоятельство позволило интерпретировать данный участок памятника как рабочую площадку. Есть основание полагать, что почти все встреченные сосуды утратили свою целостность за пределами обследованного участка – на пока не выявленной территории поселения. На рабочую площадку доставлялись лишь обломки горшков, а также выточенные из них диски. Здесь они дополнительно измельчались и, смешиваясь с тощим суглинком и жженной костью, становились сырьем для изготовления стенок шахт металлургических горнов. Более крупные керамические обломки использовались для внешней обкладки наземных частей с целью их дополнительной термоизоляции. Следует отметить, что медеплавильные горны после их однократного использования преднамеренно уничтожались полностью, включая их подземные части. Судя по ничтожному количеству отходов металлургического производства, все горны носили одноразовый характер, а особенности вертикальной и горизонтальной стратиграфии выявленных объектов позволяют утверждать, что создавались и функционировали они лишь очень короткий хронологический период.
Следующий слой, состоящий из плотной слоистой супеси темного желтовато-коричневого цвета мощностью до 10 см, содержал незначительное число находок. Его подстилал слой жирной супеси буровато-серого цвета мощностью до 0,3 м (2-й горизонт). Встреченный в нем материал образовывал семь скоплений (объектов), представлявших собой компактные развалы керамических сосудов или их частей. В пространстве между объектами, помимо одиночных обломков посуды, были встречены многочисленные отходы камнеобработки в виде сколов и отщепов, а также каменные орудия – скребки, ножи, наконечники стрел, наконечник копья или дротика, «выпрямитель древка», скребло, долото, тесла, лощила, абразивные камни и др. Также на этом горизонте были найдены заготовка каменной скульптурной фигуры двуглавой рыбы и фрагменты рога лося без следов обработки.
Подавляющее большинство керамического материала этого горизонта относится к серовскому типу неолитической посуды, обломки горшков иного облика единичны. К тому же хронологическому периоду относится, видимо, и основная часть каменного инвентаря. Это обстоятельство позволяет интерпретировать данный участок памятника как стоянку древних рыболовов и охотников, сопровождавшую культовое место, выявленное здесь в 2010 г [Герман, Леонтьев, 2010].