Рационализм и его пределы в арианском учении
Автор: Бирюков Дмитрий Сергеевич
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.2, 2008 года.
Бесплатный доступ
Д. С. Бирюков (РХГА, Санкт-Петербург), на примере нескольких сквозных тем, прослеживает развитие рационалистических тенденций в арианском учении. Показывается, что доктрина Ария подразумевает учение о Премудрости и Божественном Слове, свойственном для Бога, так же как апофатические тенденции. Учение Астерия можно считать переходным между учением Ария и неоариан в плане рационалистических тенденций. Неоариане развивали собственно рационалистическое богословие, настаивая на познаваемости сущностей Бога и Сына; в отличие от доктрины Ария, неоарианство не учит о внутренней жизни Божества и, соответственно, для него не характерна апофатика.
История церкви, раннее христианство, богословие, троица, дуализм, рационализм и иррационализм, апофатизм
Короткий адрес: https://sciup.org/147103262
IDR: 147103262
Список литературы Рационализм и его пределы в арианском учении
- Даниелу Ж. (2003) "Платон в христианском среднем платонизме", Богословский сборник 11, 146-168
- Диллон Дж. (2002) Средние платоники (Санкт-Петербург)
- Лосский Вл. (2000) Богословие и боговидение (Москва)
- Несмелов В. (1887) Догматическая система святого Григория Нисского (Казань)
- Флоровский Г., прот. (1998) Догмат и история (Москва)
- Albertz M. (1908) Untersuchungen uber die Schriften des Eunomius (Wittenberg)
- Bardy G. (1928) "L'H¨ritage Litt¨raire d'Aetius", Revue d'Histoire Ecclesiastique 24, 823-882
- Bardy G. (1936) Recherches sur saint Lucien d' Antioche et son ecole (Paris) Eunomius (1987) The Extant Works, Text and transl. by R. Vaggione (Oxford)
- Florovsky G. (1962) "The Concept of Creation in Saint Athanasius", Studia Patristica 6, 36-67
- Grillmeier A. (19752) Christ in Christian Tradition. Vol. 1. From the Apostolic Age to Chalcedon, 451 (London/Oxford)
- Harnack А. (1901) The History of Dogma, vol. 4 (Boston)
- Heine R. (1975) Perfection in the Virtuous Life (Philadelphia)
- Kelly J. N. D. (1958) Early Christian Doctrines (London)
- Kopecek Th. (1979) A History of Neo-Arianism (Philadelphia) vol. 1
- Lhr W. (2006) "Arius Reconsidered (Part 2)", Zeitschrift fur Antikes Christentum 10, 121-157 Markellus (1972) Fragmenta e libro contra Asterium (frr. 1-128), ed. E. Klostermann,
- G. C. Hansen, in Eusebius Werke, Vol. 4, GChS 14 (Berlin)
- Jaeger H. (1961) "The Patristic Conception of Wisdom in the Light of Biblical and Rabbinical Research", Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur 79, 90-106
- Parvis S. (2006) Marcellus of Ancyra and the Lost Years of the Arian Controversy 325-345 (Oxford)
- Stead C. (1964) "The Platonism of Arius", The Journal of Theological Studies 15, 16-31 Рационализм в арианском учении 226
- Stead C. (1997) "Was Arius a Neoplatonist?", Studia Patristica 32, 39-52
- Wickham L. (1968) "The Syntagmation of Aetius the Anomean", The Journal of Theological Studies 19, 532-569
- Wiles M. (1996) Archetypal Heresy: Arianism Through the Centuries (Oxford)
- Wiles M. (2002) "Eunomius: hair-splitting dialectician or defender of the accessibility of salvation?", The Making of Orthodoxy. Essays in Honour of Henry Chadwick,
- ed. R. Williams (Cambridge) 157-172
- Williams R. (1987) Arius: Heresy and Tradition (London)