Распространенность и факторы риска развития депрессивных расстройств у женщин с проблемой потери плода в анамнезе
Автор: Никифорова Т.В., Счастный Е.Д., Михеенко Г.А.
Журнал: Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины @cardiotomsk
Рубрика: Организация здравоохранения и общественное здоровье
Статья в выпуске: 4-2 т.25, 2010 года.
Бесплатный доступ
Депрессивные расстройства широко распространены среди женщин репродуктивного возраста. Депрессии у женщин с потерей плода в анамнезе остаются недостаточно изученными, что препятствует повышению эффективности психиатрической помощи у этой категории пациенток. Лучшему пониманию этой проблемы может способствовать предпринятый в настоящей работе анализ факторов риска развития депрессивных расстройств у женщин с проблемой потери плода в анамнезе.
Депрессивные расстройства, беременность, потеря плода, акушерские факторы риска, социальные факторы риска
Короткий адрес: https://sciup.org/14919320
IDR: 14919320
Текст научной статьи Распространенность и факторы риска развития депрессивных расстройств у женщин с проблемой потери плода в анамнезе
Эпидемиологические данные свидетельствуют о широкой распространенности депрессивных расстройств в репродуктивный период жизни женщин. При этом частота депрессивных расстройств у беременных женщин находится в диапазоне 10–16% [1]. Во время беременности значимость данной проблемы возрастает, поскольку наряду с мощными вегетоэндокринными сдвигами в организме женщины присутствуют биологические, психологические и социальные факторы, повышающие риск манифестации первого депрессивного эпизода во время беременности [1, 2]. Потеря плода является пусковым моментом в цепи нейрохимических изменений головного мозга и может стать основой для депрессивного состояния при последующей беременности.
Цель исследования: изучить распространенность факторов риска развития депрессивного расстройства у беременных женщин с проблемой потери плода в анамнезе.
Материал и методы
На первом этапе исследования на основе анкетирования 312 беременных женщин в возрасте от 18 до 38 лет, перенесших от одной до четырех потерь плода во время предыдущих беременностей, была выявлена частота аффективной патологии. На втором этапе исследования с помощью структурированного интервью в соответствии с критериями МКБ-10 были сформированы две группы. В первую группу вошли беременные женщины с диагностированным во время настоящей беременности депрессивным расстройством. Вторую группу составили беременные женщины без психической патологии.
Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью пакета Statistica 6.0. Сравнение признаков интервальной шкалы (количественные значения) в основной и контрольной группах проводили t-тестом Стьюдента для независимых выборок (распределение значений в основной группе и группе сравнения соответствовало нормальному по одновыборочному тесту Колмогорова–Смирнова).
Результаты
Психически здоровыми оказались 137 (43,9%) обследуемых. Тревожные расстройства разной степени выраженности встречались у 57 (18,3%) пациенток (F-41). У 46 беременных женщин (14,7%), согласно диагностическим принципам Международной классификации психических заболеваний, выявилась кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации (F-43.20). Депрессивное расстройство диагностировалось у 72 беременных женщин (23,1%). Депрессивный эпизод (F-32) наблюдался у 30 беременных женщин (41,6%). Рекуррентное депрессивное расстройство (F-33) было выявлено у 39 пациенток (54,2%), дистимия (F-34.1) – у 3 женщин (4,2%).
При исследовании акушерских факторов оказалось, что у женщин первой группы количество беременностей было больше (4,64±2,63) по сравнению с женщина- ми второй группы (3,52±1,93; р=0,035). Нарушение менструальной функции в первой группе встречалось чаще (63%), чем во второй (32%; р=0,004). Хроническими соматическими заболеваниями женщины первой группы страдали чаще (54%) по сравнению с женщинами второй группы (29%; р=0,046). Женщин с диагнозом гиперанд-рогения в первой группе было больше (7%) по сравнению с женщинами второй группы (2,3%; р=0,002). Кроме того, в первой группе чаще встречался диагноз вегетососудистая дистония (группа I – 69%; группа II – 23%; р=0,04). Количество суицидов в первой группе было намного большим (43%) по сравнению со второй группой женщин (6,4%; р=0,009).
При исследовании социальных факторов оказалось, что обследуемые женщины первой группы намного чаще имели высшее образование (63%) по сравнению со второй группой (35,5%; р=0,007). Соответственно, женщины второй группы чаще имели среднее и средне-специальное образование (64,5%). В первой группе работающих женщин было статистически больше (79%) по сравнению с женщинами второй группы (58%; р=0,027). Во второй группе преобладали домохозяйки. Низкая удовлетворенность браком отмечалась значительно чаще у женщин первой группы (24%) по сравнению с женщинами второй группы (6,5%; р=0,04). Также в первой группе чаще отмечалась слабая поддержка со стороны друзей и родственников (36%) по сравнению с женщинами второй группы (6,5%; р=0,01).
Обсуждение
Полученные данные позволяют судить о высокой распространенности депрессии у женщин с проблемой невынашивания плода в анамнезе (23,1%). Поскольку депрессии у женщин с потерей плода в анамнезе остаются нераспознанными, происходит хронизация процесса: рекуррентное депрессивное расстройство наблюдалось нами у 39 пациенток (54,2%), дистимия – у 3 женщин (4,2%). Это определяет высокий риск суицидального поведения (43%). Сам факт суицидальной попытки у женщины с проблемой невынашивания беременности может явиться основанием для более тщательного контроля эмоциональной сферы пациентки.
Нарушение менструальной функции, количество беременностей и исход беременности, на наш взгляд, являются наиболее значимыми факторами в развитии депрессии. Нарушение менструальной функции часто бывает сопряжено с симптомокомплексами депрессивного спектра, что позволяет относить пациентку к группе риска по развитию аффективной патологии.
Проведенное исследование выявляет проблему маскированных депрессий у женщин с проблемой невынашивания беременности. Депрессивные женщины в два раза чаще обращаются к терапевту по поводу стойких болей со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Нераспознанная депрессия подменяется такими диагнозами, как астеноневротическое состояние, вегето-сосудистая или нейроциркуляторная дистония.
В современном акушерстве большое внимание уделя- ется проблеме гиперандрогении. И не случайно в группе депрессивных пациентов в два раза больше таких пациенток, поскольку существующие патонегенетические механизмы для депрессий и гиперандрогений являются общими.
Что касается оценки социальных факторов в развитии депрессивного расстройства, то в целом полученный результат сопоставим с данными крупных эпидемиологических исследований, отражающих взаимосвязь депрессии с возрастом, женским полом, образованием [3]. Проведенное исследование позволяет судить о том, что женщины с высшим образованием наиболее угрожаемы по риску развития депрессивного расстройства. Наличие работы у женщин с проблемой потери плода в анамнезе, планирующей беременность, можно рассматривать как дополнительную психоэмоциональную нагрузку. Факторами риска депрессивных расстройств у женщин с проблемой потери плода в анамнезе являются серьезные неблагоприятные жизненные события или перемены, недостаток или отсутствие социальной поддержки, плохие супружеские или родственные отношения.
Учитывая высокую распространенность депрессии среди женщин с потерей плода в анамнезе, ведение беременности должно начинаться с выявления факторов риска как акушерской патологии, так и факторов, способствующих развитию депрессивного расстройства. Это может повысить эффективность проводимых профилактических и лечебных мероприятий, что, несомненно, улучшит исход беременности.
Список литературы Распространенность и факторы риска развития депрессивных расстройств у женщин с проблемой потери плода в анамнезе
- Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине: руководство для врачей -М.: Медицинское информационное агентство, 2001. -С. 95-99.
- Nonacs R., Cohen L.S. Assessment and treatment of depression during pregnancy: an update//Psychiatr. Clin. North. Am. -2003. -Vol. 26. -P. 547-562.
- Pollock K., Grime J. Patients' perception of entitlement to time in general practice consultations for depression: qualitative study//NMJ, 2002. -P. 325-687.