Раннехристианские толкования воскрешения Лазаря
Автор: Надежкин Алексей Михайлович
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 2 т.16, 2018 года.
Бесплатный доступ
В данной статье обсуждается проблема интерпретации сюжета о воскрешении Лазаря в раннехристианской литературе. Автор представляет новые данные из трудов свт. Афанасия Великого, а также из ранее не переведенных сочинений св. Кирилла Иерусалимского, Дидима Слепца, Псевдо-Климента. Объект исследования - интерпретация сюжета о воскрешении Лазаря в византийской литературе II-IV вв. Предмет исследования - труды авторов указанного периода, в которых мы встречаем толкование данного евангельского сюжета. В результате исследования автор приходит к выводу, что воскрешение Лазаря является одной из важнейших тем для размышления богословов в раннем христианстве. Если в Псевдоклиментинах имя Лазаря только упоминается для придания достоверности данному произведению, то свт. Афанасий напряженно рефлектирует над XI главой Евангелия от Иоанна, находя в ней антиарианские аргументы. Дидим Александрийский оставляет несколько классических комментариев сюжета о воскрешении Лазаря, показывая связь этого библейского повествования с Посланием Павла к Римлянам. Святитель Кирилл Иерусалимский концентрирует внимание читателя на проблеме веры сестер Лазаря Марфы и Марии, которая спасла его.
Патристика, раннее христианство, история церкви, сюжет о воскрешении лазаря, интерпретация, евангелие
Короткий адрес: https://sciup.org/147226166
IDR: 147226166 | DOI: 10.15393/j9.art.2018.5061
Список литературы Раннехристианские толкования воскрешения Лазаря
- Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. -СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и К°, 1879. -452 с.
- Волкова Е. А. Религиозная тематика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»//Научный диалог: вопросы философии, социологии, истории, политологии: сб. науч. тр. по материалам VII Международ. науч.-практич. конф. 1 июня 2017 г. -Самара, 2017. -С. 15-19.
- Габдуллина В. И. Проблема дискурсивного выражения авторской позиции в произведениях Ф. М. Достоевского//Сибирский филологический журнал. -2011. -Вып. 1. -С. 46-52.
- Жукова Е. А. Библейские темы и мотивы в творчестве писателей XX века (на материале Е. Замятина)//Мировая литература в контексте культуры. -2008. -Вып. 3. -С. 33-36.
- Касаткина Т. А. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»//Вопросы литературы. -2003. -№ 1. -С. 176-208.
- Кашпур О. А. Интерпретация библейской легенды о воскрешении Лазаря в рассказе Л. Андреева «Елизар»//Культура и текст. -2004. -Вып. 7. -С. 47-52.
- Керн А. Антропология Григория Паламы. -Париж: YMCA-Press, 1950. -450 с.
- Магарил-Ильяева Т. Г. Русская литература и философия: пути взаимодействия. -М.: Водолей, 2018. -600 с.
- Михеичева Е. А. Мотив воскрешения в творчестве Л. Андреева//Проблемы исторической поэтики. -2017. -Т. 15. -№ 1. -С. 68-79 . -URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1488808196.pdf (04.04.2018).
- Нурмырадов Б. М. Тема бессмертия в библейском сюжете рассказа «Елизар» Л. Андреева//Закономерности и тенденции инновационного развития общества: сб. Международ. науч.-практич. конф. в 6 частях. -Уфа, 2017. -С. 63-65.
- Преображенский П. О Писаниях Мужей Апостольских//Памятники древней христианской письменности: в 7 т. -М.: Типография Катков и Кº, 1860. -Т. 2: Писания мужей апостольских. -С. 3-8.
- Саврей В. Я. Александрийская школа в истории христианской мысли. -М.: МГУ, 2012. -226 с. (a)
- Саврей В. Я. Каппадокийская школа в истории христианской мысли. -М.: МГУ, 2012. -256 с. (b)
- Сидоров А. И. Курс Патрологии: Возникновение церковной письменности. -М.: Русские огни, 1996. -349 с.