Расселение древних кочевников скифской эпохи на плоскогорье Укок (Алтай)
Автор: Быков Н.И., Быкова В.А., Крупочкин Е.П., Слюсаренко И.Ю.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XII-1, 2006 года.
Бесплатный доступ
Расселение населения, древние кочевники, скифская эпоха, укок
Короткий адрес: https://sciup.org/14521198
IDR: 14521198
Текст статьи Расселение древних кочевников скифской эпохи на плоскогорье Укок (Алтай)
Исследования процессов функционирования древних обществ сегодня невозможны без анализа территориальной организации последних. Одной из составляющих такой организации является система расселения, под которой понимается «территориально целостная и функционально взаимосвязанная совокупность поселений» (Лаппо, 1997, с. 173). Первым этапом формирования данной системы, а также ее исследования, является сеть поселений. Однако изучение подобных сетей сопряжено с рядом трудностей. Одной из них является неполная инвентаризация археологических памятников для многих территорий, в т.ч. и Алтая. Лишь в последнее время стали появляться работы, характеризующие совокупность памятников в рамках отдельных микрорайонов [Молодин и др., 2004], поэтому речь может идти о реконструкции лишь локальных сетей расселения.
При анализе древних систем расселения на Алтае возникает также трудность, обусловленная хозяйственно-культурным типом существовавших здесь обществ. Как правило, это были кочевые народы, не оставившие фиксируемых сегодня следов поселений. Возникает необходимость поиска возможных индикаторов населенных пунктов номадов. Одним из них, на наш взгляд, могли бы служить погребальные сооружения. Несмотря на существование других мнений, мы считаем, что, по крайней мере, для пазы-рыкской культуры эпохи раннего железа (VI – III вв. до н.э.) этот вывод обоснован [Быков, Быкова, 2004; Быков, Быкова, Слюсаренко, 2004]. Главным аргументом здесь выступает совпадение местоположения сезонных типов могильников с сезонными типами кочевий, фиксируемых по этнографическим и современным данным. Такой вывод был получен в основном по результатам анализа могильников бассейна р. Чуи. Публикация же свода археологических памятников Укока [Молодин и др., 2004] позволяет приступить к анализу расселения здесь древнего населения. Территория плато Укок была выбрана в качестве модельной в силу ее компактности, сопровождаемой большим количеством зафиксированных здесь, и что особенно важно, раскопанных памятников.
Одним из индикаторов расселения является плотность населения. Она позволяет судить о неравномерности заселения территории. В локальных системах расселения плотность населения может свидетельствовать о положении центральных мест, то есть главных населенных пунктов данной системы, которые управляют ею или имеют в ней важное функциональное значение. Поскольку мы исходим из тезиса «где жили, там и хоронили», можно предположить, что карта плотности курганов на исследуемой территории, отражающая отношение количества объектов к единице площади, будет близко передавать особенности размещения здесь древнего населения. На это же указывает связь между числом курганов и числом погребенных в них людей [Полосьмак, Молодин, 2000, с. 83].
Для построения карт плотности курганов нами использовался метод скользящего кружка [Червяков, 1998, с. 139]. Данный метод позволяет перейти от дискретного восприятия действительности к непрерывному через создание изолинейных карт. Как показал наш опыт, изменения величины шага между соседними изолиниями существенно меняют рисунок распределения. На карте, имеющей большее число изолиний (рис. 1), отчетливо видно 11 мест повышенной концентрации курганов. Вероятно, именно в них чаще всего возникали сезонные поселения древних кочевников. Таким образом, данные точки повышенной плотности курганов можно рассматривать как узлы опорного каркаса локальной системы древнего расселения. Однако вес каждого из этих узлов разный. Наибольшая плотность отмечается на левом берегу р. Ак-Алахи между устьем Кальджина и урочищем Кутургунтас. Данный узел можно определить как населенный пункт 1 ранга. Далее можно выделить 4 населенных пункта второго ранга: три из них находятся на левом берегу Ак-Алахи между устьями рр. Калгуты и Чолок-Чад, а один в районе р. Аргамджи. Три узла можно отнести к населенным пунктам 3 ранга: два в районе р. Аргамджи и один выше устья р. Чолок-Чад (на правом берегу Ак-Алахи). Остальные узлы слабо выражены. Соотношение «ранг-размер населения древнего населенного пункта» на Укоке удивительным образом напоминает оптимальное распределение городов в региональных системах расселения, которое характерно для сформировавшихся систем расселения [Лаппо, 1997, с. 179].
Ближайшие расстояния между местами повышенной концентрации курганов составляют от 8 до 22 км (чаще всего 8 км). Таким образом, можно предположить, что в зону влияния каждого узла входила территория в радиусе не менее 4 км (50 км2). При средней плотности кочевого населения для Юго-Восточного Алтая (1 чел./км2) в каждом узле могло проживать до 50 человек, а в целом на Укоке до 500-600 человек. Однако реальная численность населения, вероятнее всего, была меньше по двум причинам. Во-первых, потому что из указанной выше площади необходимо исключить
Рис. 1. Карта плотности курганов плоскогорья Укок (изоденсы проведены через 0,2).
Рис. 2. Распределение сезонных типов пазырыкских могильников по высоте (средние значения).
неиспользуемые земли (водоемы, болота, скальные поверхности). Во-вторых, выявленные узлы были сезонно обитаемыми.
Анализ карты плотности курганов с меньшим числом изолиний, т.е. более обобщенной, позволяет сделать вывод о двух главных больших ареалах расселения древнего населения на плоскогорье Укок. Первый их них охватывает долину р. Ак-Алаха с ее верхней части на юго-западе до урочища Кутургунтас на севере, а также долину р. Кальджин и нижние течения рр. Калгуты и Аккол. Второй ареал находится на востоке: в районе рр. Ар-гамджи и верхнего течения р. Калгуты. Априори, можно предположить, что эти ареалы отражают ареалы сезонного кочевания.
Дальнейшее изучение системы древнего расселения возможно с использованием геодезическо-астрономического метода, который позволяет устанавливать сезон сооружения курганов и могильников. Сегодня применять данный метод более или менее достоверно мы можем только в отношении памятников пазырыкской культуры. Главным посылом здесь является предположение, что скифское население Алтая для ориентации могильной цепочки, могильной камеры, сруба и погребённого использовало точку восхода Солнца. Данное предположение неоднократно высказывалось многими учёными и подтверждается нашими исследованиями [Быков, Быкова, Слюсаренко, 2004]. Однако установление сезонного типа могильника не всегда возможно однозначно из-за того, что ориентация объектов может указывать на две сезонные даты, а они часто не укладываются в один период сезонного кочевания (табл. 1). В этой связи мы, кроме летних и зимних типов могильников, выделили весенние/осенние и весен- ние/летние. В последних двух типах могильников установление истинного сезона захоронения возможно при дополнительных исследованиях в будущем*.
Анализ полученных результатов показал, что по высоте могильники распределяются так, что зимние располагаются на меньших, а летние – на больших высотах (рис. 2). Для ареала расселения в районе рр. Аргамджи, к сожалению, установлен сезонный тип только у одного могильника – Богдо-Ула – I (весенний/осенний). Однако здесь зафиксированы могильники пока неопределенной культурной принадлежности, цепочки которых ориентированы по линии СЗ-ЮВ. Поэтому можно предполагать, что возникновение в данном ареале сезонных поселений связано с летними кочеваниями.
В долинах Ак-Алахи и Кальджина обнаруживаются все типы могильников. Однако значимость тех или иных типов в различных узлах расселения неодинакова. В главном центре (вблизи устьев рек Кальджин и Аккол) преобладают зимние могильники, хотя выявлены также летний и весен-ний/летний. Населенный пункт в урочище Бертек представлен лишь зимними могильниками. Такая же ситуация наблюдается в узле расселения, находящемся выше по течению Ак-Алахи на 8 км от предыдущего (памятники Укок-2,3,4). Однако следующее сосредоточение памятников (с индексами Ак-Алаха- и Укок-) характеризуется преобладанием летних, весен-них/летних и весенних/осенних могильников, хотя здесь обнаружен и один зимний могильник (Укок-46). Только весенние, летние и осенние могильники выявлены в узле расселения, находящемся по левому берегу Ак-Ала-хи выше и ниже устья р. Чолок-Чад. Слабо выраженные узлы расселения в долине р. Кальджин представлены летними, весенними/летними и весен-ними/осенними могильниками.
Неравномерность размещения населения можно объяснить действием нескольких факторов – природного, исторического, демографического и социально-экономического. Учет демографического фактора позволяет понять большую концентрацию курганов в узлах с зимними типами мо- гильников. Вероятно, она связана с повышенной смертностью населения в зимние месяцы. Природными факторами объясняется сосредоточение зимних могильников в местностях с более низкими абсолютными высотами, поскольку здесь теплее и ближе к лесной зоне, которая может служить источником топлива. Несомненно, что одним из природных факторов, влияющих на расположение могильников, является освещенность. Могильники, как правило, размещены с таким расчётом, чтобы продлить солнечное освещение, особенно утром и вечером. Поэтому зимние устраивали в местностях максимально открытых в юго-восточном и юго-западных направлениях, а для летних могильников выбирались склоны северных экспозиций.
В тех случаях, когда в одном узле находятся и летние, и зимние могильники как фактор размещения выступает удаленность от реки. При этом зимние могильники располагаются в среднем дальше от нее, чем летние. Можно предположить, что такая картина складывается по двум причинам. Во-первых, в зимнее время поселения менее зависимы от водоснабжения (есть снег), во-вторых, размещению зимних могильников вблизи реки, возможно, мешали наледи, широко развитые здесь и сегодня.
В холодные и многоснежные периоды кочевники, вероятно, покидали плоскогорье. А при медленном потеплении климата летние населенные пункты создавали первоначально ниже, чем обычно. Вероятно, именно этим можно объяснить наличие в устье р. Аккол единичных летних и ве-сенних/летних могильников.
Несмотря на долю допуска, в наших построениях вырисовывается вполне определенная картина расселения кочевников скифской эпохи на плато Укок, отражавшая его природные особенности и специфику годового хозяйственного цикла номадов. К сожалению, на сегодня нельзя представить полную картину пазырыкского расселения на Укоке, поскольку многие могильники не идентифицированы. По мере проведения новых раскопок данная картина будет совершенствоваться, и в этом плане наибольший интерес представляют исследования в районе рр. Аргамджи.