Раскопки многослойного палеолитического памятника Толбор-15 в 2010 году
Автор: Гладышев С.А., Болорбат Ц., Одсурэн Д., Табарев А.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XVI, 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521655
IDR: 14521655
Текст статьи Раскопки многослойного палеолитического памятника Толбор-15 в 2010 году
В июле - августе 2010 г. палеолитический отряд совместной российско-монгольской археологической экспедиции продолжил раскопки многослойного памятника Толбор-15 в Хангайской горной стране в северной Монголии. В данной работе представляются материалы всех археологических горизонтов, полученных из раскопа площадью 38 м2. Раскоп этого года непосредственно примыкал к прошлогоднему участку и продолжил его в восточном направлении. Коллекция артефактов, полученная в ходе раскопок, насчитывает около 7 тысяч каменных предметов.
Основным сырьем, которое использовалось для изготовления орудий на этом памятнике, был местный кремнистый сланец. Он имеет плотную структуру, а его цветовая гамма варьируется в пределах черного, темно-серого, серо-зеленого и серо-коричневого оттенков. Современная корка гораздо светлее, до палевого и светло-желтого тонов. При подготовке и расщеплении нуклеусов использовались две основные стратегии – ударная и отжимная. Ударная техника осуществлялась, по всей вероятности, при помощи каменных (местная галька) и роговых отбойников без использования посредников (прямое ударное расщепление). Ядрища расщеплялись как на весу, так и с упором, а также в специальных приспособлениях.
За время работ на памятнике стратиграфическая ситуация значительно изменилась. Увеличилась мощность первого литологического подразделения (гумусированная почва), которое удалось разделить на два слоя: темная, почти черная гумусированная почва (слой 1а) и бурая почва (слой 1б). Граница между ними маркируется прослойкой мелкого обломочного материала. В слое 1а залегает комплекс находок голоценового времени с керамикой [Гладышев и др., 2009б]. Керамика хрупкая, с кордовым орнаментом, плохой сохранности и принадлежит, скорее всего, ко времени раннего неолита. Этому не противоречит и каменный инвентарь. Абсолютных дат для этого горизонта пока нет, несколько керамических фрагментов передано в Японию для определения их возраста.
Из каменного инвентаря можно выделить различные модификации торцовых и клиновидных микронуклеусов, а также конические микронуклеу- сы. Проявление в раннем голоцене в микропластинчатом комплексе новой технологии – микроконической – заслуживает особого внимания. Оно может быть как импортного характера, так и результатом эволюции местной индустрии. Переход от клиновидных к микроконическим модификациям нуклеусов достаточно сложен, поскольку требует смены портативных устройств. В свою очередь, этот переход связан с усложнением подготовки ядрища и его фронта скалывания, а также с более тщательным подбором сырья. Учитывая явное преобладание микроторцовых микронуклеусов над микроклиновидными в финальнопалеолитических горизонтах памятника Толбор-15, мы предварительно склоняемся к версии развития микрокони-ческой техники на местной основе.
В слое 1б отсутствуют конические микронуклеусы и керамика. Орудийный набор обоих подразделений слоя 1 идентичен и включает в себя микроскребки, ножи, струги и большое количество ретушированных пластинок и мкропластин.
Мощность слоя 2 в раскопе этого года значительно уменьшилась, а в северо-восточном секторе этот слой исчезает совсем. Находок в слое 2 немного и они ничем не отличаются от комплекса, полученного в прошлые годы [Гладышев и др., 2009б; Гунчинсурэн и др., 2010]. Микролитический комплекс горизонта 2 сохраняет те же характеристики, что и в вышележащих горизонтах. Микронуклеусы представлены теми же типами: торцовые изделия, сделанные из вторичных сколов, или мелких галек и клиновидные нуклеусы, изготовленные из тонких бифасов. Абсолютных датировок, характеризующих возраст археологических материалов горизонта 2, пока нет. Мы предполагаем, что эти находки относятся к самому началу голоцена.
Также уменьшается и общая мощность отложений, содержащих археологические горизонты 3 и 4. Количество артефактов в этих горизонтах уменьшилось по сравнению с сопоставимыми площадями из раскопов прошлых лет, а номенклатурный состав каменной индустрии выглядит беднее. Львиную долю находок составляют отщепы, обломки и осколки мелких размеров. Практически исчезает литологическое подразделение слоя 5 (археологический горизонт 5), которое представлено в раскопе 2010 г. лишь отдельными, не связанными между собой тонкими линзами [Гладышев и др., 2009а]. Соответственно и коллекция артефактов слоя 5 крайне малочисленна.
В целом, памятник Толбор–15 представляет собой многослойный комплекс, и его материалы относятся к разным периодам каменного века. Материалы археологических горизонтов 6, 7 (далее Г 6, 7), на наш взгляд, составляют единый, наиболее древний пласт памятника. В коллекциях этих горизонтов преобладают нуклеусы для получения крупных пластин и пластинок. Выделяются следующие типы ядрищ: объемные подпризматические плоскостные и торцовые нуклеусы, ортогональные ядрища, а также ортогональные и торцовые микронуклеусы. Для получения крупных пластин используются одноплощадочные плоскостные нуклеусы и крупные торцо- вые уплощенные ядрища. Появляются торцовые микронуклеусы, изготовленные из мелких галек с тщательно обработанными латералями и хорошо выраженным килем-основанием.
Типологический набор орудий небогат. В подразделениях Г 5-7 выделяются резцы и концевые скребки высокой формы, выполненные в той же технике, которая применялась для отделения микропластин с торцовых микронуклеусов. Наряду с этим, на этом этапе раннего верхнего палеолита появляются бифасы (стоянка Толбор-15, горизонт 6), представленные крупными изделиями с грубой обработкой поверхностей сколами средних размеров. На наш взгляд, такие бифасы могли быть, скорее всего, универсальными заготовками, например, для тех же микронуклеусов, а не орудиями. Кроме того, найдены изделия с тщательно выделенным клювом на проксимальном конце пластин, шиповидные орудия, а также немногочисленные струги. Их мало, но типологический облик и характер обработки стругов не меняется от 7-го горизонта до 3-го. Выемчатых и зубчатых орудий крайне мало, единичными предметами представлены также острия с притупленным краем и ретушированные пластины и отщепы. Комплекс Г 7 имеет дату 29150 ± 320 л.н. (АА-84138), а материалы Г 5 датируются временем 28460 ± 310 л.н. (АА-84137 ) . К этому же хронологическому отрезку относится ассамбляж Г 4 стоянки Толбор-4, время существования которого определяется датой 26700 ± 300 л.н. (А А -84135) . К а менная индус т рия Г 4 памятника Толбор-4 имеет тот же типологический состав нуклеусов и орудий, что и комплексы Г 5-7 стоянки Толбор-15. Костный материал, обнаруженный в этих горизонтах, малочислен, кость плохой сохранности, сильно фрагментирована и непригодна для определения видового состава животных. В 7-м археологическом горизонте найдены следы трех кострищ. Они представлены тонкими зольными пятнами овальной формы с ярко-красной окантовкой. Из всех трех очагов взяты образцы зольного грунта и переданы в Японию для определения абсолютного возраста. Возле очагов отмечена особая концентрация нуклеусов различных типов находящихся на разных стадиях утилизации.
Далее следуют коллекции горизонтов 3 и 4 (далее Г 3, 4), которые резко отличаются от материалов нижележащих слоев В археологических комплексах Г 5-7 преобладают одноплощадочные однофронтальные плоскостные нуклеусы для получения крупных пластин и пластинок. Доля пластин среди всей совокупности сколов составляет 13%. В комплексах Г 3-4 эти два параметра меняются, причем в виде тенденции. Во-первых, сокращается доля плоскостных нуклеусов и пластин в общей массе сколов. Во-вторых, доля пластин и пластинок в индустрии Г 3-4 снижается до 6%, что наглядно демонстрирует непластинчатый характер расщепления этого технокомплекса. В материалах Г 2 эти тенденции получают дальнейшее развитие. Увеличивается число клиновидных нуклеусов, они становятся морфологически разнообразнее, а ядрища для получения крупных заготовок деградируют. Они превращаются в ортогональные разновидности для получения отщепов. Среди пластинчатых заготовок начинают доминировать микропластины, хотя их число пока еще и невелико.
Комплексы Г 3-4 стоянки Толбор-15 иллюстрируют заключительный этап существования древнего человека верхнепалеолитического времени в Монголии. Они имеют существенные отличия от индустрий нижних горизонтов. Прежде всего, это господство клиновидных и торцовых микронуклеусов и подавляющее преобладание мелких отщепов, чешуек и микропластин в индустрии сколов. Среди орудий доминирующее положение занимают концевые скребки низких форм небольших размеров, различные острия, фрагменты наконечников и ретушированные микропластины. Располагаясь выше по разрезу, эти технокомплексы, безусловно, моложе нижележащих материалов. В 2009 г. получены четыре даты из Г 3-4 памятника Толбор-15. Анализы выполнены в лаборатории Университета Аризоны (г. Тусон) и в лаборатории Beta А ^^alуtic (шт а т Флорида). Все даты ра с полагаются в диапазоне от 14000 до 14900 л.н. Материалы Г 3 имеют даты 14055 ± ± 80 л.н. (АА-84136) и 14930 ± 70 л.н. (Beta-263742). В о зраст коллекци и артефактов из Г 4 определяется 14680 ± 70 л.н. ( B eta- 2 637 4 4) и 14820 ± 70 л. н . (Beta-263745). Вероятно, это верхняя граница существования «отщеповых» индустрий на территории Монголии.