Раскопки у Крестовоздвиженской церкви в Иркутске

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521605

IDR: 14521605

Текст статьи Раскопки у Крестовоздвиженской церкви в Иркутске

В сентябре 2010 г. в зоне нового строительства проведены спасательные работы на территории, прилегающей к церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в г. Иркутске.

Строительство первой деревянной Крестовоздвиженской церкви начато в 1717 г. В 1719 г. здание было готово, и в мае того же года (по другим данным в мае 1720 г.) освящено тобольским митрополитом Филофеем Лещинским [Калинина, 2000, с. 112-113]. В 1747 - 1760 гг. возведено каменное здания храма. Деревянная церковь и первоначально каменная именовалась Троице-Сергиевой, но затем была переименована в Крестовоздвиженскую [Там же].

В России в XV I I-XVIII вв. традиционно у стен практически каждого городского храма, имеющего свой притч и приход, располагались кладбища. Не является исключением и Крестовоздвиженская церковь - рядом с ней существовало приходское кладбище. В 1771 г в связи с участившимися случаями эпидемий был издан сенатский указ, который запрещал проводить захоронения в городской черте и обязывал городские власти организовывать общегородские кладбища за городом [Полное…, 1830]. В Иркутске также было принято решение о создании общего кладбища, и место под него отвели на горе Крестовой (позднее названа Иерусалимской), у подножия которой находится Крестовоздвиженская церковь. С конца XVIII в и вплоть до начала X X в. на этой горе фу н кционировало го р одское кладбище, ныне частично уничтоженное в процессе застройки этой территории в XIX и X X вв.

Обследованный участок находится на правом берегу р. Ангары на выпо-ложенном склоне Ангаро-Ушаковского водораздела, который маркируется резко выраженным уступом [Воробьева, Бердникова, 2003]. В его прибро-вочной части и расположена территория исследований. Абсолютные высоты этой поверхности составляют 446-448 м, относительные отметки – 20-22 м от уреза р. Ангары.

Общая площадь раскопа составила 432 м2. В результате работ обнаружено 207 погребений. Порядок в расположении могил не прослеживается, ряды отсутствуют, однако выделяются участки, где в одной могильной яме находятся несколько захоронений. Часто детские погребения располагаются над взрослыми. Похожая ситуация зафиксирована нами при раскопках некрополей у Спасской и Владимирской церквей [Бердников, 2009; Бердников, Бердникова, 2008; Бердникова, Бердников, Батракова, 2009]. Такие участки, которые предположительно являются семейными (родовыми), - распространенное явление для православных некрополей этого периода в Сибири. При раскопках некрополя Илимского острога, кроме рядов могил, зафиксированы такие же участки [Молодин, 2007, с. 30]. Ориентация захоронений традиционна для православной погребальной практики: преимущественно по оси З-В (головой на запад) порой с существенными отклонениями к югу или северу. В нескольких случаях достоверно зафиксированы случаи разрушения ранних могил при сооружении новых.

Внутримогильные конструкции представлены дощатыми гробами-ящиками, сколоченными гвоздями, долбленые колоды практически не встречаются. Наибольший интерес представляют три захоронения в кирпичных гробницах трапециевидной формы (погр. №№ 67, 68, 115). Конструктивно они отличаются от гробницы, обнаруженной нами при раскопках Спасского некрополя [Бердников, 2009]. Деревянные гробы укладывались в заранее подготовленную прямоугольную конструкцию из кирпича с открытым верхом. Дно выстилалось кирпичом или заливалось известью. Сверху гроб закладывался кирпичом в несколько рядов, которые образовывали вытянутую по оси погребения пирамидальную конструкцию. Средняя высота конструкций – 1-1,2 м.

Приблизительно в 80 % погребений обнаружены нательные кресты. Точное количество крестов будет известно после обработки всего материала, в частности фрагментов одежды из погребений, которые невозможно было разобрать на месте. Аналогии нательным крестам можно встретить в став-рографической коллекции Илимского острога [Молодин, 2007], а также в коллекциях Спасского и Владимирского некрополей Иркутска. Встречаются и уникальные экземпляры. Таким является небольшой каменный тельник, изготовленный из янтаря или халцедона. На лицевой стороне прочерчено распятие, на оборотной – надписи ИС (Иисус) и ХС (Христос).

В нескольких погребениях обнаружены украшения: золотые серьги со вставками из красного камня (определение не проводилось), серебряные перстни. В одном из захоронений на груди умершего найден круглый медальон с изображением распятия на одной из сторон. Изображение на другой стороне возможно будет идентифицировать после реставрации, так как, не смотря на очевидное присутствие золота в материале медальона, поверхность сильно окислилась.

В нескольких захоронениях сохранились фрагменты одежды. В двух случаях - это костюмы, которые, возможно, удастся полностью реконструировать. Фрагменты одежды и головных уборов содержат золотые и серебряные нити, похожие материалы есть в коллекции Спасского некрополя. Кроме одежды, в коллекции много обуви, некоторые экземпляры также подлежат реконструкции.

По всей площади раскопа встречены надгробные плиты из песчаника. Такие находки представляют особый интерес, так как при раскопках Спасского и Владимирского некрополей не было найдено ни одного надгробия. К сожалению, ни одна плита не зафиксирована i^^ sit^^, так как верхний у р овень кладбища сильно разрушен. Об этом говорит использование плит в качестве фундамента для печей и одноэтажного деревянного барака, построенного на месте кладбища. Самые ранние надгробия датируются 1787 г., самые поздние – 1806 г.

Верхняя часть рыхлых отложений на площади котлована выбрана на глубину до 2 м по восточной стороне котлована и около 1 м по западной стороне. Полностью уничтожены городские отложения и на большей части котлована – голоценовые и верхняя часть отложений второй половины сартанского времени. Поэтому отложения позднекаргинского возраста выходили на поверхность на дне котлована или располагались неглубоко от него. В каргинских почвах найдены остатки фауны, представленные обломками костей и зубами крупных млекопитающих. В заполнении могильных ям погребений 202, 203, расположенных в юго-западном углу раскопа, найдено 2 кварцитовых скола с ретушью, происходящих из этих же отложений. Возраст этого материала – палеолитический (2530 тыс.л.н.).

Поводя итоги, следует отметить, что захоронения, обнаруженные у Крестовоздвиженской церкви, совершены согласно православным традициям и канонам. Детали погребальной практики находят аналогии в исследованиях многих русских некрополей XVII-XIX вв. [Бородо в ский, Горо хо в, 2009; Векслер, Беркович, 1999; Макаров, 2003; Молодин, 2007; Самигулов, 2002; Тарасов, 2002; Татаурова, 2010].

Надписи на надгробных плитах, которые с уверенностью можно отнести к этому участку, указывают на время его существования: последняя четверть X V III – начало X IX вв. Близость об ъ екта к Кре с товоздви-женской церкви дает основание предполагать, что среди могил этого периода могут находиться и более ранние, которые относятся к приходскому кладбищу церкви, существовавшему, по всей видимости, во второй и третьей четвертях XVIII в. Об этом говорят и находки нательных крестов, которые идентичны крестам из коллекций приходских кладбищ Спасской и Владимирской церквей. Кроме того, здесь отмечены и единичные случаи поздних захоронений, относящихся к XIX в., которые можно связать со временем функционирования общегородского (Иерусалимского) кладбища.

Исследования Крестовоздвиженского некрополя обладают несомненной ценностью для археологического изучения Иркутска в целом, так как относятся к тому периоду городской истории, сведениями о котором мы располагаем лишь из письменных источников. Информация, которая будет получена в ходе дальнейшего изучения материалов из раскопок, дополнит имеющиеся сведения о погребальной практике жителей Иркутска.

Статья