Раскопки в Чемальском и Усть-Канском районах Республики Алтай
Автор: Киреев С.М., Ойношев В.П., Чевалков Л.М., Кубарев В.Д.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XVI, 2010 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521617
IDR: 14521617
Текст статьи Раскопки в Чемальском и Усть-Канском районах Республики Алтай
Могильник «Плато Узнезя» находится в 3 км от с. Узнезя (Чемальский район Республики Алтай), на южной окраине широкой аллювиальной террасы правого берега р. Катунь. Она сложена из галечника и речного песка. Могильник расположен в 300 м к северо-востоку от Чемальского тракта, в зоне хозяйственной деятельности Чемальского асфальтобетонного завода.
Географические координаты памятника: 49° 27 ′ 167 ′′ с.ш. 88° 03 ′ 050 ′′ в.д. Высота над уровнем моря 443 м. В начале ноября 2008 г. без согласования с районными и республиканскими органами охраны памятников истории и культуры на территории могильника были начаты работы по разработке гравийно-песчаного карьера. Длина траншеи составила около 200 м, при глубине 2,5-3 м, и ширине 1,5-2 м. Траншеей было разрушено не менее трех погребений.
Прокуратурой Чемальского района работы по разработке карьера был приостановлены. Нами были осмотрены и зафиксированы результаты разрушений памятника, а также проведено обследование местности, сборы артефактов из разрушенных погребений, подчистка стенок траншей и опрос работников карьера и представителя милиции. При осмотре было установлено, что два погребения в каменных ящиках полностью разрушены. В траншее и её обвалах находились расколотые и поврежденные плиты серо-синего сланца, выходы которого в изобилии имеются на склоне горы в 400-500 м к ЮЮВ от могильника. В одном случае в стенке траншеи сохранились элементы погребальной конструкции: угол каменного ящика, торцовая и часть боковой плит. В отвалах грунта собраны разрозненные кости человека и молодой лошади, а также детали лошадиной сбруи: подпружная пряжка, пронизка и застежка для пут.
Третье погребение находилось в конце траншеи и было разрушено лишь частично. В стенке хорошо виден каменный ящик, низ которого находился на глубине 1,5-1,8 м. Часть плит с южной стороны была сдвинута, северная плита ящика уходила в торец стенки траншеи. Две плиты продольного перекрытия ящика частично упали, а третья, над изголовьем, разбита на куски. Время для полных раскопок погребения было поздним (ноябрь), тогда как характер разрушений требовал проведения большого объёма работ. Поэтому через небольшое отверстие в стенке траншеи из части ящика, не перекрытого плитами, убрана часть его заполнения и извлечены череп человека хорошей сохранности, позвонки барана и фрагмент концевой накладки на лук. Установлено, что погребенный был уложен головой в восточный сектор, на правом боку. В захоронении обнаружены детали лошадиной сбруи: подпружная пряжка с овальными вырезами и неподвижным, выступающим наружу язычком. Бляшка-пронизь подквадратной формы со сквозным подовальным отверстием в центре и застежка для пут удлиненной формы с расширением в центральной части и сквозным круглым отверстием типичны для пазырыкской культуры. Они характерны для эпохи раннего железного века Алтая и датируются в пределах V-ІІІ вв. до н. э.
Роговая накладка на лук из погребения 3 находилась около правой плечевой кости погребенного. Она сохранилась не полностью, конец обломан (длина сохранившейся части 9,9 см, ширина 2,5 см, толщина 0,4 см). Окончание накладки на лук плавно закруглено, имеется арочный вырез для тетивы, сечение линзовидное. Изделие может быть достаточно широко датировано концом І ІІ- ІІ вв. до н. э. В цел о м, учитывая немногочи с ле н ные находки, особенности погребального обряда, а также устройство каменных ящиков, разрушенные погребения могильника «Плато Узнезя» можно датировать ІІІ в. до н. э. и отнести к позднему этапу пазырыкской культуры – кара-кобинскому типу памятников.
При осмотре территории в зоне карьера установлено, что поверхность террасы была ранее неоднократно распахана. Рядом с траншеей видны, частично сохранившееся, распаханные насыпи еще восьми небольших курганов диаметром 5-7 м.
В октябре 2009 г. нами, по инициативе местной администрации раскопано разрушенное погребение около с. Мендур-Соккон (Усть-Канский район Республики Алтай). Погребение было расположено на высоком обрывистом берегу старого русла р. Чарыш, на южной окраине села. Нарушенное погребение обнаружено местными жителями. Его географические координаты: 50° 47’ 776” с.ш. 083° 49’ 645” в.д. Высота над уровнем моря 1077 м. При осмотре, на кромке обрыва были зафиксированы торцы двух вертикально установленных каменных плит из сланца. В разрезе были также различимы фаланги руки человека. Три сланцевые плиты - две небольшие и одна размерами (108-110) х 41 х 58 см - находились над обрывом. На современной дневной поверхности не имелось никаких внешних признаков, свидетельствующих о захоронении. Скорее всего, это было грунтовое погребение или же имелась небольшая земляная насыпь, разрушенная в результате длительного антропогенного воздействия. За периметром выступающих плит был заложен небольшой раскоп, площадью около 4 кв. м. При зачистке на глубине 10-15 см показались верхние торцовые края плит от каменного ящика, на дне которого был уложен костяк погребенного (по предварительному заключению, костяк женщины). Ящик имел подпрямоугольную форму с хорошо подогнанными плитами, от которого сохранилось три стенки: западная, северная и восточная. Северная составлена из трёх плит общей длиной 176 см и высотой 60 см, западная плита - длиной
72 см, восточная - 56 см, толщина плит от 4-5 см). Глубина до дна погребе -ния от современной поверхности составила 75 см. Костяк был уложен на спине в вытянутом положении, головой на запад (см. рисунок, 1 ). Кости правой руки вытянуты и слегка отведены в сторону, кости левой руки согнуты в локте. В ногах погребенной установлен целый, глиняный сосуд баночной формы (см. рисунок, 2 ). Своими размерами (высота 11-12 см) и орнаментом, он идентичен единственному керамическому сосуду каракольской культуры, найденному у с. Озерного [Кубарев, 2009, рис. 5].
За прошедшие три десятилетия на Алтае было раскопано лишь несколько погребений каракольской культуры – близ сёл Каракол, Озёрное и Беш-Озек. Они также оказались полуразрушеными. Спустя несколько лет в пос. Озерном были возобновлены охранные работы на втором погребальном комплексе. Это были последние исследования памятников каракольской культуры в с. Озерном, результатам которых посвящено несколько лаконичных сообщений [Кубарев, Соёнов, Эбель, 1992; Соёнов, Эбель, 1994; Суразаков, Ларин, 1994; Вдовина, Трифанова, Кобзарь, 2006].
В 1992 г. на территории средней школы с. Каракол хозяйственными работами было разрушено одиночное погребение в каменном ящике.
Погребение ІІ тыс. до н. э.
(с. Мендур-Соккон, Усть-Канский р-н Республики Алтай).
1 – захоронение каракольской культуры; 2 – керамический сосуд.
Оно находилось в 10-15 м на юго-запад от ранее раскопанного афанасьевского кургана с тремя впускными погребениями каракольской культуры. Наличие гравировок и росписей красной охрой на внутренних стенках каменной гробницы, а также другие характерные черты погребального обряда (ориентация погребенного, покрытие умершего берестой, каменный сосуд и др.) свидетельствуют о принадлежности захоронения носителям каракольской культуры Алтая. В том же году сотрудники ГАНИИИЯЛ исследовали разрушенный памятник и вывезли плиты в г. Горно-Алтайск. К сожалению, значительная часть изображений на плитах была впоследствии утрачена, так как они хранились на открытом воздухе. Однако некоторые копии рисунков всё-таки были найдены в архиве сектора, но проверить их достоверность уже не представлялось возможным. В 2006 г. вполне удовлетворительно была обработана только одна плита, до сих пор хранящаяся в Институте алтаистики им. С.С. Суразакова. Все данные об этом разрушенном погребении опубликованы в кратком сообщении [Кубарев, Суразаков, 2006, с. 389-391], а также в монографии, посвященной каракольской культуре Алтая [Кубарев, 2009].
Проведённые охранные археологические раскопки показывают всю актуальность создания единого реестра археологических памятников Республики Алтай. Создание электронного банка данных о самых различных археологических объектах (разновременных курганных могильниках, монументальных древних памятниках, средневековых изваяниях и др.), снятие инструментальных планов памятников, их описание и фиксация точных географических координат будет способствовать учету и охране археологических памятников.