Работы российско-канадской экспедиции в бухте Саган-Заба на Байкале

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521204

IDR: 14521204

Текст статьи Работы российско-канадской экспедиции в бухте Саган-Заба на Байкале

Бухта Саган-Заба находится на побережье оз. Байкал, в 12 км к ЮЗ от устья р. Анги и в 13,5 км к ЮЮВ от пос. Еланцы Ольхонского района Иркутской области. С севера в бухту выходит узкая и длинная падь, по дну которой протекает ручей; с запада - 2 распадка. Склоны бухты и пади – крутые, обрывистые, поросшие сосной и лиственницей. К Байкалу падь выходит конусом выноса, подрезанным абразионным уступом высотой: в западном конце бухты 1,0-1,5 м, в восточном 3,0-4,0 м над уровнем Байкала. Поверхность конуса выноса прорезана четырьмя сухими руслами. Два из них (западных) сливаются при выходе к побережью Байкала. Пляж сложен валунно-галечными отложениями. Экспозиция бухты юго-восточная.

В ЮЗ конце бухты на отвесном мраморном утесе находятся знаменитые наскальные изображения бронзового – железного веков, открытые в 1881 г. Н.Н. Агапитовым. В 100-120 м к востоку от рисунков отрядом Северо-Азиатской экспедиции ИИФФ СО АН СССР (А.П. Окладников) в 1972 г. была обнаружена древняя стоянка – Саган-Заба II [Окладников, 1974]. Ее I культурный слой датируется поздним железным веком, II слой – бронзовым. Дальнейшие исследования этой бухты, проведенные тем же отрядом в 1974-1975 гг., позволили выявить в восточной ее части стратифицированное многослойное поселение [Окладников, 1975]. Площадь вскрытия – 40 кв. м. В разрезе выделено 5 культурных слоев, датируемых поздним железным веком – неолитом без керамики (финальным мезолитом) [Асеев, 2003, с. 51]. В 1986 г. объединенным отрядом Комплексной археологической экспедиции ИГУ (Г.А. Воробьева, О.И. Горюнова, Г.И. Медведев) на поселении проведены стратиграфические работы. Выполнено более дробное расчленение стратиграфического разреза и выделено большее количество культуросодержащих слоев. В связи с этим было отмечено, что многослойное поселение Саган-Заба перспективно для дальнейших комплексных исследований. Реализовать эти работы стало возможным в 2006 г. в связи с совместными исследованиями Российско-Канадской археологической экспедиции. Основная цель работ - междисциплинарное

* Работа выполнена при поддержке грантов: Совета общественных наук и гуманитарных исследований Канады № 421-2000-1000; РГНФ № 04-01-0048а; РФФИ-Байкал № 05-06-97208; полевого гранта Президиума СО РАН.

изучение поселения Саган-Заба, более детальное его исследование и датирование, основанное на комплексном использовании традиционных археологических методов и новых методов естественных наук.

В результате работ 2006 г. изучено строение рыхлых отложений на разных участках бухты; определены наиболее перспективные площади для раскопок; заложены и вскрыты контрольные раскопы; получены интересные материалы по археологии и зооархеологии; отобраны образцы на радиоуглеродное датирование, почвенно-литологический анализ, минералогию, карпологический анализ и др. Фиксация археологических материалов каждого слоя проводилась в трехмерном измерении с применением электронно-лазерного теодолита. Отработанная почва подвергалась просеиванию и промывке.

Основные раскопы заложены на конусе выноса первого (от побережья) распадка западного борта бухты. Коренные породы в районе распадка представлены мраморами. Раскоп № 2 расположен в правой периферийной части конуса, раскоп № 1 - вблизи его осевой части на слиянии с конусом выноса из основной пади. Высота размещения раскопов 7-8 м над современным уровнем Байкала. Вскрытая мощность рыхлых отложений более 2,5 м. Наиболее полно стратиграфический разрез представлен в раскопе № 1. Здесь выделено 8 культурных слоев (их нумерация взята за основу при корреляции слоев двух раскопов). Сводный стратиграфический разрез в месте раскопов имеет следующее строение.

Нижняя толща. В основании разреза вскрывается плейстоценовая кора выветривания мраморов, представленная белой мраморной крошкой, в кровле она приобретает палево-желтую окраску за счет гидроксидов железа, вмытых из вышележащих толщ. Вскрытая мощность – до 1 м.

Средняя толща. Делювий сартанского возраста, представленный буровато-желтыми дресвянистыми супесями с включениями (за счет крио-турбационных процессов) хаотичных скоплений мраморной крошки. В составе средней толщи раскопа № 1 присутствуют скопления голубоватого щебня кристаллических сланцев, транспортируемых по основной пади. Кровля толщи разбита криогенными трещинами – клиньями (вертикальные размеры 0,4-0,5 м, горизонтальные – до 0,3 м). Мощность толщи – 0,4-0,6 м.

Верхняя толща. Делювий голоценового возраста, представленный переслаиванием дресвянистых супесей и дресвяно-щебнистых отложений. Дресвянистый материал представлен в основном белесой мраморной крошкой, щебнистый – голубоватыми кристаллическими сланцами. Мраморная крошка транспортируется в основном по распадку, обломки кристаллических сланцев – вдоль основной пади.

В строении раскопов № 1 и 2 хорошо выражены позднеголоценовые отложения, тогда как ранне- и среднеголоценовые отложения имеют незначительную мощность. Это свидетельствует о том, что в раннем и среднем голоцене рассматриваемые участки бухты Саган-Заба находились в облас- ти делювиального транзита. Аккумуляция ранне-среднеголоценового делювия шла на более низких отметках рельефа.

В позднем голоцене максимальная активизация делювиальных процессов, судя по обилию грубообломочного материала, пришлась на интервал между временем образования III и II культурных слоев. Супесчаные слои, обедненные обломочным материалом, сформированы в фазы ослабления делювиальных процессов. Они имеют разную гумусированность и окраску: от светлой буроватой до серой и темно-серой. Большинство культурных слоев приурочено к темным гумусированным супесям. Мощность верхней толщи в раскопе № 1 – 1,5 м, в раскопе № 2 – 0,6 м.

Археологический материал пачки I – IV культурных слоев однороден в культурно-хронологическом отношении. В слоях зафиксированы кострища, шлаки и куски обожженной глины (возможно, от печей). Керамика представлена толстостенными фрагментами сосудов с гладкой поверхностью. Орнамент состоял из рассеченного налепного валика, пояска ямочек, подковообразного штампа и ногтевых вдавлений. Изделия из камня: призматические пластины, пластинчатые сколы, отщепы. Отмечено большое количество костей животных (часть из них – жженная). Одна трубчатая кость - со следами обработки. Из определимой фауны: кости лошади, косули, крупного копытного, нерпы, рыб. Предварительная датировка – раннемонгольское время – поздний железный век.

Материал V культурного слоя малочислен; представлен: фрагментами керамики с негативами грубого шнура, украшенными волнистым налеп-ным валиком; призматической пластиной; отщепом, неопределимой битой костью. Подобная керамика характерна для переходного периода к железному веку.

Керамика VI культурного слоя с гладкой и штриховой поверхностью. Орнамент представлен, в основном, горизонтальными линиями, выполненными отступающей лопаточкой (с зубчатым, подтреугольным, овальным концом) или оттисками штамповых вдавлений (овальный, округлый). Венчики сосудов, как правило, украшены насечками. Один сосуд (из раскопа № 2) простой закрытой формы (дно не сохранилось). Его поверхность -штриховая. Орнамент тулова - в виде ромбической решетки, выполненной прочерченными линиями (в верхней части сосуда). По венчику - крестом пересекающиеся насечки. Аналогичная керамика найдена в комплексах бронзового века Приольхонья: 8 слой Листвяной губы и погребение № 28 Хужир-Нугэ XIV. Изделия из камня представлены: концевым скребком, отщепом с ретушью, призматическими пластинами, пластинчатыми сколами, отщепами. В слое - большое количество битой неопределимой кости. Датировка VI культурного слоя – бронзовый век.

Находки VII культурного слоя составляют фрагменты гладкостенной и штриховой керамики. Орнамент – в виде горизонтальных рядов, выполненных: зубчатой отступающей лопаточкой, прочерченными линиями, пунктирным штампом. Выделяются фрагменты от двух гладкостенных со- судов, украшенных пояском крупных ямочек (диаметр до 1 см), ниже которых, в одном случае, прочерченная линия, во втором – прочерченный горизонтальный зигзаг. Подобная орнаментация отмечена на керамике из IX слоя Тышкинэ III. В раскопе № 2 отмечен развал гладкостенного сосуда сложной закрытой формы. По верхней плоскости венчика нанесены наклонные зубчатые насечки; по боковой - два горизонтальных валика, украшенных наклонными линиями пунктирного штампа. Ниже проходят горизонтальные ряды, выполненные тем же штампом. Подобная керамика характерна для слоев развитого неолита Приольхонья: IX слой Улан-Хады, III слой Берлоги, VIII слой Тышкинэ III и позднесеровских комплексов погребений: Сарминский Мыс, Хужир-Нугэ VI и др. В составе изделий из камня: концевой скребок на пластинчатом сколе, вкладыш на призматической пластине с краевой ретушью, обломок призматического нуклеуса, призматические пластины, первичный и пластинчатые сколы, отщепы (часть из них – с ретушью). Датировка слоя – развитый неолит.

Комплекс VIII культурного слоя не содержит керамики. В его составе: скребки на отщепах, скобель, проколка на пластинчатом сколе, отщепы с ретушью и с подтеской, призматические пластины (часть из них – микро), пластинчатые, краевые и первичные сколы, отщепы, торцовый призматический нуклеус, галька-отбойник. Комплекс относится к мезолиту; более точная датировка пока затруднительна.

В целом, раскопки 2006 г. в бухте Саган-Заба показали перспективность дальнейших исследований территории бухты, не ограничиваясь береговым обнажением. На конусе выноса небольшого распадка выявлено 8 культурных слоев, датируемых от раннемонгольского времени до мезолита. Многочисленные образцы, отобранные для анализов, в настоящее время находятся в работе. В дальнейшем планируются исследования, направленные на корреляцию материалов, полученных в 2006 г. и из береговых раскопов.

Статья