Работы по обнаружению культурного слоя на среднепалеолитическом памятнике Сухая Мечётка в 2022 году

Автор: Очередной А.К., Янина Т.А., Романис Т.В., Курбанов Р.Н., Таратунина Н.В., Ельцов М.В., Лаврентьев Н.В., Казаков Е.В., Иванов Я.Д., Куприянова М.Д., Клименко П.Г., Ремизов С.О.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология каменного века палеоэкология

Статья в выпуске: т.XXVIII, 2022 года.

Бесплатный доступ

В 2022 г. Нижневолжским палеолитическим отрядом ИАЭТ СО РАН, в рамках комплексной Нижневолжской экспедиции, организованной ИИМК РАН, было продолжено изучение среднепалеолитического памятника Сухая Мечётка, расположенного на северной окраине Волгограда. Работа была направлена на поиск продолжения культурного слоя, который, по мнению первого исследователя стоянки С.Н. Замятнина, должен распространяться вглубь коренных отложений правого борта балки Сухая Мечётка. Исследования, проведенные в предыдущие годы, позволили получить подробные аналитические результаты по вещественному составу всех пачек отложений, формирующих правый борт балки на участке локализации памятника. В первую очередь это касается нижней части разреза, в которой выделяется серия из трех погребенных почв - культурный слой, изученный на памятнике экспедицией под руководством С.Н. Замятнина в 1952 и 1954 г., был приурочен к средней почве. Работы 2022 г., впервые на новом этапе изучения Сухой Мечётки, были нацелены на поиск участка памятника с сохранившимся культурным слоем. В результате работ был обнаружен непотревоженный участок культурного слоя в западной части стоянки, примыкающей к раскопу 11954 г. Особенности сохранности каменных изделий, фаунистических остатков и других элементов культурного слоя полностью соответствует описаниям С.Н. Замятнина. Состояние обнаруженного участка культурного слоя позволяет планировать дальнейшие работы на Сухой Мечётке на новом методическом уровне, используя современные методы фиксации, и в целом возобновить полномасштабные комплексные исследования этой стоянки.

Еще

Волгоград, сухая мечётка, средний палеолит, стратиграфия, культурный слой, погребенные почвы, абсолютное датирование

Короткий адрес: https://sciup.org/145146426

IDR: 145146426   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0214-0221

Текст научной статьи Работы по обнаружению культурного слоя на среднепалеолитическом памятнике Сухая Мечётка в 2022 году

Полевые работы на среднепалеолитическом памятнике Сухая Мечётка (Волгоградская стоянка, Сталинградская стоянка) были возобновлены в 2014 г. в рамках возвращения к комплексным исследованиям среднепалеолитических памятников Русской равнины. Культурный слой памятника, частично изученный экспедицией под руководством С.Н. Замятнина в 1952 и 1954 г. на площади в 650 м2, перекрыт мощной 20-метровой пачкой континентальных ательских и морских хвалынских отложений, относящихся к MIS 4–2. Коллекция Сухой Мечётки, хранящаяся в МАЭ РАН, насчитывает ок. 8 тыс. единиц хранения и на сегодняшний

день является одной из наиболее представительных и выразительных коллекций индустрий, относящихся к микокской общности среднего палеолита [Замятнин, 1961; Кузнецова, 2006; Праслов, Кузнецова, 2020; Колесник и др., 2020; Очередной и др., 2020; Bosinski, 1967].

Памятник расположен на правом берегу глубокой древней балки (по которой он и был назван), прорезающей правый берег долины Волги на северной окраине г. Волгограда (рис. 1, 2). Устьевая часть балки через 2,5 км после стоянки выходит к Волге и к плотине Волжской ГЭС. Стоянка расположена на небольшом мысу, прорезанном поздним овра-

Рис. 1. Расположение памятника Сухая Мечётка на северной окраине Тракторозаводского р-на Волгограда.

Рис. 2. Топографический план правого борта балки Сухая Мечётка с указанием расположения разрезов СМ East и СМ West относительно участка, исследованного С.Н. Замятниным в 1952 и 1954 гг. Съемка Е.К. Блохина и Е.В. Казакова.

гом, который разделил памятник на две примерно равные половины – западную и восточную. В 1952 и 1954 г. западная часть памятника была вскрыта раскопом I, а восточная раскопом II. Активные строительные работы второй половины прошлого века не только сильно изменили ближайшие окрестности стоянки, но и затронули сам памятник, восточная часть которого (изученная раскопом II) оказалась практически полностью застроена гаражным кооперативом.

Основные этапы истории изучения памятника уже были неоднократно опубликованы [Кузнецова, 2006; Прас-лов, Кузнецова, 2020; Очередной и др., 2020]. Начиная с 70-х гг. прошлого века, наиболее важным вопросом является оценка возраста культурного слоя Сухой Мечётки. Последние исследования, предпринятые нами, позволяют считать, что культурный слой относится к переходному этапу от ми-кулинского межледниковья к калининскому оледенению [Янина и др., в печати]. Это позволяет не только сравнивать индустрию Сухой Мечёт-ки с восточно-европейскими памятниками аналогичной хронологической группы, но и на новом уровне продолжить изучение крайне актуального во-

Рис. 3. Разрез СМ East и положение культурного слоя в «средней» почве, запечатанной в верхней части толщи хазарских отложений: сотрудники экспедиции стоят на уровне подошвы «средней» почвы, вид с противоположного, левого, борта балки. Фото С.О. Ремизова.

проса распространения памятников микокской общности.

Для подробного изучения изменчивости осадконакопления на участках правого борта балки как в зоне локализации памятника, так и в непосредственной близости от нее, Нижневолжской экспедицией были заложены два сплошных разреза. Первый разрез был заложен рядом с западной стенкой раскопа I (западного раскопа) С.Н. Замятнина [Замятнин, 1961, с. 9, рис. 2; Праслов, Кузнецова, 2020, с. 92, рис. 8]. Суммарная мощность отложений, вскрытых разрезом, составляет 26 м при общей мощности отложений мыса в 36 м, и до сезона 2021 г. вся хроностратиграфическая информация о памятнике базировалась на изучении этого разреза (разрез СМ 14–18) (рис. 3), где сверху вниз зафиксированы отложения хвалынской трансгрессии Каспия, мощная пачка слоистых ательских суглинков и подстилающие ее пески хазарской трансгрессии Каспия.

Хвалынские отложения стоянки Сухая Мечёт-ка (разрез СМ 14–18) расположены на абс. выс. 32 м. В 2022 г. при дополнительном обследова- нии противоположного (левого) борта балки были обнаружены хвалынские отложения на абс. выс. 31 м, в виде песчаных осадков c малакофауной Dreissena polymorpha и единичными раковинами Dreissena rostriformis distincta, указывающие на каспийское происхождение отложений (определение выполнено Т.А. Яниной). Раковинный материал датирован радиоуглеродным методом. Получена радиоуглеродная дата 13440 ± 130 л.н. (LU-10652), калиброванный возраст 16190 ± 200 лет. Этап отвечает временному интервалу МИС 2, эпохе деградации осташковского оледенения на Восточно-Европейской равнине [Янина и др., в печати]. Обнаруженные хвалынские отложения скорее всего, являются прибрежной фацией одной из трансгрессивные стадий раннехвалынской трансгрессии 35 м абс. выс.

В верхней части хазарских отложений залегает серия из трех различных по выразительности, но сходных по мощно сти погребенных почв. В средней почве был изучен культурный слой Сухой Ме-чётки. В течение сезона 2021 г. на правом борту балки в 155 м к западу от первого разреза был заложен еще один сплошной разрез (западный разрез или разрез СМ West) [Очередной и др., 2021], отложения в котором еще не изучены до конца, но, по предварительным данным, могут быть сходны со стратиграфической последовательностью, выявленной в первом, восточном (СМ East), разрезе. Таким образом, на сегодняшний день памятник обеспечен двумя разрезами – один из которых вскрывает толщу отложений непосредственно в пределах распространения культурного слоя, а второй иллюстрирует стратиграфическую ситуацию выше по правому борту балки. Прямая корреляция разрезов будет проведена после завершения изучения образцов, отобранных на литолого-геохимические виды анализов и микроморфологию.

Сосредоточенность на изучении геологии и геоморфологии Сухой Мечётки на первом этапе возобновленных исследований этого памятника легко объяснима проблемами с датировкой стоянки. Несмотря на применение различных методов органогенного и неорганогенного датирования (14С и OSL), вопрос о получении надежных хронометрических данных как для самого культурного слоя, так и для всей колонки отложений, крайне актуален.

Результаты первой партии OSL-дат, полученные для стратиграфической колонки разреза СМ East в Институте Макса Планка, не совпадают с ранее полученными результатами радиоуглеродного датирования [Otcherednoy et al., 2019; Виш-няцкий, Нехорошев, Очередной, 2019], удрев-няя памятник до границы MIS 4 и MIS 3 [Lauer, Otcherednoy, 2021]. Однако, несмотря на эту корректировку, результаты первого опыта применения OSL противоречат общей стратиграфической ситуации по разрезу, они демонстрируют их инверсию и нелогичность и значительно омолаживают уровень культурного слоя и всей толщи отложений нижней половины разреза, и в то же время удревняют его верхнюю часть, что следует из корреляции Сухой Мечётки с опорными разрезами Нижней Волги [Янина и др., в печати]. Первостепенное значение для изучения климатических условий обитания человека на стоянке имеет изучение серии погребенных почв. Эта работа также проводится на памятнике: в течение полевого сезона 2021 г. палеопочвы были выделены и описаны в обоих разрезах. В первом разрезе СМ East в верхней части хазарских отложений выделено три древних педогенетических уровня. Наиболее выразительным является второй уровень (средняя погребенная почва), который представляет собой о статки легкосуглинистого срединного горизонта B мощностью 20–30 см. Характеристики этой почвы свидетельствуют о периоде стабилизации по-218

верхности и достаточно сухих условиях, комфортных для почвенной мезофауны. Именно к этой почве приурочен до сих пор единственный культурный слой стоянки.

Обнаружение участков непотревоженного культурного слоя Сухой Мечётки составляло основную цель работ сезона 2022 г. По свидетельству С.Н. Замятнина, общая площадь памятника составляла примерно 1000–1200 м2, «из которых около 100 м2 были разрушены оврагом» [Замят-нин, 1961, с. 12]. Таким образом, слой был распространен по довольно ограниченному участку правого борта балки, ориентированному практически четко по линии запад – восток: плотность находок резко падала как к западу от раскопа I, так и к востоку от раскопа II, где слой полностью заканчивался. Таким образом, перспективы изучения культурного слоя Сухой Мечётки связаны с расширением раскопов в южном направлении, что приводит к неизбежной проблеме удаления многометровой толщи перекрывающих отложений. Учитывая хорошее состояние слоя и его высокую информативность, неоднократно представленную в различных публикациях [Замятнин, 1961; Праслов, Кузнецова, 2020; Колесник и др., 2020; Ларионова, 2021], его обнаружение в непотревоженном виде фактически означает начало нового этапа изучения памятника. Первоначальные данные, которыми располагала Нижневолжская экспедиция, свидетельствовали о том, что культурный слой приурочен к нижней, наиболее интенсивно окрашенной, ископаемой почве [Очередной и др., 2020], однако по мере углубления и расширения нижней части разреза СМ East и появления самой верхней, первой по разрезу, плейстоценовой почвы в течение сезона 2021–2022 гг., стало очевидно, что уровень культурного слоя стоянки должен быть приурочен к погребенной почве, перекрывающей нижнюю, т.е. к «средней» погребенной почве в полном соответствии с описаниями 50-х гг. прошлого века [Замятнин, 1961; Москвитин, 1962].

Поэтому в течение сезона 2022 г. нижний участок разреза СМ East на уровне фиксации второй, «средней», погребенной почвы был расширен на юго-восток, согласно распространению борта цирка, оставшегося после работ С.Н. Замятнина (рис. 4, 1 ). Практически сразу была обнаружена стенка борта раскопа 1954 г., ориентированная в целом по направлению север – юг. Общая площадь вскрытого участка памятника составила до 10 м2, из которых половина пришлась на грунт отвала, заполняющий площадь, изученную С.Н. Замятниным. Первые находки (фрагменты хорошо сохранившегося позвоночного столба рыбы, частично в анатомической последовательности

Рис. 4. «Средняя» погребенная почва в нижней части разреза СМ East, вмещающая культурный слой стоянки.

1 – крестец мелкого копытного в процессе расчистки и закрепления; 2 – хорошо сохранившийся фрагмент крупной трубчатой кости; 3 – расчистка изделия их кварцита (на фото С.О. Ремизов). Фото А.К. Очередного.

и несколько мелких неопределимых фрагментов костей) были сделаны в линзах песка, непосредственно перекрывающих «среднюю» погребенную почву и не связанных с культурным слоем. Начало культурного слоя маркировали первые крупные фрагменты толстостенных трубчатых костей, обнаруженные непосредственно в верхней части погребенной почвы. Сохранность костей различалась по мере углубления в тело почвы и продвижение к ее подошве – фрагмент крестца мелкого копытного (рис. 4, 2), обнаруженный в нижней части почвы был, настолько плохой сохранности, что его не удалось снять со слоя несмотря на неоднократную пропитку раствором поливинилбутерали, кости в верхней и средней части почвы сохранились намного лучше (рис. 4, 3). Определенное влияние на сохранность костей оказывает их толщина. Всего на площади ок. 6 м2 на разных уровнях в теле «средней» погребенной почвы было обнаружено 16 фрагментов костей, один крупный кварцитовый обломок с несколькими мелкими негативами вторичной обработки или пробных снятий (что типично для кварцитовой части коллекции Сухой Мечётки) (рис. 4, 4), мелкое, но хорошо читающе- еся на только что расчищенной поверхности охристое пятнышко (размеры ок. 20 × 10 см) и крупные древесные угольки в виде небольшой концентрации, зафиксированной в полуметре к юго-востоку от охристого пятна. Большинство фрагментов трубчатых костей и изделие из кварцита залегали субгоризонтально. Сохранность и плотность погребенной почвы, содержащей культурный слой, полностью соответствует описаниям С.Н. Замят-нина, что предполагает поиск специальных решений, обеспечивающих адекватную разборку столь плотных отложений.

Появление возможности возобновления собственно археологических работ на стоянке с использованием современных методов фиксации, позволит получить каче ственно новую информацию не только об индустрии Сухой Мечётки, но в первую очередь дополнительные детальные данные о жизни этого коллектива охотников, организации ими про странства, особенностях хозяйствования, а также определить культурнохронологическое положение стоянки в контексте среднепалеолитических комплексов Восточной и Центральной Европы.

Исследования выполнены при финансовой поддержке РНФ, грант № 21-18-00552 «Древнейшая история Каспийского региона: хронология и развитие археологических культур в условиях меняющейся природной среды», а также при помощи администрации Тракторозаводского района г. Волгограда, сотрудников ГБУ «Волгоградский областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» и Историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта».

Список литературы Работы по обнаружению культурного слоя на среднепалеолитическом памятнике Сухая Мечётка в 2022 году

  • Вишняцкий Л.Б., Нехорошев П.Е., Очередной А.К. Новые данные по хронологии среднего палеолита Восточной Европы (по результатам полевых исследований ИИМК РАН 1998–2018 гг.) // Прошлое человечества в трудах петербургских археологов на рубеже тысячелетий: (К 100-летию создания российской академической археологии). – СПб.: Петербургское Востоко-ведение. – 2019. – С. 69–82.
  • Замятнин С.Н. Сталинградская палеолитическая стоянка // КСИА. – 1961. – Вып. 82. – С. 5–37.
  • Колесник А.В., Очередной А.К., Степанова К.Н., Данильченко А.Ю. Технология первичного расщепления камня на стоянке Сухая Мечётка // Camera praehistorica. – 2020. – № 2. – С. 67–99.
  • Кузнецова Л.В. Сухая Мечётка // Археология Нижнего Поволжья. Т. 1: Каменный век. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2006. – С. 18–22.
  • Ларионова А.В. Предварительные данные о степени сохранности культурного слоя среднепалеолитической стоянки Сухая Мечётка: раскоп 1 // Camera praehistorica. – 2021. – № 1. – С. 25–46.
  • Москвитин А.И. Плейстоцен Нижнего Поволжья // Тр. Геолог. ин-та АН СССР. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – Вып 64. – 263 с.
  • Очередной А.К., Ремизов С.О., Степанова К.Н., Ельцов М.В., Воскресенская Е.В., Вишняцкий Л.Б., Нехорошев П.Е., Блохин Е.К., Титов В.В., Колесник А.В. Среднепалеолитический памятник Сухая Мечётка: возобновление комплексных исследований // Нижневолжский археологический вестник. – 2020. – Т. 19, № 1. – С. 230–253.
  • Очередной А.К., Янина Т.А., Романис Т.В., Курбанов Р.Н., Таратунина Н.В., Ельцов М.В., Казаков Е.В., Иванов Я.Д., Куприянова М.Д., Клименко П.Г., Ремизов С.О. Геоархеологические исследования на среднепалеолитическом памятнике Сухая Мечётка в 2021 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2021. – Т. 27. – с. 201–208. – doi: 10.17746/2658-6193.2021.27.0201-0208
  • Праслов Н.Д., Кузнецова Л.В. Палеолитическое поселение Сухая Мечётка (по материалам раскопок С.Н. Замятнина). – СПб.: Невская книжн. типогр., 2020. – 44 с.
  • Янина Т.А., Курбанов Р.Н., Таратунина Н.А., Романис Т.В., Ельцов М.В., Лаврентьев Н.В., Глушанкова Н.И., Ремизов С.О., Иванов Я.Д., Куприянова М.Д., Очередной А.К. Палеолитический памятник Сухая Мечётка (Волгоград) в контексте стратиграфии и палеогеографии Нижнего Поволжья // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 5: География. – 2023. – № 2 (в печати).
  • Bosinski G. Die mittelpaläolithischen Funde im westlichen Mitteleuropa. – Köln: Verlag Böhlau, 1967. – 205 p.
  • Lauer T., Otcherednoy A.K. Luminescence dating of Sukhaya Mechetka Middle Paleolithic site (preliminary results) // Evolution of fluvial systems at different time scales. Fluvial Archives Group – FLAG. Online Meeting 2021. – Abstracts. September 20 Die mittelpaläolithischen Funde im westlichen Mitteleuropa. Fundamenta 21, 2021.– URL: http://eg.igras.ru/ru/4746-2/.
  • Otcherednoy A.K., Voskresenskaya E.V. , Stepanova K.N., Vishnyatsky L.B., Nehoroshev P.E., Kolesnik A.V., Zaretskaya N.E., Larionova A.V., Blochin E.K. Etudes géoarchéologiques pluridisciplinaires des sites du paléolithique moyen de la Plaine Russe. // L’Anthropologie. – 2019. – Т. 123, № 2. – С. 310–318.
Еще
Статья научная