Раскопки на памятнике Старый Московский Тракт-3

Автор: Молодин В.И., Ненахова Ю.Н., Мыльникова Л.Н., Дураков И.А.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья

Статья в выпуске: XXII, 2016 года.

Бесплатный доступ

Западносибирским отрядом в рамках работ по исследованию погребально-поминальных комплексов эпохи неолита раскопана насыпь кург. № 1 объекта культурного наследия Старый Московский Тракт-3. Памятник расположен в 3,48 км на юго-восток от центра с. Венгерово, в березовом лесу. Был разбит раскоп площадью 81 м2. В его границах изучено несколько объектов. Один из них оказался остатком межевого столба конца XIX - начала XX в., остальные - ямами. В центральной части раскопа исследовано одно погребение. Захоронение было нарушено еще в древности. Найдены обломки длинных костей и костей черепа. Инвентарь представлен бронзовым наконечником стрелы. По результатам проведенных исследований можно говорить о том, что центральное захоронение и само курганное сооружение относятся к раннему железному веку. Эти объекты находятся на участке поселенческого комплекса более раннего времени, вероятно, эпохи ранней бронзы, к которой и относятся ямы.

Еще

Венгеровский р-н, памятник старый московский тракт-3, западносибирский отряд, эпоха бронзы, ранний железный век

Короткий адрес: https://sciup.org/14522387

IDR: 14522387

Текст научной статьи Раскопки на памятнике Старый Московский Тракт-3

В рамках поиска погребально-поминальных комплексов эпохи неолита Западносибирским отрядом Североазиатской комплексной экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН исследована насыпь кург. № 1 памятника Старый Московский Тракт-3, расположенного в Венгеровском р-не Новосибирской обл.

Памятник открыт В.И. Молодиным в 1997 г. Была зафиксирована одиночная насыпь в березовом лесу, в 80 м к северо-западу от края второй надпойменной террасы левого берега р. Тартас. Насыпь представляла собой уплощенный холм диаметром 10 м и высотой 20–25 см от уровня современной поверхности, окруженный по пери- метру небольшим (~ 1,5 м длиной) ровиком глубиной не более 10 см [Молодин, Новиков, 1998, с. 54]. В 2002 г. этот объект культурного наследия был включен в список памятников археологии Новосибирской обл. как памятник местного (регионального) значения. Поселение осматривалось сотрудниками НПЦ по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской обл. Д.Е. Ануфриевым (2005 г.), А.О. Князевым (2010 г.), а также начальником отдела археологии НПЦ В.А. Суминым (2014 г.). Последним были проведены осмотр, сверка имеющейся документации с современным состоянием, уточнение местоположения с использованием спутниковой навигации, топографическая съемка и фотодокументирование. По уточненным данным, памятник расположен в 3,48 км на юго-восток от центра с. Венгерово, на пологом северовосточном склоне второй надпойменной террасы р. Тартас, в 1,67 км на северо-восток от автомобильного моста через р. Тартас, в 49 м к северо-востоку от насыпной грунтовой автодороги (Старый Московский тракт), в березовом лесу [Сумин, 2015, с. 1]. В.А. Суминым отмечено, что в настоящее время ровик, ранее зафиксированный вокруг насыпи № 1, не прослеживается, сама же насыпь имеет овальную форму, размеры 9,41 × 8,78 м и высоту 0,35 м. В 75 м на северо-восток от нее зафиксировано еще два аналогичных сооружения. Площадь выявленного объекта культурного наследия составляет 2344,59 м² [Там же, с. 14]. Подъемного материала ни в 1997, ни в 2014 г. обнаружено не было, датировка и культурная принадлежность памятника оставались не ясными.

Памятник исследовался как составляющая археологического комплекса Венгерово-2 и находится с ним в единой сетке условных координат. Визуально курганный холм читался достаточно четко. Данная территория оказалась сильно залесена, что в некоторой степени осложнило раскопки. Был разбит раскоп общей площадью 81 м2, по возможности максимально включающий насыпь кургана и захватывающий пространство вокруг него.

За методическую основу раскопок данного объекта были приняты общие правила исследования памятников курганного типа. Территория, на которой проводились работы, была поделена на четыре сектора системой из двух бровок. Для более тщательного изучения и фиксации материала раскоп был поделен на квадраты размером 1 × 1 м (рис. 1).

В стратиграфическом отношении показательна бровка по линии СЗ ‒ ЮВ, которая дает полное представление о формировании насыпи. Современная поверхность – дерново-гумусированный слой, нарушенный в нескольких местах антропогенным воздействием. Дерн подстилал слой гумусирован- ной пестрой темно-серой (светло-серой с белесосерым оттенком) супеси. Под ним прослеживался слой пестрой мешаной темно-серой, светло-серой с белесо-серыми линзочками супеси (непосредственно насыпь кургана). Отчетливо отбивался слой погребенной почвы (плотная белесо-серая супесь), в центральной части раскопа нарушенный захоронением раннего железного века. Заполнение последнего включало пеструю мешаную серокоричневую, серую с вкраплениями линз черного и белесо-серого цвета супесь. На уровне засыпки погребения, справа и слева, в двух местах отмечены линзы погребенного дерна. Справа, вплотную к линзе находится материковый выкид (мешаная оранжево-серо-желтая супесь). Материк же на данном участке террасы представлен суглинком оранжево-красного цвета.

При разборе насыпи обнаружено несколько орнаментированных фрагментов керамики (рис. 2, 5 8 ), позволяющих судить о хронологии культурного слоя, на котором была возведена насыпь.

В границах раскопа зафиксировано и исследовано несколько объектов (см. рис. 1). Объект № 1 представлен небольшим скоплением неорнамен-тированных фрагментов керамики, обнаруженным после снятия дерна в секторе 2. Скопление залегало в линзе черной супеси, вероятнее всего, возникшей при сформировании лесопосадочной или противопожарной полосы. Фрагменты керамики были явно переотложены.

Объект № 2 расположен в секторе 1. Он был зафиксирован сразу после снятия первого горизонта в виде пятна оранжевого цвета с черным окаймлением: так проявились следы межевого столба конца XIX ‒ начала XX в.

Яма № 1 расположена в секторе 4. На уровне материка фиксировалась в виде пятна округлой формы. Заполнение ямы представлено однородной белесо-серой супесью. После выборки ее размеры составили по верхнему абрису 0,43 × 0,46 м, по нижнему – 0,35 × 0,34 м, глубина от уровня материка – 0,07 м. При зачистке на поверхности пятна найден обломок ножевидной пластины (рис. 2, 4 ). Необходимо отметить, что на втором горизонте в кв. Г3/28 1 , в непосредственной близости от данной ямы, найден обломок шлифованного изделия (рис. 2, 1 ).

Яма № 2 расположена в секторах 2, 3. На уровне материка читалась в виде пятна округлой формы. Заполнение ямы имело многослойную структуру. Яма сложной конфигурации была значительно вытянута по линии СЗ – ЮВ. После выборки размеры ее составили по верхнему абрису 1,83 × 1,82 м. На поверхности пятна в секторе 2, в кв. Б3/25 1 , найден каменный скребок (рис. 2, 3 ). В процессе

Рис. 1. План раскопа памятника Старый Московский Тракт-3.

Рис. 2. Находки. Памятник Старый Московский Тракт-3. 1, 2 - обломки шлифованных изделий из камня; 3 - скребок (камень); 4 - ножевидная пластина (камень); 5-8 - фрагменты керамики; 9 -бронзовый наконечник стрелы.

выборки заполнения обнаружено несколько фрагментов неорнаментированной керамики и каменная «чешуйка». Над этим пятном на втором горизонте был обнаружен обломок нуклеуса (рис. 2, 2 ). При зачистке периметра данной ямы в кв. Б3/25 1 локализовалось пятно округлой формы, явно относящееся к данному объекту, – яма № 2А. После выборки заполнения (белесо-серая супесь) размеры ее составили по верхнему абрису 0,26 × 0,29 м, по нижнему – 0,13 × 0,12 м, глубина от уровня материка – 0,15 м. По всей видимости, эта яма являлась столбовой.

Погр. № 1 расположено в центральной части раскопа. Пятно овальной формы локализовалось после снятия третьего горизонта и имело размеры 1,04 × 1,78 м. Заполнение могильной ямы представлено в виде мешаной пестрой черно-серой, серо-коричневой супеси с вкраплениями черной и белесосерой супеси.

После выборки заполнения размер могильной ямы по верхнему абрису составил 1,21 × 1,89 м, по нижнему – 1,09 × 1,82 м. На дне погребения найдены обломки черепа (теменная часть) и длинной кости человека, лежащие в беспорядке. У юго-западной стенки могилы найден фрагмент бронзового наконечника стрелы (рис. 2, 9 ). При разборе бровки по линии СЗ – ЮВ в кв. Г3/27 1 на уровне второго горизонта найден осколок длинной кости скелета человека. Очевидно, что данное курганное сооружение относится непосредственно к этому погребению. По найденному инвентарю (например, по фрагменту бронзового наконечника стрелы; рис. 2, 9 ) его можно отнести к раннему железному веку. Аналогичные предметы известны на памятниках раннего железного века на территории Среднего Притоболья [Матвеева, 1993, с. 34, 37, 49, 75].

Судя по стратиграфической ситуации, выявленные ямы № 1, 2А не связанны с погр. № 1, а, скорее всего, составляют единое целое с более ранним комплексом, представленным ямой № 2.

Таким образом, в результате проведенных работ можно однозначно говорить о том, что центральное захоронение и само курганное сооружение датируются ранним железным веком и, по всей видимости, принадлежат к саргатской культуре. Погребальный комплекс был сооружен на территории более древнего поселения, которое, судя по керамике и каменному инвентарю, относится к ранней поре бронзового века. Более полно подобные материалы представлены на поселении Венгерово-3, относимом В.И. Молодиным к гребенчато-ямочной культурной традиции (байрыкские комплексы) [Молодин, 1977, с. 43–49]. Вероятно, что это периферия поселенческого комплекса данного времени, распространяющегося к северо-западу от исследованного объекта.

Список литературы Раскопки на памятнике Старый Московский Тракт-3

  • Матвеева Н.П. Саргатская культура на среднем Тоболе. -Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. -175 с.
  • Молодин В.И. Эпоха неолита и бронзы лесостепного Обь-Иртышья. -Новосибирск: Наука, 1977. -173 с.
  • Молодин В.И., Новиков А.В. Археологические памятники Венгеровского района Новосибирской области. -Новосибирск: Наука, 1998. -Вып. 3. -140 c.
  • Сумин В.А. Отчет по результатам работ по предварительному определению границы территории объектов археологического наследия в 2015 году. -Новосибирск, 2015.
Статья научная