Раскопки памятника Сенькина Шивера в Северном Приангарье
Автор: Басова Н.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Охранно-спасательные исследования ИАЭТ СО РАН на объектах культурного наследия Азиатской России
Статья в выпуске: XVII, 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521788
IDR: 14521788
Текст статьи Раскопки памятника Сенькина Шивера в Северном Приангарье
В полевой сезон 2011 г. Ангарским отрядом БАЭ ИАЭТ СО РАН (начальник отряда А.В. Постнов) проведены спасательные археологические исследования памятника Сенькина Шивера. Памятник, состоящий на государственной охране, расположен на территории Кежемского района Красноярского края в 16 км от д. Верхняя Недокура. Стоянка находится на левом берегу р. Ангары, ниже Сенькиной шиверы, напротив с. Заимка, расположенного на верхней оконечности острова Тургенев, и приурочена к 15– 20-метровой ангарской террасе. Географические координаты памятника: 58°42’18” с.ш., 100°44’27” в.д., 175 м над ур. м.
Поверхность памятника представлена высокой террасовидной плоскостью, ограниченной с одной стороны террасовидным береговым уступом. С северо-восточной границы территории памятника геоморфологический уровень изменяется в сторону повышения поверхности с остальных сторон наблюдается плавное понижение рельефа местности. Поверхность террасы залесена. Культурный слой памятника частью снивелирован землеройной техникой под сплавной участок, также на поверхности читаются следы относительно недавнего лесного пожара. Культурный слой памятника в значительной степени уничтожен. На площади объекта присутствуют техногенные нарушения (ямы, бульдозерные отвалы). По территории памятника, вдоль его восточной границы, проходит действующая в настоящее время проселочная дорога. Кроме того, в результате эрозии почвы на месте стоянки образовались многочисленные овраги, которые так же, как и техногенные нарушения, пагубно влияют на культурный слой стоянки.
Объект открыт в 1971 г., на государственную охрану поставлен Законом Красноярского края № 14-526 от 24 июня 1997 г. В 2008 г. стоянка была обследована разведочным отрядом ИАЭТ СО РАН. В 2010 г. Кодин-ский отряд БАЭ ИАЭТ СО РАН под руководством автора провел исследования памятника рекогносцировочными раскопами (160 кв. м) и раскопом сплошной площадью в 510 кв. м [Басова, 2010]. В ходе работ была вскрыта почти вся площадь памятника, не затронутая техногенными нарушениями. Остался не вскрытым раскопом участок, содержащий западину, по форме которой можно бы было предположить наличие древней жилищной конструкции.
Задачей работ 2011 г. явилось продолжение исследований сплошным раскопом территории памятника (100 кв. м) и уточнение современных границ распространения культурного слоя (11 кв. м).
Выбор места закладки сплошного раскопа 2011 г. был сделан с учетом включения округлой западины, размером 7,5 х 6 м и площадью 45 кв. м, которая ассоциировалась, как западина от жилища. Раскоп был разбит на четыре части (5 х 5 м) по 25 кв. м, ориентирован в соответствии с предшествующими раскопами 2008 и 2010 гг. и вписан в систему координат 2010 г. Кроме раскопа сплошной площадью было заложено несколько рекогносцировочных раскопов, привязанных к единой дирекционной линии памятника. Всего было заложено 3 рекогносцировочных раскопа. Один из них разбит на северной периферии стоянки, другой размечен на краю террасы среди раскопов 2010 г., последний - за проселочной дорогой в 85 м от края террасовидного берегового уступа. Общее число рекогносцировочных раскопов 2008–2011 гг. – 51 и на этом основании можно утверждать, что площадь памятника протестирована полностью.
Стратиграфия включает пять литологических слоев. Археологический материал зафиксирован во втором геологическом слое [Там же].
Археологическая коллекция 2011 г. стоянки Сенькина Шивера представлена 556 артефактами (302 экз. изделий из камня, 246 обломков керамических сосудов, 2 фрагмента шлака, 5 зубов крупных животных и один обломок неопределимой кости). Технико-типологический облик артефактов указывает на эпоху неолита.
Керамическая коллекция включает орнаментированные и неорнаменти-рованные фрагменты лепных сосудов. Археологически целых форм не обнаружено. Фрагменты керамической посуды представлены шестью развалами сосудов и единичными находками керамических обломков.
Один развал включал 70 фрагментов орнаментированного тонкостенного (0,04–0,05 см) сосуда. Судя по фрагментам, внешняя сторона изделия была покрыта глинистой обмазкой, из которой формировались и наносились на стенки сосуда ряды тонких ровных параллельных валиков, расположенных друг от друга на расстоянии 1 см. В тесто изделия добавлена дресва, следы которой хорошо читаются на поверхности сосуда. С внешней стороны стенки сосуда серого цвета, с внутренней стороны сохранились толстые пласты нагара (до 0,07 см), из-за которого цвет стенок приобрел темный оттенок. Отсутствие венчиковых и донных частей в развале сосуда не позволяет определить форму изделия. Недалеко от него (1,5-2 м) зафиксировано 63 фрагмента орнаментированной керамики от другого сосуда. Толщина стенок фрагментов варьирует от 0,04 до 0,06 см. Все фрагменты имеют зубчатый орнамент, представленный рядами параллельных коротких (вертикальных) и длинных (горизонтальных) линий. Один из фрагментов сосуда представлял венчиковую часть изделия. Венчик округлый, прямой, украшен как с внешней, так и с внутренней стороны рядами косых коротких вертикальных линий, выполненных зубчатым штампом. С внешней стороны стенки, ниже косых коротких линий, располагались параллельные длинные линии, на верхней из которых имелась ямка.
Другие керамические обломки, найденные в раскопе, были украшены зубчатым штампом, представленным в одном случае рядами косых вертикальных линий, над которыми нанесены две горизонтальные линии подовальных вдавлений, в другом – горизонтальными параллельными рядами. Широко представлен орнамент «сетка-плетенка» (32 экз.). Присутствует один фрагмент венчика (3 х 1,5 см), срез которого усечен и имеет слабовы-раженные вдавления, а внешняя и внутренняя сторона покрыта рядом коротких вертикальных линий (1 см), оттиснутых под углом палочкой с плоским рабочим концом.
Из всех изделий из камня (302 экз.) выразительные орудия немногочисленны и насчитывают 17 экземпляров. Они представлены бифасами (2 экз.), наконечником стрелы и его фрагментом, боковыми скребками (2 экз.), угловым резцом, острием, скреблом, ножем с обушком-гранью, изделием с выемкой, теслом, отщепами с ретушью (4 экз.) и абразивом.
Один овальный бифас на прямоугольном отщепе из халцедона выполнен крутой и полукрутой разнофасеточной крупной и мелкой покрывающей протяженной чешуйчатой многорядной ретушью. Другой бифас сделан подтеской, обивкой и ретушью по периметру отщепа-заготовки из алевролита.
Один боковой скребок изготовлен на отщепе из халцедона с прямой ударной площадкой без подработки карниза, с вентральным утончением в дистальной части. Полукруглый рабочий элемент расположен на правой латерали с заходом на дистальную часть отщепа-заготовки и образован дорсальной плоской покрывающей чешуйчатой разнофасеточной модифицирующей многорядной разноразмерной ретушью. Другой скребок выполнен дорсальной плоской субпараллельной захватывающей протяженной средней многорядной ретушью по левой латерали отщепа продольно-проксимальной фрагментацией из алевролита. Сегмент заготовки фрагментирован намеренно рассечением. Заготовка несет следы вентральной подтески и краевой ретуши в дистальной части.
Скребло прямое продольное бифасиальное, выполнено полкрутой разнофасеточной приостряющей ретушью по двум латералям пластины-заготовки. Ретушь слабомодифицирующая средняя разнофасеточная захватывающая.
Фрагмент наконечника стрелы выполнен бифасиальной чешуйчатой разнофасеточной ретушью на пластине из алевролита. Целый наконечник стрелы образован бифасиальной разнофасеточной чешуйчатой ретушью на сколе из халцедона.
Выемчатое простое ординарное образовано на правой латерали дистальной части фрагментированной пластины из алевролита. Рабочий элемент выполнен дорсальной полукрутой разнофасеточной многорядной чешуйчатой мелкой ретушью. Заготовка имеет прямую ударную площадку, подго- товленную одним сколом, где дорсал несет следы субпараллельных снятий. Пластина фрагментирована обломом.
Резец угловой выполнен в дистальной части технического скола поправки фронта из алевролита. Рабочий элемент образован двумя трансверсальными резцовыми сколами, выполненными с правой латерали бывшей площадки нуклеуса.
Острие образовано мелкой альтернативной полукрутой и крутой разнофасеточной чешуйчатой модифицирующей ретушью в проксимальной части мелкого отщепа из алевролита.
Нож с обушком и гранью изготовлен на пластине из кварцевого песчаника. Ретушь утилизации бифасиальная мелкая краевая разнофасеточная.
Тесло подготовлено обивкой, подтеской и шлифованием. Сырьем выступил мелкозернистый алевролит.
При всей тщательности разбора культурных отложений в процессе раскопок жилищных или других археологических объектов, в западине были обнаружены лишь единичные артефакты. Отсутствие прокалов, ям и других признаков наземных конструкций позволяет считать происхождение западины естественным. Все прокалы, зафиксированные в раскопах, носят техногенный или естественный характер. Невысокая концентрация находок в культурном слое, отсутствие жилищных или хозяйственных комплексов свидетельствуют о кратковременном и эпизодическом посещении древними людьми этой территории.
Таким образом, на основании комплекса археологических работ 2010– 2011 гг. выяснено, что основная часть памятника, на которой вероятно существовали комплексы хозяйственно-бытового назначения, уничтожена техногенным вмешательством. В результате работ последних лет обнаружен ряд скоплений изделий и индивидуально залегающих артефактов, которые показывают, что оставшаяся от техногенных разрушений часть памятника является периферией, и, к сожалению, находки в этой периферийной части стоянки не могут дать достаточно аргументов для культурно-хозяйственных реконструкций жизнедеятельности древних обитателей стоянки Сенькина Шивера.