Раскопки палеолитической стоянки Малишина стена в Черногории в 2020 году

Автор: Шуньков М.В., Анойкин А.А., Козликин М.Б., Булатович Л., Деревянко А.П.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология каменного века палеоэкология

Статья в выпуске: т.XXVI, 2020 года.

Бесплатный доступ

Представлены результаты археологических исследований стоянки Малишина Стена в 2020 г. Скальный навес расположен на севере Черногории, рядом с г. Плевля, в ущелье р. Чехотина. В 2017-2019 гг. раскопки проводились совместной российско-черногорской экспедицией в центральной части навеса. В 2020 г. работы продолжены на новом участке стоянки, где сохранились отложения верхней части разреза, представленные стратиграфическими подразделениями слоя А. Раскопом площадью 6 м2 была вскрыта толща слоев A-F общей мощностью до 1,8 м. Археологические материалы зафиксированы в слоях A1, A2, A4, B2 и C. Основная часть коллекции связана с горизонтами слоя А. Для этой индустрии характерно развитое мелко- и микропластинчатое производство. В орудийном наборе представлены формы, типичные для заключительной стадии верхнего палеолита, - микропластины с притупленным краем, микроострия, геометрические микролиты, микроскребки и проколки. Состав фаунистических остатков свидетельствует о том, что обитатели навеса систематически занимались рыбной ловлей, а также охотой на мелких млекопитающих. Анализ используемого каменного сырья показал, что помимо орудий из местных пород в этой индустрии в большом количестве представлены изделия из качественных халцедонов и яшмоидов, отсутствующих в окрестностях стоянки. Судя по особенностям состава и распределения археологического материала в литологических подразделениях слоя А, можно предположить, что скальный навес использовался для регулярных, но кратковременных стойбищ, связанных, скорее всего, с рыболовной и охотничьей деятельностью.

Еще

Черногория, малишина стена, скальный навес, плейстоцен, палеолит, каменная индустрия

Короткий адрес: https://sciup.org/145145120

IDR: 145145120   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.316-321

Текст научной статьи Раскопки палеолитической стоянки Малишина стена в Черногории в 2020 году

Скальный навес Малишина Стена расположен на севере Черногории, в 20 км к юго-востоку от г. Плевля, в верхнем течении р. Чехотина, на высоте 860 м над ур. м. В районе стоянки долина реки представляет собой каньонообразное ущелье глубиной 95–100 м с крутыми скальными стенками, в своей нижней части зачастую отвесными и субвертикальными. Навес северной экспозиции вытянут вдоль реки и имеет протяженность по капельной линии ок. 32 м при глубине до 12 м и высоте 15 м. Над уровнем реки площадка под навесом возвышается на 10 м [Деревянко и др., 2017].

В 1981–1984 и 1986 гг. исследовательские работы под навесом вели специалисты из Центра археологических исследований философского факультета Белградского университета совместно с музеем г. Плевля под общим руководством И. Радованович [Radovanovic, 1986].

В 2017 г. раскопки стоянки были возобновлены совместной российско-черногорской экспедицией и велись преимущественно в ее центральной части единым раскопом, площадь которого на момент окончания работ в 2019 г. составила 28 м2 [Деревянко и др., 2017, 2018, 2019].

В 2020 г. археологические работы проводились на новом участке, где сохранились отложения верхней части разреза. Большая часть основного культуросодержащего слоя А была раскопана в 1980-х гг. практически на всей площади памятника, а его сохранившиеся участки сильно повреждены в результате современной антропогенной деятельности и продолжительного экспонирования после удаления перекрывающей голоценовой толщи. В коллекции из раскопок второго этапа исследований археологический материал из слоя А был представлен немногочисленными артефактами, связанными в основном с участками слоя небольшой мощности и протяженности, сохранившимися в локальных понижениях. Полная стратиграфическая последовательность отложений сохранилась только на периферийных участках навеса, главным образом в его восточной части.

Раскоп 2020 г. площадью 2 × 3 м был заложен у восточного края навеса перед капельной линией (рис. 1, 1). Он вскрыл рыхлые отложения в квадратах H–J/7–8 на глубину до 1,8 м. Выделенные в разрезе литологические слои А1–4, В1, В2 и С в целом соответствуют описанным ранее стратотипам (рис. 1, 2) [Деревянко и др., 2019] и представля- ют собой мощную щебнисто-дресвянистую толщу с заполнителем порового типа. Границы между слоями проведены по изменению цвета заполнителя и концентрации обломочного материала. Основным отличием, зафиксированным в строении разреза на данном участке, является значительная мощность слоя А (до 1 м), который разделен на четыре литологических подразделения, где слои А2 и А4 имеют выраженный темно-серый, черный и красноватый цвет за счет насыщенности углем, органикой и минеральными красителями, в отличие от светло-серых слоев А1 и А3. Кроме того, вздымание кровли нижней пачки отложений аллювиального генезиса (слои D–F) привело к значительному уменьшению мощности слоя С – с 0,7 до 0,3 м по сравнению с центральной частью навеса. В раскопе этого года слой С представляет собой единую толщу, в которой не прослежены литологические горизонты, выделенные в разрезах раскопов 2017–2019 гг.

На уровне кровли слоя D площадь раскопа была сокращена до 1 м2. Шурфом, пройденным на глубину 0,6 м, вскрыта археологически стерильная нижняя пачка отложений.

Слой D – супесь серо-коричневая с включением мелкого щебня, мощностью 0,3–0,4 м.

Слой E – аллювиальные пески серые, слоистые, мощностью 0,15–0,20 м.

Слой F – русловой галечник с песчаным заполнителем, вскрытой мощностью 0,15 м.

Археологический материал зафиксирован в слоях A1, A2, A4, B2 и C (см. таблицу ).

Слой А1. Каменная индустрия – 463 экз. Ну-клевидные формы (0,9 %) представлены тремя ну-клевидными обломками и истощенным ядрищем в виде небольшой (4,8 см по длинной оси) округлой плоской гальки, одна из сторон которой покрыта негативами разнонаправленных снятий. Частично сохранилась одна из ударных площадок – естественная, со следами забитости и мелких коротких снятий в верхней части фронта. Контрфронт покрыт галечной коркой.

Среди сколов (80 экз., 17,3 %) примерно половину составляют микропластины и пластины с параллельной огранкой дорсала. Отщепы, включая пластинчатые, представлены небольшими сколами преимущественно с точечной остаточной ударной площадкой и с продольной огранкой. Среди технических сколов большинство составляют снятия раз-

Рис. 1. План стоянки Малишина Стена с указанием участков археологических работ ( 1 ) и стратиграфический разрез западной стенки раскопа 2020 г. ( 2 ).

желвачивания, а также реберчатые сколы пластинчатых пропорций, отмечен один скол подправки ударной площадки. В числе отходов производства (81,8 %) больше половины составляют чешуйки.

Орудийный набор (8 экз.) включает две микропластины с притупленным краем, сегмент, фрагмент мелкого ретушированного острия (рис. 2, 17 ), 318

два мелких скребка на отщепах – концевой и угловой, угловой резец и мелкий фрагмент орудия. В пределах слоя найдено также 37 неопределимых фрагментов костей крупных млекопитающих, зуб грызуна и семь костей рыб.

Слой А2. Каменная индустрия – 488 экз. Ну-клевидные формы (1,2 %) представлены тремя ну- клевидными обломками и тремя ядрищами, одно из которых аморфное истощенное. Типологически выраженные нуклеусы относятся к категории одноплощадочных монофронтальных для снятия мелких пластин и микропластин. Один из них – небольшого размера (3,7 см), выполнен на гальке (рис. 2, 19). Слабовыпуклый широкий фронт несет негативы мелких пластинчатых и микропластин-чатых снятий, заходящих на более узкий и менее выпуклый торец. Ударная площадка гладкая, слабо скошена к контрфронту, оформлена одним поперечным сколом. Контрфронт и основание сохранили галечную поверхность. Второе ядрище (3,2 см) подпрямоугольное, уплощенное (рис. 2, 18). Слабовыпуклый фронт несет негативы нескольких мелких пластинчатых снятий. Ударная площадка оформлена несколькими сколами, слабо скошена к контрфронту. Часть ударной площадки и контрфронт сохранили галечную поверхность.

Среди сколов (100 экз., 20,5 %) доля пластин с параллельной огранкой дорсала и микропластин составляет 45 %. Отщепы, в т.ч. пластинчатые, представлены мелкими сколами преимущественно с гладкой или точечной остаточной ударной площадкой и с продольной огранкой. Технические сколы включают в основном снятия разжелвачива-ния и реберчатые сколы пластинчатых пропорций, а также два «заныривающих» скола, краевой скол и подправки ударной площадки. В составе отходов производства (78,3 %) обломки, осколки и чешуйки.

В орудийный набор (8 экз.) входят две микропластины с притупленным краем (рис. 2, 8, 10 ), два ретушированных острия, одно из которых скошенное (рис. 2, 15 ), проколка на микропластине (рис. 2, 11 ), концевой микроскребок (рис. 2, 16 ), небольшой отщеп с ретушью и мелкий фрагмент орудия (рис. 2, 6 ). В этом слое найдено также 28 неопределимых фрагментов костей крупных млекопитающих, два зуба грызунов и 35 костей рыб (ребра и жаберные крышки).

Слой А4. Коллекция каменных артефактов – 485 экз. Нуклевидные формы (0,8 %) представлены обломком с бессистемными снятиями и тремя ядри-щами. Первое из них – фрагмент (2,5 см) одноплощадочного монофронтального нуклеуса для снятия мелких пластин и микропластин, с прямой ударной площадкой, оформленной одним сколом, и сохранившейся верхней частью фронта с негативами мелко-и микропластинчатых снятий. Второе изделие – обломок (2,8 см) подпризматического одноплощадочного ядрища для микропластин. Сохранились ударная площадка и часть выпуклого фронта, покрытого регулярными микропластинчатыми снятиями. Ударная площадка прямая, подготовлена одним сколом, край скалывания несет следы мелкой редукции. Третий

cd

К W

2 §

8 8

m

о м

Ч о ^

ОО

■D

ID

ID

Ох

ОО

id

co

ID

Ox

(|чд1чс[|Я1Ш

/эийкметипояэеи: энннЛйя) ш эо>|

о м

о

^

"Г)

СЧ

ОО

ID

40

О1

ID сч

ОО

m

o?

ID

oo

40 OJ

ID

(ииСАйо хин ей) аотяЕфэтЙЕ хнннэиея смээд

о м

о

S

S

ОО

5

5

ияиЛшэь

ID

й

ID

5)

OJr oo"

Qo

Ох

OJ

OJ

OJ

Я

OJ

XT

ИЛ

-кояэо ‘ютснгдо

S

о\ оо"

Ox"

oo

Ox

§ о

40

Ох

О1 Ох

ОО

40

OJ

O'

неолэ эюшэ]Д[

°Ч

О\

id'

ID

OJ

^

§ о

ОО "D

’—1

40

неолэ

эилээьинхэ^

°ч of

xt

^

ID

CD

§ о

OJ

40

’—1

ннэ1ш,0

OX

хГ

"D of

OJr oo"

'o

§ о

ОО

S

OJ

xt

ннэйио

ЭНПЗЫШХЭВЕЦ

40 of

О\ oi

ID

of

1

OJ

OJ

1

ННИТЭЕЕЦОЙЯИр}

r^

°Ч

id'

of

OJ

1

§ о

ОО

Ох

40 OJ

ID

1

CD

ннихэвец

40

хГ

oo

1

О

§ о

Ox OJ

40

OO

1

^

ниДоф эннСиаэкяЛу

OX

^

°4

ID

o

§ о

ХГ

40

XT

’—1

HX4EBJ

Ol

Ox"

1

о

§ о

’—1

OJ

1

ел

о

<

О1

<<

<

OJ m

О

О

^>

CQ

Рис. 2. Каменные артефакты из слоев А1 ( 17 ), А2 ( 6, 8, 10, 11, 15, 16, 18, 19 ), А4 ( 2–4, 9, 12–14 ) и В2 ( 1, 5, 7 ) стоянки Малишина Стена.

1–5, 7–10 – микропластины с притупленным краем; 6 – фрагмент орудия; 11 – проколка на микропластине; 12, 13 – микроострия; 14 – острие с выемкой; 15 – скошенное острие; 16 – микроскребок; 17 – фрагмент ретушированного острия; 18, 19 – нуклеусы.

нуклеус – небольшое (4,5 см) прямоугольное уплощенное двуплощадочное трехфронтальное ядрище для снятия удлиненных сколов. Узкая часть является ребром, с которого на обе широкие плоскости производились снятия разноразмерных удлиненных сколов. Ребру противопоставлена широкая естественная плоскость, с которой на торцевую часть изделия было снято несколько удлиненных сколов на последней стадии утилизации нуклеуса.

Среди сколов (94 экз., 19,4 %) ок. 70 % составляют пластины с параллельной огранкой дорсала и микропластины, при этом их количество почти одинаковое. Отщепы и пластинчатые отщепы небольшого размера, в основном с гладкой остаточной ударной площадкой и с продольной огранкой. Среди техни- ческих сколов большинство составляют «занырива-ющие» снятия и сколы разжелвачивания, отмечен краевой скол. Отходы производства (60,7 %) представлены главным образом чешуйками.

Орудийный набор (11 экз.) включает пять микропластин с притупленным краем (рис. 2, 2–4, 9 ), два скошенных ретушированных микроострия (рис. 2, 12, 13 ), медиальный фрагмент микроострия с боковой выемкой (рис. 2, 14 ) и два угловых резца на небольших сколах. В пределах слоя найдено также 78 неопределимых фрагментов костей крупных млекопитающих, 25 фрагментов костей и зубов грызунов, 221 кость рыб (ребра, жаберные крышки, позвонки).

Слой В2. В коллекции 22 предмета. Среди сколов пять микропластин, мелкий отщеп, а также осколки и чешуйки. Изделия с вторичной обработкой включают три микропластины с притупленным краем (рис. 2, 1, 5, 7). В слое найдено также 25 неопределимых фрагментов костей крупных млекопитающих, три фрагмента костей и зуб грызунов, два ребра рыб.

Слой С. Каменная индустрия (23 экз.) включает нуклевидный обломок, 10 мелких сколов с гладкой остаточной ударной площадкой и с продольной огранкой дорсала, полуреберчатый скол, семь осколков и четыре чешуйки. Кроме того, в пределах слоя обнаружено семь неопределимых костей крупных млекопитающих и зуб грызуна.

Новые результаты раскопочных работ на стоянке Малишина Стена существенно дополнили представления о каменной индустрии из слоя А, литологические подразделения которого включают технологически однородные индустрии единой культурной традиции. Для этого комплекса характерно развитое мелко- и микропластинчатое производство. В орудийном наборе представлены формы, типичные для заключительной стадии верхнего палеолита: микропластины с притупленным краем, микроострия, в т.ч. скошенные и с боковой выемкой, а также геометрические микролиты. Состав фаунистических остатков из литологического слоя А свидетельствует о том, что обитатели навеса систематически занимались рыбной ловлей, а также охотой на мелких млекопитающих. Анализ используемого каменного сырья показал, что помимо орудий из местных пород в этой индустрии в большом количестве представлены изделия из качественных халцедонов и яшмоидов, отсутствующих в окрестностях стоянки. Большое количество чешуек, мелких сколов, а также сильно сработанных нуклеусов говорит, скорее всего, о недостатке качественного сырья и его использовании в полном объеме. Судя по особенностям состава и распределения археологического материала в литологических подразделениях слоя А, а также по их насыщенности органикой на отдельных уровнях, можно предположить, что скальный навес использовался для регулярных, но кратковременных стойбищ, связанных, вероятнее всего, с рыболовной и охотничьей деятельностью.

Исследование выполнено за счет гранта РФФИ, проект № 18-09-40062.

Список литературы Раскопки палеолитической стоянки Малишина стена в Черногории в 2020 году

  • Деревянко А.П., Шуньков М.В., Булатович Л., Анойкин А.А., Козликин М.Б., Меденица И. Исследование скального навеса Малишина Стена в Черногории в 2018 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2018. - Т. XXIV. -С. 77-81.
  • Деревянко А.П., Шуньков М.В., Булатович Л., Анойкин А.А., Павленок К.К., Козликин М.Б., Ульянов В.И., Меденица И. Новые данные по каменной индустрии скального навеса Малишина Стена в Черногории (по результатам работ в 2017 году) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. - Т. XXIII. - С. 98-102.
  • Деревянко А.П., Шуньков М.В., Булатович Л., Анойкин А.А., Ульянов В.А., Козликин М.Б., Меденица И. Новые результаты исследования скального навеса Малишина Стена в Черногории // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. -Т. XXV. - С. 95-102.
  • Radovanovic I. Novija istrazivanja paleolita i mezolita u Cmoj Gori // Glasnik Srpskog arheoloskog drustva. - 1986. -N 3. - P. 63-77.
Еще
Статья научная