Раскопки могильника Шаманка II в 2006 году
Автор: Базалийский В.И., Вебер А.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XII-1, 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521162
IDR: 14521162
Текст статьи Раскопки могильника Шаманка II в 2006 году
По мере продолжения полевых исследований и накопления фактического материала Шаманка II становится одним из самых крупных могильников эпохи раннего неолита Северной Азии. В 2006 г. Култукский отряд КАЭ ИГУ в рамках Российско-Канадской исследовательской программы, при поддержке полевого гранта Президиума СО РАН и гранта РФФИ-Бай-кал № 05-06-97208 возобновил раскопки могильника Шаманка II, направленные на многогранное изучение ранненеолитических погребальных комплексов с использованием современных естественно-научных методов исследования. В процессе раскопок 1965, 1998-2005 гг. на территории могильника было вскрыто 64 погребальных комплекса [Тиваненко, 1979; Basaliiskii, 2002; 2003; Туркин, Харинский, 2004; Базалийский, Вебер, 2004; 2005]. Могильник находится на ЮЮЗ побережье оз. Байкал, на западной экспозиции склона второго холма Шаманского мыса. Погребальные комплексы раннего неолита локализуются на двух участках. Одна группа могил (восточная) дислоцируется в привершинной части склона холма на высотных отметках 22,5–28 м от уровня Байкала. Вторая (западная) группа расположена ниже по склону, на высотных отметках 18–21 м от уреза воды, и простирается вдоль обрыва холма. Между восточной и западной группами имеется свободное пространство протяженностью 11,5 м. Большинство могил восточной группы локализовано в четыре ряда, ориентированные по линии ЮВ–СЗ. Топография рядов соответствует направлению горизонталей, т.е. могилы, находящиеся в каждом отдельном ряду, располагаются примерно на одной высоте относительно зеркала оз. Байкал (рис. 1).
В 2006 г. вскрывались восточные, включая часть вершины холма, и северные участки территории восточной группы могил. На раскопанной площади в 250 м2 вскрыто 15 погребальных комплексов (могилы №№ 69-83), относящихся к периоду раннего неолита. Вопреки нашим ожиданиям вершина холма оказалась практически не заполненной могилами (за исключением погребения ребенка). Возможно, это объясняется отсутствием в погребальной практике традиции создания захоронений на горизонтальных (ненаклонных) площадках. Но, возможно, отсутствие могил на вершине объясняется непривлекательным, даже мрачным видом вершины холма в среднем голоцене. Как показали наблюдения стратиграфической ситуации, в период климатического оптимума на вершине, в отличие от западной эк-
Рис. 1. Могильник Шаманка II.
Раскопки 1998-2006 гг. План расположения погребальных комплексов.
спозиции склона, отсутствовал почвенный горизонт, и она представляла собой неровный выход скальной породы с расщелинами, заполненными мраморной крошкой, лишенный растительности. Видимо, в этот период формировался эоловый налет пыли и происходило образование малогу- мусных слаборазвитых почв, активно под воздействием ветра выдувавшихся с вершины и накапливающихся на склонах, благодаря чему белый мрамор приобрел темно-серый окрас. Почвенный горизонт черного сильно гумусированного суглинка на рассматриваемом участке сформировался только в период позднего голоцена. Могилы №№ 69–72 вскрыты в СВ части территории могильника. Тройное захоронение № 69 (возможно, мужчина, женщина и ребенок) располагалось несколько особняком, вне рядов, над обрывом. Могилы №№ 70–72 вскрыты в расщелинах вершины (№ 72) и начала (верхнего уровня) северо-западной экспозиции склона и находились также вне рядов. Погребальные комплексы №№ 74–83, хотя и находятся на горизонталях второго, третьего и четвертого рядов, но расположены на значительном удалении и, возможно, составляют третью (северную) локальную территориальную группу, т.к. дислоцируются довольно компактно (рис. 2-1). Из 15 вскрытых в 2006 г. могил 11 были непотревожены и 4 частично или полностью разрушены в древности. В заполнении могильных ям нарушенных могил отмечены зольники. На расстоянии 3 м к ЮЗ от могилы № 83 в ярко-буром суглинке обнаружена левая ветвь нижней челюсти крупного медведя.
Надмогильные и внутримогильные сооружения из камня во всех погребальных комплексах отсутствуют. Ямы заложены со среднего уровня яркобурого суглинка, соответствующего голоценовому климатическому оптимуму (за исключением могилы № 72, в которой яма заложена с кровли мраморной крошки). В общей сложности в 15 погребальных комплексах находилось 24 полных и фрагментированных человеческих скелетов, из которых 8 принадлежали мужчинам, 10 - женщинам и 5 – детям (4 детей младенческого возраста). В одном случае пол взрослого индивидуума установить не удалось. Индивидуальные захоронения зафиксированы в 12 могилах, в одной отмечено парное захоронение, в одной – тройное и в одной – групповое (костные останки 7 индивидуумов). Из 12 могил, содержавших индивидуальные захоронения, в 8 были погребены взрослые и в 4 - младенцы. Трупоположение в 10 могилах вытянутое на спине, в одной -вытянутое на животе, в одной - на спине с подогнутыми ногами, в одной -на левом боку с подогнутыми ногами, в одной, возможно, на правом боку с подогнутыми ногами. Положение погребенных в групповой могиле № 78 установить невозможно. Не удалось также определить трупоположение женщины в могиле № 83 из-за нарушения анатомического порядка и фрагментарности скелетных останков. Следует отметить довольно интересную деталь - погребения с разным трупоположением (№№ 74-77) были сосредоточены в одном ряду. Крайним с юго-западной стороны находилось захоронение мужчины в вытянутом на спине положении, рядом с ним - захоронение мужчины в вытянутом положении на животе, далее - захоронение мужчины на спине с подогнутыми ногами и крайним с северо-западной стороны – захоронение женщины на левом боку с подогнутыми ногами. Ориентировка погребенных головой на СВ зафиксирована в 12 могилах.
Рис. 2. Могильник Шаманка II.
1 . План расположения могил вскрытых в 2006 г.
2. Подвеска. Тальк. 3-5 Подвески. Кость. 6 . Стержень. Рог.
Ребенок из могилы № 82 головой был ориентирован на С, а погребенная в могиле № 73 женщина – на ЮЮЗ. Во всех могилах на уровне погребений отмечена засыпка охрой.
Сопроводительный инвентарь в количественном отношении и по номенклатурному составу в каждой отдельной могиле разный. В двух погребениях младенцев инвентарь отсутствовал вообще и в двух были обнару- жены только украшения, состоящие из подвесок из клыков кабана и резцов тарбагана. Очень незначительное количество предметов зафиксировано в уже упоминавшихся могилах №№ 74–77. В полностью разрушенном погребении женщины (№ 79) не отмечено ни одного предмета. В непотревоженном совместном захоронении мужчины, женщины и ребенка (№ 69) обнаружены многочисленные фрагменты зубов крупного травоядного животного, подвески из расщепленных клыков кабана, фрагменты перламутровых колец и резцы тарбагана. Наиболее «богатый» сопроводительный инвентарь выявлен в разрушенной групповой могиле № 78 и в разрушенной парной могиле № 83. В могиле № 78 зафиксировано 162 предмета из кости и рога. Весь инвентарь был перемешан с человеческими костями. Наряду с традиционным набором изделий из кости и камня в этой могиле обнаружены 3 оригинальные плоские подвески из кости в виде голов лосей (рис. 2-3, 4, 5) и одна подвеска из розового талька в виде объемной скульптуры лежащего лося. Отверстие для подвешивания оформлено в области гривы (рис. 2-2). Подобные подвески в погребальных комплексах раннего неолита Байкальской Сибири еще не встречались. Не менее интересный и разнообразный сопроводительный инвентарь, представленный 117 предметами, зафиксирован в могиле № 83. В отличие от могилы № 78, грабители (разрушители) погребения не потревожили большое скопление вещей в северо-восточной части ямы (не исключено, что предметы были просто сдвинуты к стенке). В составе инвентаря находились 4 нефритовых тесла (одно миниатюрное из светло-зеленого, почти белого нефрита), 5 кремневых скребков, 10 наконечников стрел из кремня и микрокварцита, абразивы (выпрямители древков стрел) из песчаника, призматические пластины и отщепы, а также фрагменты талька со следами пиления. Составные изделия из камня и кости представлены рыболовными крючками китойского типа, составными вкладышевыпи наконечниками (двусторонние) и ножами. Предметы из кости и рога включают гарпуны, ложки, разнообразные крупные и мелкие острия, наконечники стрел и т.д. В рассматриваемой могиле выявлен дугообразно изогнутый роговой стержень, приостренный конец которого снабжен волнистой врезкой, а притупленный конец выполнен в виде стилизованной головы лося (рис. 2-6). Кроме того, в этой же могиле находились трапециевидные в сечении сегменты роговых обкладок, бесспорно, лука, которые удалось полностью апплицировать.
Таким образом, в итоге полевых исследований могильника Шаманка II в 2006 г. открыта, возможно, третья территориальная группа локализации ранненеолитических погребальных комплексов. Установлено фактическое отсутствие захоронений и отсутствие горизонта ярко-бурого суглинка (голоценовый климатический оптимум) на вершине холма. Вскрыты 4 могилы сосредоточенные в одном ряду, в которых погребенные находились в разных позах. Раскопаны 4 погребения младенцев в индивидуальных могилах (явление дли ранненеолитических захоронений довольно редкое). Ансамбль сопроводительного инвентаря пополнился ранее неизвестными костяными подвесками в виде голов лосей и подвеской из розового талька в виде лежащего лося.
В целом, к настоящему времени на территории могильника Шаманка II вскрыто 79 погребальных комплексов относящихся к раннему неолиту, в которых зафиксированы костные останки 140 индивидуумов. В индивидуальных захоронениях сосредоточены 48 (34 %) погребенных и в совместных захоронениях (2 – 8 индивидуумов) - 92 (66 %) погребенных. Половозрастной состав: мужчины – 59 (42 %), женщины – 36 (26 %), дети – 24 (17 %). Не удалось определить пол у 21 (15 %) взрослых индивидуумов. Всего на могильнике отмечено 116 (83%) погребений взрослых и 24 (17 %) -детей. Костяки с ненарушенным анатомическим порядком составляют только 31 % (55 скелетов). По костным материалам из раскопок ранненеолитических могил в 1998 – 2005 гг. в радиоуглеродной Лаборатории г. Торонто (R. Beukens) и Лаборатории ГИН г. Москва (Л.Д. Сулержицкий) получено 49 дат 14С, определяющих хронологический период функционирования могильника 7000-6000 л.н. (радиоуглеродный возраст) [Weber et al. 2006]. Сравнительный анализ (мтДНК) ранненеолитического населения и населения позднего неолита Байкальской Сибири свидетельствует об отсутствии генетической связи между этими двумя хронологически разными группами [Mooder et al. 2006].
Раскопки могильника Шаманка II в 2007 г. будут продолжены.