Ранние случаи употребления понятия «русский мир» в древнерусской литературе

Автор: Ларионова М.Ч., Тищенко А.С.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (67), 2023 года.

Бесплатный доступ

Понятие «русский мир» в последнее время стало особенно актуальным. Оно анализируется политиками, экономистами, культурологами, историками и обычно связывается с современными политическими событиями. Истоки же его обнаруживаются уже в русских средневековых художественных и публицистических текстах. Настоящая статья посвящена анализу одного из самых ранних употреблений словосочетания «русский мир», которое встречается в «Слове на обновление Десятинной церкви» и «Послании смиреннаго епископа Симона Владимерьскаго и Суздальского к Поликарпу, черноризцю Печерьскому». В ходе анализа устанавливается, что в обоих текстах понятие «русский мир» употребляется не в географическом («Русская земля»), а в цивилизационном значении, и авторы используют именно такое выражение осознанно. Концепция «русского мира» связана с определенными мотивами, образами, которые являются структурообразующими для этой темы в отечественной литературе: христианская вера, мотив мученичества, образ мученика, пострадавшего за веру и Христа, образ церкви как сакрального места, мотив культового почитания святых, мотив небесного заступничества и покровительства. Русский мир как целостное явление обладает рядом признаков, один из ключевых среди которых - православная христианская вера: на начальном этапе развития темы русский мир в осмыслении древнерусского книжника во многом близок к миру православного христианства, однако эти понятия не равны. На основе проанализированных примеров делается вывод, что тема «русского мира» в этих текстах находится на стадии формирования, однако она является устойчивой уже в ранних памятниках древнерусской литературы.

Еще

Русский мир, древнерусская литература, христианство, «слово на обновление десятинной церкви», «послание симона к поликарпу»

Короткий адрес: https://sciup.org/149144372

IDR: 149144372   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-4-90

Список литературы Ранние случаи употребления понятия «русский мир» в древнерусской литературе

  • Бегунов Ю.К. Русское Слово о чуде Климента Римского и кирилло-мефоди-евская традиция // Slavia. 1974. № 1. С. 26-46.
  • Бердяев Н.А. Русская идея // Бердяев Н.А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М.: Э, 2016. С. 9-308.
  • Гура А.В. Волк // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под ред. Н.И. Толстого. Т. 1. М.: Международные отношения, 1995. С. 411-418.
  • Дугин А.Г. Геополитика России. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2012. 424 с.
  • Елагин В.С., Шаланова И.И. Духовный мир Киево-Печерского патерика: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2000. 240 с.
  • Жупник О.Н. Значение святого Климента Римского в становлении христианства на Руси // Архонт. 2021. № 1(22). С. 102-105.
  • Карпов А.Ю. «Слово на обновление Десятинной церкви» по списку М.А. Оболенского // Архив русской истории. 1992. № 1. С. 86-111.
  • Конявская ЕЛ. Нравственное значение Киево-Печерского патерика в древнерусской культуре XV века // Герменевтика древнерусской литературы / отв. ред. А.Н. Ужанков. Т. 3: X-XVI вв. М.: Типография Министерства культуры СССР, 1992. С. 288-312.
  • Костромин К.А. Почитание святых при св. князе Владимире по данным храмостроительства // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Вып. 5: К 80-летию профессора Игоря Яковлевича Фроянова / под ред. А.В. Петрова. СПб.: [б. и.], 2016. С. 143-157.
  • Ларионова М.Ч., Тищенко А.С. Тема «русского мира» в древнерусской литературе // Русская старина. 2019. № 10(2). С. 86-94.
  • Мельник А.Г. Житие Леонтия Ростовского как источник по истории почитания этого Святого в конце XIV-XV веке // Книжная культура Ярославского края - 2019: сборник статей и материалов. Ярославль: Ярославская областная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова, 2020. С. 5-15.
  • Назаренко А.В. «Слово на обновление Десятинной церкви», или к истории почитания святителя Климента Римского в Древней Руси. М.; Брюссель: Conférence Sainte Trinité du Patriarcate de Moscou ASBL, Свято-Екатерининский мужской монастырь, 2013. 224 с.
  • Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: Международные отношения, 2003. 536 с.
  • Оболенский М.А. О двух древнейших святынях Киева: мощах св. Климента и кресте великой княгини Ольги // Киевлянин. Кн. 3. М.: Университетская типография, 1850. С. 139-150.
  • Перова Е.Ю. Тема страдания и мученичества в вероисповедальной традиции русского народа // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. № 24(765). С. 109-121.
  • Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. Т. 1. СПб.: Наука, 1997. С. 62-316.
  • Полоскова Т.В., Скринник В.М. Русский мир: мифы и реалии. М.: Московский фонд «Россияне», 2003. 130 с.
  • Послание смиреннаго епископа Симона Владимерьскаго и Суздальского к Поликарпу, черноризцю Печерьскому // Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. Т. 4. СПб.: Наука, 1997. С. 354-362.
  • Роменский А.А. «Руский миръ» в древнерусской литературе: исторический контекст и семантика термина // Laurea I. Античный мир и Средние века: Чтения памяти профессора Владимира Ивановича Кадеева. Материалы. Харьков: ООО «НТМТ», 2015. С. 139-142.
  • Столяров А.М. Русский мир // Нева. 2004. № 3. URL: https://www.mlit. me/books/russkij-mir-read-11836-1.html?ysclid=l5k3s6h687535110274 (дата обращения: 04.12.2023).
  • Тишков В.А. Русский мир: история и география // Русский мир в меняющемся мире / отв. ред. и сост. Г.А. Комарова. М.: ИЭА РАН, 2018. С. 13-34.
  • Ужанков А.Н. Когда и где было прочитано Иларионом «Слово о законе и благодати» // Герменевтика древнерусской литературы / отв. ред. О.В. Гладкова. Вып. 7. Ч. 1. М.: Нефтяник, 1994. С. 75-106.
  • Уханова Е.В. Культ св. Климента, папы римского, в истории византийской и древнерусской церкви IX - 1-й половины XI в. // Annali dell'Istituto Oientale di Napoli. Slavistica. 1998. № 5. С. 505-570.
  • Уханова Е.В. Культ св. Климента, папы Римского, как отражение политических концепций Византии и Руси IX-XI вв.: Опыт комплексного источниковедческого анализа: автореф. дис. ... к. историч. н.: 07.00.00, 07.00.09. М., 2000. 27 с.
  • Цымбурский ВЛ. Остров Россия. Перспективы российской геополитики // Полис. Политические исследования. 1993. № 5. С. 6-21.
  • Чичуров И.С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской церковно-идеологической традиции // Церковь, общество и государство в феодальной России: сборник статей / отв. ред. А.И. Клибанов. М.: Наука, 1990. С. 7-23.
Еще
Статья научная