Расчетно-экспериментальное исследование воздействия солнечной радиации на направляющую трубу с термозащитным кожухом

Автор: Богомолов Павел Иванович, Козлов Игорь Анатольевич, Коренев Петр Алексеевич

Журнал: Технико-технологические проблемы сервиса @ttps

Рубрика: Диагностика и ремонт

Статья в выпуске: 1 (39), 2017 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются вопросы эффективности применения термозащитных кожухов для направляющих длинномерных труб. В частности, оценивается эффективность термозащитных кожухов из полимерных композиционно-волокнистых материалов при одностороннем воздействии на трубу солнечной радиации. Описывается расчетно-экспериментальная методика определения температурного поля и термоупругих деформаций трубы.

Термозащитный кожух, композиционные материалы, направляющая труба, конвективно-лучистый теплообмен

Короткий адрес: https://sciup.org/148186463

IDR: 148186463

Текст научной статьи Расчетно-экспериментальное исследование воздействия солнечной радиации на направляющую трубу с термозащитным кожухом

В длинных направляющих трубах температурные градиенты из-за несимметричного нагрева или охлаждения по периметру трубы могут привести к возникновению температурных деформаций. Такие деформации являются причиной искривления оси канала трубы относительно теоретической, что значительно снижает эксплуатационные характеристики изделия в целом. Причиной неравномерного распределения температур по трубе может быть одностороннее воздействие солнечной радиации, ветра, дождя или снега в совокупности с высокотемпературным нагревом внутренней поверхности трубы горячими топливными газами при ее функционировании [1-6].

Для решения данной проблемы еще с середины 60-х годов, как в СССР, так и за рубежом, стали использовать специальные термозащитные кожуха (ТЗК) – оболочки, защищающие трубу от неблагоприятных температурных воздействий.

Следует отметить, что если на зарубежных изделиях в настоящее время используются

ТЗК, выполненные из неметаллических композиционных материалов, то отечественные конструкции ориентированы на использовании тонкостенных металлических кожухов, выполненных из алюминия. Это является усложняющим фактором по быстросъемности при их замене и утяжеляет трубную конструкцию в сборе.

В АО «ЦНИИМ» была отработана технология изготовления ТЗК из композиционного материала, а также разработана опытная конструкция ТЗК (рис.1). Опытная конструкция приближена к конструкции штатного ТЗК, и имеет одинаковые элементы крепления на защищаемую трубу.

Композиционный ТЗК представляет собой оболочку вращения, толщиной около 1,5 мм, с торцевыми изгибами, повторяющими контур трубы. Оболочка выполнена из композиционно-волокнистого материала (КВМ) с внутренней поверхностью из алюминиевой фольги.

Рисунок 1 – Секция ТЗК из композиционного материала

Практика показывает, что данная опытная конструкция из КВМ обеспечивает сокращение времени монтажа и демонтажа на трубе изделия по сравнению со штатным ТЗК в 13 раз.

Также была проведена расчетноэкспериментальная оценка эффективности ТЗК при воздействии солнечной радиации на трубу с кожухом. Для определения температурного поля была построена модель направляющей трубы с кожухом в виде двух цилиндрических оболочек, разделенных воздушной прослойкой. В данной модели наружная поверхность термозащитного кожуха подвергается одностороннему воздействию радиационного потока от солнца q = 1100 ^ 1150 Вт/М 2

Для уточнения и конкретизации параметров тепловой модели и проведения расчетов была сконструирована и смонтирована экспериментальная установка для имитации воздействия солнечной радиации на направляющую трубу изделия в лабораторных условиях (рис. 2). Основным назначением данной установки является получение данных для параметрической идентификации расчетной модели, и таким образом, повышение достоверности рас- четных результатов. Схема установки представлена на рис.2.

Рисунок 2 – Схема экспериментальной установки

Для исследования эффективности ТЗК из КВМ, при имитации воздействия солнечной радиации на трубу, были изготовлены три экспериментальных кожуха: ТЗК из алюминиевого листа, из стеклопластика и углепластика с внутренней поверхностью из фольги. Все ТЗК были окрашены в защитную краску.

Замеры температуры производились в одном сечении в 5 точках. Регистрация температуры в течение всего времени нагрева производилась постоянно в точках 2 и 4 (верхняя и нижняя поверхность трубы). Также регистрировалась температура окружающей среды. Результаты измерений для всех ТЗК обобщены в табл. 1. Определяющим критерием оценки эффективности ТЗК принято значение градиента температур между верхней и нижней поверхностью трубы Д Т .

Таблица 1 – Результаты измерений

Образец ТЗК

Толщина кожуха S, мм

Величина зазора H, мм

Т в ,ос

Т 1

Т 2

Т 3

Т 4

Т 5

Д Т ,°с

Алюминиевый

0,5

5

35

84

46,3

45,2

43,5

46

2,8

Стеклопластик с фольгой

1,5

10

35

108

42,6

40,3

38,7

41,8

3,9

Углепластик с фольгой

1,5

10

35

102

41,9

41

40,6

41,7

1,36

Углепластик без фольги

1,5

10

35

99

50,4

47,2

45,4

49,6

4,7

Таким образом, имея представления об  так и на поверхности трубы, можно уточнить уровне температур, как на поверхности кожуха,  достоверность математической модели, реали- зация которой позволяет установить оптимальные размеры воздушного зазора между трубой и кожухом, а также толщину самого термоза- щитного кожуха.

Задача рассматривается в стационарной постановке, при которой происходит максимальный изгиб трубы от действия несимметричного теплового потока. В этом случае уравнение теплопроводности в общем виде для ка- ждого из элементов конструкции имеет вид:

д дТ д дТ д дТ

— (К— )+— ( К — ) +—(К —) + qv = 0. x    y    zV

∂x    ∂x ∂y    ∂y ∂z    ∂z где λ , λ , λz – теплопроводности материала в направлении осей х, у, z, Т – температура, q – объемные стоки тепла (в данном случае q =0).

Для формулировки граничных условий к этим уравнениям был рассмотрен тепловой баланс на поверхностях элементов конструкции. Тепловое взаимодействие между трубой, кожухом и окружающей средой схематично представлено на рис. 3.

Qa = <7r + ак • (ТА - Г,) + ЕЛО(Т/ - Т*)

Рисунок 3 – Расчетная модель с граничными условиями

Верхняя граница А подвергается воздействию солнечного радиационного потока . Также она учавствует в конвективном и лучистом теплообмене с окружающим воздухом. Граничное условие запишем:

Q A = qr + a k ' (TA - Тв ) + е А ' 7 0 ' ( TA - T 4 ) , где к – конвективный коэффициент теплоотдачи с наружной поверхности кожуха, ԑ – степень черноты наружной поверхности кожуха,

– температура поверхности A , в – темпе-

Граничное условие для поверхности B запишется:

Q B = a k ' ( TB - Тв ) + е В ' <7 0 ' (TBi - T B^ .

Внутренняя поверхность кожуха C участвует в теплообмене с поверхностью трубы. Так как величина воздушного зазора между кожухом и трубой мала, необходимо установить возможность протекания конвективного теплообмена между ними.

Для описания сложного процесса теплообмена в ограниченном замкнутом пространстве используют критериальное уравнение [8]:

E k = f ( Gr Pr), где к – коэффициент конвекции, – число Грасгофа, – число Прандтля.

Если    ∙   > 1000, то происходит конвективный теплообмен, если     ∙    ≤

1000, то конвективного теплообмена нет ( к =1).

Исходя из экспериментальных данных, по критерию ∙   >< 1000, было определе но что, при воздушных зазорах до 10 мм конвективный теплообмен отсутствует.

Таким образом теплообмен между внутренней поверхностью кожуха С и поверхностью трубы D , будет происходить за счет лучистой составляющей:

QC,D = £пр • 70 • (TC - TD^ , где εпр – приведенная степень черноты (вычисляется через степени черноты взаимодействующих поверхностей).

Основные трудности анализа конвективного теплообмена связаны с установлением вида зависимости коэффициента теплоотдачи от определяющих его параметров. В большинстве случаев вид этих зависимостей устанавливается при обобщении экспериментальных данных [7].

При расчете теплопередачи цилиндрической поверхности в условиях естественной конвекции в неограниченное пространство используется неравенство (1):

( t - t c ) (8|°)3[ ° C ] .                 (1)

Если определяющий размер (L, мм) плоской или цилиндрической поверхности и ее температурный напор ( -  ) удовлетворяют неравенству (1), то конвективный коэффициент теплоотдачи будем рассчитывать по формуле:

a, = 1,35 ^ ( t - t ^ ) 14 [ -7Вт_ ].        (2)

k

D    м ⋅ °С ратура окружающего воздуха.

Исходные данные для теплового расчета приведены в таблице 2. Температура окружающего воздуха для всех расчетных случаев составляла 35 Т.

Расчет температурного поля данной конструкции производится методом конечных элементов в программном комплексе Ansys.

Таблица 2 – Исходные данные для теплового расчета

Образец ТЗК

Толщина кожуха S, мм

Величина зазора Н, мм

Вт

, м Т

Вт

к '     м 2

еа,в

Ес

ed

Алюминиевый

0,5

5

160

4,5

0,8

0,4

0,8

Стеклопластиковый

1,5

10

0,5

5,6

0,8

0,04

0,8

Углепластиковый

1,5

10

1,6

5,7

0,8

0,04

0,8

В результате расчета было получено температурное поле трубы с различными ТЗК. Значения температур в контрольных точках представлены в таблице 3. Как видно из таблицы наименьший градиент температур достигается с образцом ТЗК из углепластика.

Таблица 3 – Результаты теплового расчета

Образец ТЗК

Толщина кожуха S, мм

Величина зазора Н, мм

Т в

Т i ,T

Т,Т

Т з

Т 4

т 5

Д Т

Алюминиевый

0,5

5

35

80,32

47,25

47,75

46,37

47,2

0,9

Стеклопластик с фольгой

1,5

10

35

102

44,3

43,8

43,54

44,2

0,76

Углепластик с фольгой

1,5

10

35

101,7

42,1

41,6

41,34

42

0,66

На рис. 4 представлено температурное поле трубы с ТЗК из углепластика с внутренним слоем фольги. По результатам расчета, было установлено, что применение такого кожуха снижает градиент температур до 0, 66 Т.

Рисунок 4 – Температурное поле трубы с ТЗК из углепластика

По данным расчета можно сделать выводы о том, что градиент температур будет уменьшаться с увеличением толщины кожуха и увеличением воздушного зазора (рис. 5). Поскольку имеются ограничения к конструкции кожуха (радиус обметания изделия, масса кожуха), то оптимальная толщина принята 1,5 мм, а величина воздушного зазора – 10 мм.

Рисунок 5 – Зависимость градиента температур от величины зазора (для углепластикового кожуха)

Для оценки значения деформаций, возникающих от температурного воздействия солнечной радиации, был произведен расчет напряженно-деформированного состояния, сопряженный с тепловым расчетом. В результате расчета получены величины максимальных перемещений, возникающих в результате несимметричного воздействия солнечной радиации.

По результатам расчета было выявлено, что минимальные искривление оси трубы достигаются при использовании ТЗК из углепластика (рис.6).

  • б)    повышение теплопроводности связующего, за счет введения мелкодисперсных наполнителей;

  • в)    увеличение толщины кожуха (при допустимом увеличении массы и габаритов).

При дальнейшей проработке и корректировке разработанной методики оценки эффективности ТЗК необходимо учесть: нагрев внутренней поверхности канала трубы при ее функционировании, зависимость коэффициента теплоотдачи от температуры и координаты, а также анизотропию свойств материала.

Рисунок 6 – Поперечные перемещения трубы под действием температурных напряжений (с углепластиковым кожухом)

Выводы

Разработанная расчетная модель, реализованная в программном комплексе Ansys, позволяет найти оптимальные конструктивные параметры ТЗК и теплофизические характеристики. Экспериментальные данные показали адекватность применяемого расчетного метода и позволили скорректировать модель для исследования воздействия солнечной радиации на тепловое состояние трубы.

По результатам проведенных исследований можно определить пути повышения эффективности разрабатываемого ТЗК из композиционного материала:

  • а) применение высокотеплопроводных волокон;

Список литературы Расчетно-экспериментальное исследование воздействия солнечной радиации на направляющую трубу с термозащитным кожухом

  • Mark L. Bundy et al, Thermal shroud for a gun tube. Patent US, no. 4841836, 1989.
  • Peter F. Taylor et al, Thermal jacket for elongated structures. Patent US, no. 4346643, 1982.
  • Alistair R. Milne et al, Thermal sleeve for gun barrels. Patent US, no. 4638713, 1987.
  • Izumi Higashi, Gun barrel for tank. Patent US, no. 4753154, 1988
  • Gert Schlenkert et al, Thermal insulation jacket for a gun barrel. Patent US, no. 8347773 B2, 2013
  • Tae-Ho Han, Analysis of the effectiveness of thermal shroud on the thermal deformation of a gun barrel, NDIA 41st Annual Armament Systems: gun and missile systems Conference & Exhibition, march 27-30, 2006
  • Г.Н Дульнев Тепло-и массообмен в радиоэлектронной аппаратуре.-М.: Высш. шк., 1984
  • Г.Н Дульнев, Теория тепло-и массообмена. -СПб: НИУ ИТМО, 2012.
  • В.А. Бруяка, Инженерный анализ в Ansys Workbench. -Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010
  • Г.Н Дульнев и др. Исследование теплопроводности композиционных материалов из металлических волокон и порошков. Ж. Теплофизика высоких температур №6, том 13, ЛИТМО, 1975
  • Г.Н Дульнев и Ю.П Заричняк Теплопроводность смесей и композиционных материалов. Справочная книга. Л., «Энергия», 1974
  • А.Ф. Крегерс, И.А. Репелис, А.М. Толкс. Теплопроводность волокнистого композита и его составляющих, ж. Механика композитных материалов №4, 1987, с. 604…608
Еще
Статья научная